Не утонет ли судостроительная корпорация в разговорах?
Что-то не совсем ладное происходит вокруг Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Или можно выразиться по-другому - тревожная информация о том, что «в ОСК ничего не делается», которую в свое время доводил до слуха президента первый вице-премьер Сергей Иванов, на прошлой неделе снова получила подтверждение. Регистрация корпорации, как и утверждение Совета директоров и нового президента ОСК вместо внезапно ушедшего Александра Бурутина, переносилась не однажды. Последний раз на 30 октября. Вот уж и 30 октября минуло, сегодня, когда пишутся эти строки, 9 ноября, а обещанной регистрации все нет.ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, всю прошлую неделю звучали заявления о планах и намерениях. Первым высказался новый глава Федерального агентства по промышленности (Роспром) Андрей Дутов. По его словам, в 2015 году строительство морских судов на российских верфях увеличится в 2,2 раза, а объем внутреннего рынка гражданского судостроения составит 22,8 миллиарда долларов. Уже якобы развернута работа по созданию проектов современных судостроительных комплексов в Западном, Дальневосточном и Северном регионах, планируется создание на принципах государственно-частного партнерства как минимум двух крупных верфей - «Дальзавод» и «Северная верфь»…Кстати, еще 19 октября премьер-министр России Виктор Зубков подписал распоряжение о включении Андрея Дутова в состав правительственной Комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта.Главный ориентир ему поставлен - полное обеспечение внутреннего спроса морских и речных перевозчиков, а также «Газпрома» и «Роснефти», начинающих интенсивную разработку шельфовых месторождений на Штокмане и Каспии.А 8 ноября в процесс разговоров включился уже и премьер-министр Виктор Зубков. Он высказался за активное подключение финансовых институтов развития к реформированию отрасли гражданского судостроения. Мысль эту он озвучил, открывая заседание правительства, которое намеревалось рассмотреть вопросы создания гражданской морской техники. Цитируем премьера: «Считаю важным активней подключать сюда институты развития. При формировании своих стратегий они, прежде всего, учитывают общенациональные задачи. И, например, одним из приоритетов деятельности «Внешэкономбанка» является именно судостроение».Зубков пояснил, что только совместные усилия государства, бизнеса и институтов развития смогут раскрыть весь потенциал отрасли, обеспечить гражданскому судостроению России выгодную конкурентную позицию, взять на себя значительную долю мирового рынка продаж.Премьер признал, что российское судостроение «переживает сейчас не лучшие времена. И это при том, что сегодня морской транспорт востребован на мировых рынках. Особенно в связи с возросшей конкуренцией по освоению углеводородного сырья на континентальном шельфе». Имеющиеся у нас производственные отрасли остро нуждаются в модернизации. Зубков напомнил, что в прошлом году была принята Стратегия развития судостроительной промышленности до 2020 года и на перспективу, а накануне был утвержден проект концепции федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники», которая призвана комплексно решить проблемы отрасли. Однако накопленный научно-технический потенциал и новые проекты практического применения не находят, хотя эти проблемы неоднократно озвучивал президент страны, они рассматривались правительством, давались соответствующие поручения. «Очевидно, что процесс реформирования отрасли затянулся», - заключил Зубков.После такого вывода министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и представил премьеру проект федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы». Объем ее финансирования - 140 миллиардов рублей, из которых 97 миллиардов рублей составят средства федерального бюджета. Доля российского гражданского судостроения на мировом рынке должна вырасти к 2015 году на 2 процента, что составит около 2 миллиардов долларов…Но это опять же из области заявлений о намерениях. А что же с многострадальной ОСК?На прошлой неделе глава Роспрома Андрей Дутов еще раз повторил, что акции крупных судостроительных предприятий будут переданы на баланс ОСК в начале 2008 года, а в настоящее время все документы для регистрации ОСК направлены в администрацию президента. К назначению главой ОСК рекомендован экс-вице-премьер, директор Северного проектно-конструкторского бюро Юрий Яров, сформирован также совет директоров госкорпорации, который будет состоять из 11 членов. Но это для корабелов давненько уже не новость. Новостью стало то, что, по словам Андрея Дутова, государство готово идти достаточно далеко для успеха новой корпорации, поскольку «возьмет на себя те риски, которые бизнес по тем или иным причинам взять не может».Когда номер готовился к печати, из уст министра промышленности и энергетики Виктора Христенко прозвучало еще одно многообещающее заявление - его министерство намерено объявить конкурс на строительство на Дальнем Востоке и Северо-Западе России новых судостроительных верфей, способных производить суда водоизмещением более 100 тыс. тонн. По словам чиновника, существующие ныне верфи не способны производить суда с таким водоизмещением, а «материально-техническая база действующих верфей позволяет строить суда водоизмещением до 80 тыс. тонн». Министр отметил, что в федеральной целевой программе развития гражданского судостроения средства на эти цели… не предусмотрены. Строительство новых верфей будет осуществляться «на основе частно-государственного партнерства». А это уже, как тут же поспешили заявить скептически настроенные эксперты, первый шаг к провалу всей затеи.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!