Для будущего Севмашпредприятия это был этапный корабль
Хотя он являлся вторым и последним эсминцем проекта 30, построенным здесь, строительство его ознаменовало важные моменты. Во-первых, от больших охотников за подлодками завод № 402 переходил к созданию боевых кораблей классом выше, что свидетельствовало о возросшем потенциале предприятия, которому еще не исполнилось и 10 лет.Второе. Несмотря на все лихолетья войны, молотовчане сумели не только сохранить на стапелях корпуса этих двух эсминцев, заложенных здесь еще в 1940-м, но и дать им жизнь, а потому сдачу их обескровленному войной флоту, на мой взгляд, справедливо отнести к подвигу всего коллектива.Правда, как это много раз случалось в российской истории, о самоотверженности людей вскоре забыли, и значение события 29 октября 1948 года, когда был подписан приемный акт эсминца «Сталин», со временем несколько померкло. Не потому ли сегодня в собраниях даже известных любителей морской истории не нашлось качественного снимка этого корабля.Строить эсминцы проекта 30 корабелы Союза намеревались еще до войны, большой серией и сразу на шести верфях страны. Завод № 402 входил в их число. В Молотовске заложили шесть «тридцаток», готовили места еще для четырех. Однако вмешалась война. В Николаеве и Ленинграде часть кораблей погибли при бомбардировках и обстрелах, часть просто разобрали на металл, как это вынуждены были сделать и молотовчане. В итоге, к марту 1943 года на всех заводах СССР оставалось только шесть эсминцев проекта 30. Из них два – у нас: «Осмотрительный» (заказ 103) и «Охотный» (заказ 104). Их решили достроить несмотря ни на что! Правда, затем три года работы, поначалу их курировали главные строители Беляев и Юкельзон, продвигались едва-едва. Попытки ввести их в число основных сдаточных объектов предпринимались неоднократно. Но не получалось – война требовала иного, и сроки готовности кораблей отодвигались.Вождь обязывал17 декабря 1946 года эсминец «Охотный» переименовали в «Сталин», и на заводе развернулось соревнование за досрочную сдачу заказов № 103-104. Причем «объект 104», благодаря переименованию, по понятным причинам сразу же попал в особый разряд. Работы на нем возглавил Иосиф Халанай.Передовица заводской многотиражки от 19 декабря 1946 года – «Построим и дадим стране объект 104 в 1947 году!». Любопытно: этот лозунг затем по-своему поддержали ныне очень известные корабелы. Скажем, в феврале Израиль Камай в заметке «Не повторять ошибок прошлого года»: «Главной задачей 1947 года является постройка объекта 104». В марте Иосиф Кацнельсон: «Дадим стране объект 104 в 1947 году!», а также Иннокентий Бахтин по поводу дел на эсминце: «Пора от разговоров перейти к конкретным делам». Такая была риторика тех лет.Поначалу «Сталина» пытались сдать к знаковому юбилею. В одном из апрельских номеров газеты читаем шапку: «Объект 104 носит имя Великого Сталина. Оправдаем оказанное нам доверие большевистскими темпами в работе, постройкой объекта к 30-летию Октябрьской революции». И здесь же анонимная заметка: «Ход постройки объекта 104 на парткоме завода». А партком, между прочим, «констатировал неудовлетворительное выполнение плана по объекту в январе и феврале». В 1947-м корабль так и не сдали, но 18 декабря очередной передовицей было заявлено о новых сроках: «Главной задачей коллектива завода в 1948 году является достройка и сдача в первой половине 1948 года объекта главного строителя Халаная»В апреле к «идеологической обработке» подключился сам министр Судостроя – прислал в Молотовск телеграмму: «Вашему заводу выпала большая честь достроить и сдать в 1948-м году объект 104. Это накладывает на коллектив большую ответственность за своевременную и качественную сдачу объекта». Сразу же был организован митинг прямо на строящемся корабле и со всеми вытекающими заверениями – поддержим, выполним, оправдаем! А 5 мая министр напомнил новой телеграммой: «Уверен, что коллектив завода перевыполнит план 1948 года и досрочно сдаст объект 104». Имя вождя и учителя всех народов обязывало.Технический уникумКроме упомянутой «политической» особенности, «Сталин» отличался еще тем, что именно при его спуске на воду поставили смелый технический эксперимент: впервые в Союзе с боковых стапелей сходил корабль водоизмещением 2580 тонн и при 65-процентной готовности! Прежде этот показатель не превышал 25-28. В нашем случае на «Сталине» уже имелись машинно-котельные установки, вспомогательные механизмы, трубопроводы, было смонтировано несколько важных систем. Спуск готовили тщательно, с привлечением «заводской науки»: пробовали различные составы смазок, обкатывали спусковые стапельные нитки опытовым полозом, снимали весь этот процесс на кинопленку, отсматривали материал на экране, анализировали, думали, снова просчитывали и снова экспериментировали…Когда «Сталин» под восторженное многоголосое «ура!» и медь оркестра катился по стапелям к воде, плавный и нарастающий ход его с нескольких точек заводской набережной снимала группа кинооператоров.Корабль с именем вождя сдали флоту 29 сентября 1948 года – день в день через год после того, как был сдан головной корабль проекта 30 - «Осмотрительный». 3 октября 1948-го, и это узнаем из заводской многотиражки, «в Гортеатре состоялся торжественный вечер», посвященный сдаче эсминца «Сталин». Здесь в торжественной обстановке сначала вручали денежные премии отличившимся корабелам, потом – банкет. А еще через некоторое время в переполненном зале люди, затаив дыхание, смотрели на экран – там был «Сталин»! Сначала недвижный, а потом - на дорожках слипа и на воде. По просьбе зрителей хронику «прокрутили» еще и еще раз, а желающих посмотреть на экране спуск корабля не становилось меньше.Равнение на лучшихТех, кто от закладки непосредственно строил эсминец, уже нет с нами, наперечет те, кто стал свидетелем его спуска на воду 19 июля 1947-го. А из моряков первого экипажа «Сталина» в 1998-м проживали в нашем городе шесть человек.Первый командир. Понятно, что экипаж корабля с таким именем должен был возглавить лучший офицер. Так и вышло: на мостик эсминца поднялся капитан III ранга Николай Федотович Гончар – образованнейший моряк своего времени, участник конвойных операций Великой Отечественной, командир эсминцев «Достойный» и «Разъяренный», знаток тактического искусства. Надо сказать, командиров по фамилии Гончар на Северном флоте было два - случается, их путают. Петр Михайлович Гончар во время войны командовал Краснознаменным лидером «Баку», а Николай Федотович, о котором мы и ведем речь, это его однофамилец.К слову, в 1998-м в Северодвинск приезжала вдова Н.Ф. Гончара – Галина Григорьевна, жившая в Молотовске вместе с супругом и, как выяснилось, хорошо помнящая весь период достройки, испытаний и сдачи эсминца. И еще одна любопытная деталь – сын Николая Федотовича – Н.Н. Гончар в свое время являлся известным политиком - депутатом Госдумы первых созывов, возглавлявшим именное объединение - «Блок Николая Гончара». Так вот и он, как выясняется, в раннем детстве жил с семьей в Молотовске и много раз бывал на «Сталине». Здесь к нему приставляли моряка и делали это после того, как однажды малолетний Коля свалился-таки за борт. Мальчишку тогда спас… командирский бульдог, отважно прыгнувший в воду следом.Когда Николай Федотович Гончар ушел на повышение, то передал свои полномочия капитану III ранга Николаю Михайловичу Гею, который после «Сталина» руководил штурманской службой Беломорской флотилии, а затем, окончив академию, командовал боевыми соединениями на Тихом океане, был советником правительства Насера в Египте, а позже преподавал в академии.Первый старпом «Сталина», ныне контр-адмирал в отставке, Анри Викторович Петерсон, также немало отдал морю: в Молотовске был командиром «Разъяренного», затем командовал соединением сторожевиков и служил в штабе Северного флота.Недолгий векЭсминец «Сталин» прослужил Родине без пяти месяцев 10 лет. 23 марта 1958 года экипаж его расформировали, а сам корабль отправили на разделочную базу. Правда и то, что после известных событий осени 1953-го эсминцу вернули название «Охотный», с которым он собственно и начинал жизнь на стапелях Молотовского завода № 402 еще до войны.На столь малый срок службы «Сталина» нельзя не обратить внимания. Что стало причиной тому, точно неизвестно, высказываются разные версии, но чаще других доводилось слышать о неком техническом изъяне в машине корабля. В Центральном военно-морском архиве имеются документы, из которых следует, что на эсминце «Сталин» после заводских испытаний обнаружили раковины и завалы зубьев турбозубчатого агрегата. Предпринимались «кустарные меры» по шлифовке и подгонке зубьев, но это не привело к желаемым результатам…Еще особая деталь – накануне подписания приемного акта 24 сентября 1948 года арестовали председателя госприемной комиссии капитана I ранга Д.Л. Блинова, а 27 сентября в Молотовск прибыл новый председатель приемной комиссии капитан I ранга П.Н. Сухов, который вечером следующего дня акт подписал. Было ли все это связано с обнаружением дефекта или же попытками скрыть его, мы не знаем, но думается, дефект на корабле с именем «Сталин» вряд ли можно было скрыть. А уж каким могли быть последствия для виновных, страшно даже представить. Генералиссимус таких «проколов» не прощал.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!