До нормально работающей судостроительной корпорации еще далеко
В минувшую пятницу на заседании правительственной комиссии по обеспечению интеграции предприятий судостроительного комплекса России было официально объявлено о представлении кандидатуры директора «Северного ПКБ» Юрия Ярова на должность президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). На этом же заседании обсуждались текущие вопросы ее формирования. Регистрацию нового акционерного общества предполагается провести в Санкт-Петербурге в ближайшее время. Если верить чиновникам, счет здесь идет на дни.Напомним предтечу явно затянувшихся событий. 21 марта этого года Владимир Путин подписал ряд указов о создании Объединенной судостроительной корпорации. Ожидалось, что она со стопроцентным участием государства будет зарегистрирована в четырехмесячный срок. Однако этого до сих пор не произошло. В состав ОСК на правах дочерних должны войти Западный, Северный и Дальневосточный центры, которые объединили бы все основные судостроительные и судоремонтные предприятия России. Предполагалось, что суммарный портфель заказов составит 12 млрд. долларов.Завершить создание Объединенной судостроительной корпорации в соответствии с постановлением правительства планировалось 15 сентября этого года. В совет директоров ее хотели включить членов правительства: министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, министра транспорта Игоря Левитина, министра обороны Валерия Сердюкова и других. Также планировалось, что в совет директоров войдут представители от «Газпрома» и «Совкомфлота» - всего около 12 человек во главе с вице-премьером правительства РФ Сергеем Нарышкиным.Начали за здравие...Итак, ОСК должны были зарегистрировать еще в июле, но до сих пор этого не произошло. По этому поводу первый вице-премьер Сергей Иванов в начале августа докладывал президенту Владимиру Путину – «до сих пор почти ничего не сделано». В принципе, ничего не делалось и дальше.А потом грянула неожиданная отставка Александра Бурутина с поста президента ОСК. Мотивы ее и сегодня многим и во многом неясны. В самом деле: едва он начал работать, знакомиться с отраслью, встречаться с людьми, давать оптимистичные прогнозы и даже делать громкие заявления, как вдруг последовало его назначение на должность… первого заместителя начальника Генерального штаба ВС России (?!) Аналитики сразу же взялись истолковывать эту отставку. Слов о необходимости усилить Генштаб не прозвучало. Больше других вертелись три версии. Первая: Бурутин не нашел общего языка с руководством крупнейших российских верфей. Вторая, отчасти, быть может, объясняющая первую: генерал-майор оказался некомпетентным в такой технологически сложной отрасли как судостроительная, и счел за благо уйти. Третья: Бурутин был искусно «съеден» в результате яростной схватки чиновничьих «элит»На фоне этой неожиданной отставки и явно затянувшейся паузы с формированием руководящих органов ОСК инициатива с созданием российского судостроительного гиганта как-то разом поблекла.Поначалу это объясняли отставкой правительства Фрадкова и неопределенностью с новым составом кабинета министров. Однако новое правительство уже работает, а в вопросе с ОСК по-прежнему нет ясности. Разве что в вопросе с преемником Александра Бурутина…Единственной новостью организационного порядка за все это время стало официальное сообщение об утверждении Министерством промышленности и энергетики стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года, которая, якобы «разработана в соответствии с поручениями Президента и правительства на базе действующих программ и планов».Что греха таить, именно в это «смутное и неясное» время в высказываниях относительно создаваемого ОСК, заметно оживились скептики. Скажем больше, появились и те, кто откровенно оценивает предпринятую затею, как «большую авантюру, инициатором которой выступает государство, а такие вопросы, как портфель заказов, страны-заказчики, проекты будущих судов, долгосрочные контракты, пока остаются открытыми».А чего стоит заявление Александра Быстрова - заместителя руководителя аппарата комиссии Совета Федерации по национальной политике – «С формированием ОСК ничего хорошего в судостроительной отрасли не будет. Судостроение не сдвинется с мертвой точки…»Слабы пред Азией заводыПохвастаться успехами не могут и дальневосточники. Причем, их пример во многом показателен для всей отрасли. Предприятия, которые, по замыслу организаторов ОСК, должны войти в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, пока не могут найти деньги для смены формы собственности. В решении рабочей группы, созданной администрацией Приморского края для интеграции местных организаций судостроительного комплекса, так и сказано: «Основной преградой, препятствующей объединению компаний, является отсутствие финансовых средств на выполнение приватизационных работ». В связи с этим рабочая группа обратилась за помощью в правительство и администрацию Президента России. Но официальный ответ, более похожий на отписку, проблему не решил.Иными словами, работа по созданию Дальневосточного центра судостроения и судоремонта практически не ведется. Согласно официальной информации, только «Дальзавод» внес 20% акций в уставный капитал создаваемого АО. Остальные же заводы (унитарные предприятия) настолько слабы в финансовом отношении, что у них нет денег для преобразования в акционерные общества. Спрашивается: как же при такой нищете и слабости они собираются конкурировать с верфями Азии, которые в финансовом и технологическом отношении считаются самыми передовыми в мире?!О том, что работы по созданию ОСК на Дальнем Востоке не ведутся, косвенно подтвердил и новый руководитель Комитета по рыболовству Андрей Крайний. Ему практически вторил и генеральный директор ФГУП «Звезда» Юрий Щульган, который, представляя на Морской коллегии проект комплекса по строительству буровых платформ и среднетоннажного флота на территории «Звезды», вообще не упомянул партнерство с другими предприятиями предполагаемого «Центра».Подковерные сраженияЕдинства во взглядах на будущее ОСК, не было и нет. Об этом свидетельствует та чиновничья война, которая и до этого шла вокруг идеи холдинга между так называемыми «элитами», с отставкой Александра Бурутина она лишь обострилась. Отголоски ее время от времени звучали в СМИ. Так, по информации, которую сообщили журналистам чиновники из промышленного департамента, пожелавшие остаться неизвестными, у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко недавно появился новый заместитель, бывший глава «Оборонпрома» Денис Мантуров, который курирует вопросы создания и регистрации ОСК и который «опять делает все по-новому».Естественно, что и кандидатура нового президента ОСК тоже стала объектом борьбы. Рассматривались кандидатуры первого заместителя председателя военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Владислава Путилина и заместителя руководителя Федерального агентства по промышленности Андрея Дутова. Говорят, последнего усиленно лоббировал все тот же глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Но сценарий Христенко не удался - Андрея Дутова назначили не в президенты ОСК, а руководителем Федерального агентства по промышленности взамен Бориса Алешина, ушедшего на АвтоВАЗ. Это назначение, говорят, было согласовано на… дне рождения Владимира Путина, а затем, как утверждает «Коммерсант», проведено в рекордно короткие сроки: Виктор Зубков подписал распоряжение о назначении уже на следующий день после внесения соответствующего представления.Интриги московского двораС Роспромом, кстати, тоже имеются свои коллизии, если не сказать, интриги. Так, на должность руководителя Роспрома выдвигалась кандидатура заместителя главы Минпромэнерго Андрея Дементьева. Как сочли многие, это поставило бы крест на планах главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова разделить Минпромэнерго на два министерства - Минэнерго и Минпром. Но и у Виктора Христенко появился повод для беспокойства в связи с усилением позиций его нового заместителя Дениса Мантурова, который является ставленником Сергея Чемезова. Господина Мантурова, между прочим, прочат на пост главы Министерства промышленности. А в ближайшем окружении господина Чемезова утверждают, что Андрей Дутов – «это лучший выбор, который можно было бы сделать в отношении главы Роспрома», якобы потому, что он имеет опыт работы в аналитическом департаменте ГРУ, ОНЭКСИМ-банке, ХК «Новые программы и концепции», «не ассоциируется ни с одной из кремлевских команд и считается хорошим экспертом в области промышленности».Как выходят из тениЮрия Ярова, как выясняется, нам дали по знакомству… Ему исполнилось 65 лет, в свое время он работал главой Леноблисполкома, где его заместителем был… нынешний премьер Виктор Зубков. Потом Яров пошел на карьерный взлет, стал вице-премьером в правительстве Виктора Черномырдина и заместителем главы администрации президента Ельцина. В последние же годы он как бы снизил высоту полета и возглавлял Северное проектно-конструкторское бюро. Но именно из-за факта личного знакомства Ярова с обогнавшим его по карьерной лестнице Виктором Зубковым, все обозреватели в один голос заявили, что проблем с одобрением его кандидатуры в правительстве возникнуть не может.Хотя и здесь не обошлось без скептиков. Есть те, кто полагает, что вице-премьерство Ярова в правительстве Виктора Черномырдина и пост заместителя главы администрации Бориса Ельцина сегодня не лучшая рекомендация, по меньшей мере – в глазах руководителей судпрома среднего звена и рядовых корабелов: уж очень свежи впечатления от разгрома российского флота и судостроительной отрасли, который устроили в свое время и Борис Николаевич, и Виктор Степанович.Известно также, что две недели назад Юрий Яров встречался с помощником президента Игорем Шуваловым и они обсуждали проблемы создания ОСК. Правда, обсуждать перспективу своего назначения руководителем корпорации с журналистами Яров не стал.Теперь ему предстоит ускорить процесс формирования судостроительной корпорации. По силам ли Юрию Ярову решить отраслевые проблемы, сказать мало кто берется, но как положительный момент упоминается, что в свое время Яров был членом экспертного совета правительственной комиссии по обеспечению интеграции предприятий судостроительного комплекса России и даже говорят, что он, по сути, был инициатором той схемы реструктуризации, которая реализуется сейчас.И последнее. Вернемся к последнему заседанию уже упомянутой правительственной комиссии. Следующее ее заседание запланировано на 30 октября. Главной повесткой дня станет обсуждение проекта концепции федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы».
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!