Премьер посетил «Адмиралтейские верфи». Чего ждать Северодвинску?
Визит премьера Путина на одну из крупнейших верфей России состоялся на прошлой неделе. Формально он носил ознакомительный характер с положением дел в судострое страны, но фактически, о чем бы ни заходила речь, она вертелась вокруг проблем создания Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).РАНЕЕ, когда Путин еще был в ранге президента, вопрос о ее создании поднимался неоднократно, и всякий раз звучали слова недовольства делами в отечественном судостроении, и в частности медлительностью при создании ОСК. Куратором же этого вопроса, как помнится, назначили первого вице-премьера Сергея Иванова. Правда, у многих складывалось впечатление, что он с самого начала явно не справляется с поручением. Так, в общем-то, оно и оказалось. Поэтому некоторые аналитики склонны рассматривать его нынешнее понижение в должности (из первых вице-премьеров в вице премьеры) чем-то вроде заслуженного наказания.А министр и не спорилБуквально год назад президент Владимир Путин, обращаясь с посланием к Федеральному собранию, напомнил, что в ближайшее время необходимо определиться с господдержкой судостроительной отрасли России. На прошлой неделе уже не президент, а премьер Владимир Путин вновь заявил, что недоволен темпами создания структур ОСК, и напомнил, что правительство должно полностью завершить создание государственной корпорации в 2009 году. Перед этим он подчеркнул тот факт, что за последние 10 лет более 90 процентов российских заказов на строительство судов ушло за рубеж. Причина этого заключается в том, что за границей строят «быстрее, качественнее и, что немаловажно, часто дешевле… Между тем, до сих пор в полном объеме не сформированы аппараты управления корпорации и ее дочерних компаний». Премьер потребовал назвать причины столь медленного выполнения поставленных задач. «Для прорыва и улучшения положения в российском судостроении необходимы системные меры, - заявил глава правительства. - Только таким образом можно существенно поднять конкурентоспособность российского судостроения и обеспечить его глубокую технологическую модернизацию».Министр промышленности и торговли Виктор Христенко спорить с премьером не стал, соглашался абсолютно со всеми его словами, больше того, признал, что в медлительности отчасти есть и его вина, но и о том, что сделано, не умолчал: завершается акционирование предприятий, вошедших в ОСК, формируются семь концернов.К тому же, по словам Христенко, поставить строительство гражданских судов на поток в России мешают две проблемы. Во-первых, высокая степень износа производственных мощностей: «Только 28 процентов гражданских судов может быть построено на отечественных верфях». И второе: более 70 процентов судов являются уникальными замыслами отечественных проектировщиков, которые «невозможно пустить в массовое производство».По словам Христенко, имеется ряд системных проблем: отставание от мирового уровня технологий и организации работ; структурные диспропорции; несовершенство законодательства и финансовой инфраструктуры по сравнению с зарубежными условиями. Это приводит к удорожанию судов на 20-25 процентов по сравнению с зарубежными аналогами. Министр считает, что иные проблемы были заложены еще в советские годы, когда по политическим соображениям крупные заказы размещались на верфях Польши и ГДР. В итоге возможности наших верфей оказались ограничены по водоизмещению пределами в 70-75 тыс. тонн, а реконструкция позволяет увеличивать водоизмещение судна до 100 тыс. тонн. К слову, на правительственном заседании 8 ноября прошлого года, где обсуждалась федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы», Виктор Христенко сообщал, что «существующая производственная инфраструктура не позволяет строить суда дедвейтом более 70-80 тыс. тонн». При равных затратах на труд и материалы крупнотоннажные суда всегда выгодней строить на юге в силу меньшей стоимости расходов на отопление, и поэтому крупные верфи СССР базировались на Украине. Министр назвал извечной проблемой российских корабелов денежный вопрос. Весь мир строит суда в кредит, который составляет примерно 80 процентов от цены судна, при этом дается рассрочка платежа на 10-12 лет под 5-6 процентов годовых, а 20 процентов вносит будущий судовладелец.Нового премьера это, очевидно, не устроило, и он продолжал настаивать: программа развития отрасли должна быть конкретной, в основе ее должен лежать объективный рыночный анализ. Кроме того, программа должна быть рассчитана на грамотное и эффективное вложение государственных средств. Иначе судостроители будут проигрывать в конкуренции по целому ряду показателей, и прежде всего в производительности труда, организации самого производства, темпах внедрения инноваций. Он отметил, что в целом трудозатраты в российском судостроении в 3-5 раз выше, чем у иностранных партнеров, и привел в пример ситуацию, когда для постройки танкера водоизмещением 150 тысяч тонн в России требуется более 1 миллиона человеко-часов, а в Японии и Южной Корее в несколько раз меньше. Очевидно, что для развития российского судостроения необходимо задействовать современные финансовые инструменты. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин при этом хранил гробовое молчание.Путин же продолжал настраивать свой кабинет: страна должна сама строить технику для добычи на шельфе нефти и газа и их перевозки. Нужно четко определиться с действительно перспективными направлениями, прежде всего начать разработку нового поколения кораблей и другой морской техники, нужно сконцентрироваться на проектах, которые жизненно необходимы для обеспечения обороноспособности страны или обещают ощутимую рыночную, коммерческую отдачу.Аналитики сочли, что этот устроенный Путиным разнос следует понимать так, что Сергей Иванов за два года в судостроении так и не разобрался, а нынешнему руководству ОСК дается последний шанс.Вся надежда на частника?Правительство намерено привлекать частных инвесторов для развития судостроительных мощностей России путем их участия в строительстве новых верфей. Об этом заявил 13 мая Виктор Христенко. Включение инвестиционных возможностей частных предприятий увеличит темпы развития отрасли. Рассматривается идея Банка России по строительству новой верфи в Ленинградской области с участием частных инвесторов, предполагается приобретение наиболее значимых зарубежных технологий, которые будут внедряться на новой верфи. Осуществление частно-государственного партнерства будет происходить через объединение Западного центра судостроения и частных производственных активов.Христенко сообщил также, что на Дальнем Востоке планируется строительство новой верфи с участием не только российских частных инвесторов, но и южнокорейских партнеров. Прозвучала также информация о том, что одна из крупнейших в мире частных компаний - норвежская «Aker Yards» может войти в проект создания на Северо-Западе России суперверфи стоимостью 1 млрд долларов.Кадровые интригиИтак, принято очередное, затруднюсь сказать, какое по счету, решение, что государство предложит частному капиталу объединить усилия для строительства новых верфей. Правда, до сих пор впрямую не говорилось о том, что частный бизнес должен сдать активы в ОСК.В свое время президент ОСК Юрий Яров в интервью газете «Коммерсант» упоминал о такой возможности, но очень осторожно и без энтузиазма. Последнее было отмечено, и стул под Юрием Федоровичем, как говорили его недоброжелатели, сильно зашатался. В Санкт-Петербурге вопрос об увольнении Ярова не поднимался, но в кулуарах об отставке Ярова заговорили как о практически решенном вопросе.13 мая Сергей Иванов, снова ставший простым вице-премьером, заявил, что председателем совета директоров ОСК станет другой вице-премьер - Игорь Сечин, а на следующий день в Приморске уже сам Игорь Сечин заявил, что с решением о смене руководства ОСК торопиться не стоит, то есть буквально опроверг слух о предполагаемой отставке Юрия Ярова: «С этим вопросом надо разобраться, и не стоит размахивать шашкой. Юрий Федорович - опытный человек».Ставка на СевмашГендиректор СевмашаНиколай Калистратов тоже участвовал в упомянутом заседании правительства в Санкт-Петербурге. Еще бы, ведь Севмаш, интегрированный в корпорацию, по задумке ее создателей, должен не только восстановить утраченные позиции в военном кораблестроении, но и сделать свою ставку на разработку морских месторождений нефти и газа. Сегодня потребность России в танкерах, газовозах, судах обеспечения, морских платформах составляет более 500 единиц. В Северном центре судостроения, по словам главы Минпромторга Виктора Христенко, планируется сделать упор на улучшение системы управления и реструктуризацию существующих предприятий. Как отметил Николай Калистратов, премьер-министр уже дал поручение соответствующим ведомствам принять меры по повышению эффективности работы нашей верфи. Стоит напомнить, что в течение последних двадцати лет государство практически не вкладывало средства в развитие своего флагмана отрасли.Олег ХИМАНЫЧ Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!