Индийский «Викрамадитья» может снова стать нашим «Горшковым»
Такой поворот событий иначе как сенсационным и не назовешь. Тем не менее на прошлой неделе появился серьезный повод для разговоров о возвращении многострадального авианосца под российский Военно-морской флаг.ЗНАКОВЫМ событием минувшей недели стал визит министра обороны России Анатолия Сердюкова в Северодвинск. Он носил откровенно закрытый характер, мало комментировался заводской пресс-службой, хотя в данном случае можно было обойтись и без нее, так как о главной цели посещения верфей министром не догадывался разве что беспробудно апатичный корабел. Под широкой официальной повесткой - «проверка выполнения государственного оборонного заказа» главным образом скрывалось намерение ознакомиться на месте с ситуацией на индийском авианосце «Викрамадитья» (бывший российский «Адмирал Горшков»). За это говорит хотя бы то обстоятельство, что северодвинскому визиту уделило большое внимание и руководство ВМС Индии, а также индийский военно-морской атташе в Москве.Сердюков прибыл на Севмаш во главе представительной делегации численностью более 40 человек. В ее составе были, в частности, главком ВМФ Владимир Высоцкий, представители Минобороны и Генштаба, руководители проектных организаций и предприятий, завязанных на судострое. Министр и сопровождающие ознакомились с ходом работ на головном подводном ракетоносце нового поколения «Юрий Долгорукий», побывали на атомоходе «Дмитрий Донской», но, что греха таить, над всем этим со своими проблемами как бы возвышалась стальная громада авианосца - пока что мертвого корабля.«Он утопит ваш завод…»Летним днем 1999-го «Адмирал Горшков» прибыл к Никольскому бую. Северодвинск этого момента долго ждал. Много было пересудов, споров вокруг него, много было и надежд, ведь авианосный корабль, пришедший на ремонт в смутное и непредсказуемое для нормальной страны время, был способен дать работу тысячам корабелов. Не забылись и разочарования: неоднократно уже, казалось, близкий приход «Горшкова» на Севмаш по разным причинам откладывался, и все это нервно тянулось едва ли не пару лет…С Валентином Капустиным мы оказались первыми северодвинскими журналистами, ступившими на его палубу. Основная группа из представителей завода, офицеров Беломорской ВМБ и журналистов добралась до авианосца полутора часами позже. Потому у нас была возможность лучше познакомиться с кораблем, переговорить не только с офицерами походного штаба «Горшкова», но и его максимально сокращенным экипажем.С верхних палуб мы опустились на ходовой мостик, потом еще ниже - в пустой и грязный авиационный ангар, прошли коридорами разоренной машины, через завалы труб, металлических конструкций и хлама пробрались к помещениям кормовых вспомогательных механизмов. Более всего тогда поразили не габариты и потаенная мощь корабля (они действительно способны впечатлить), а то, как жестоко морской богатырь изувечен.В разговоре с вице-адмиралом Владимиром Доброскоченко, который руководил буксировкой авианосца, перспектив «Горшкова» мы не касались, а вот с офицерами-механиками горячо обсуждали и жуткую разруху на корабле, и технологию предстоящего ремонта. Точнее, потянет ли ее Севмаш, ведь одно дело - строить подлодки, другое - капитально взяться за тяжелый надводный крейсер. Мнения звучали разные. Как звали того капитана II ранга, не знаю, его имя мне было ни к чему, но одна его фраза застряла на годы: «Этот авианосец утопит ваш завод…». «Что за мрачные пророчества?!» - подумалось тогда.Ошибочка вышлаНапомним, по контракту, подписанному в Дели три года назад, на Севмаше «Горшкова» должны были отремонтировать и модернизировать для ВМС Индии. К слову, индийцы уже в период нахождения корабля в Северодвинске нарекли свой авианосец «Викрамадитья» - именем легендарного персонажа из своего эпоса. Сроком сдачи корабля считался 2008 год. Однако в мае этого года экспертная группа Роспрома неожиданно озвучила свое заключение - для окончания среднего ремонта и переоборудования не хватает 333,3 млн долларов. Между прочим, по оценкам заводских экономистов, фактические затраты могут оказаться в 2,5 раза выше того, что заложено в контракте. «Российская газета», например, ссылаясь на неофициальные источники, называет сумму более 600 млн долларов.О том, что дела на «индийском корабле» идут неважно, стало ясно не вчера, а года полтора назад. Прежнее руководство Севмаша старалось не говорить об этом громко - пресс-служба предприятия как-то вяло реагировала на вопросы о «Горшкове» с этой стороны заводского забора, зато слухи по городу витали в избытке. Бесконечно это продолжаться не могло. И вот 10 октября министр обороны и представители Рособоронэкспорта собрались в Северодвинске, чтобы решать практически один вопрос: что делать с авианосцем?Индийскую сторону понять можно: контракт в свое время был заключен по взаимному согласию сторон. Деньги заплачены. Какие теперь могут быть пересмотры соглашения? Если в России не умеют правильно считать, так это проблема России.Доводы российской стороны: такого характера работы, как на бывшем «Горшкове», стоят много больше. Есть мировая практика ремонтов и модернизаций атомных авианосцев, есть средние цифры, и даже если учитывать «паротурбинный» статус и далеко не за-предельное водоизмещение «Горшкова», средств на него требуется больше, нежели указано в контракте. «Российская газета» приводит следующие слова директора Севмаша Николая Калистратова: «В Северодвинске не первый год ремонтируют для Индии дизельные подводные лодки. Этой осенью сдаем четвертую. Водоизмещение их известно - 2300 тонн, объем наших трудозатрат с заказчиком согласовывается и находит отражение в цене контракта. Не открою большой тайны, если скажу, что за одну индийскую лодку «Звездочка» получает около 100 миллионов долларов. Теперь посмотрим на «Горшкова». Водоизмещение - 45 тысяч тонн, то есть почти в двадцать раз больше. А работы на нем ничуть не проще, скорее, наоборот...»Однако обыватели, не вникая столь глубоко, сидя в курилках и на кухнях, задают друг другу вопросы: кто же так лихо просчитался на сотни миллионов, когда готовился контракт? Почему тогда примеры из мировой практики не стали ориентирами? Кто и как теперь будет отвечать? А может, все по-русски просто - денег хватало, но их разворовали? Относительно последнего пока можно лишь сослаться на официальную информацию о том, что ни заводская прокуратура, ни Счетная палата России не усматривают криминальных моментов в многомиллионной недостаче.Из всего этого следует, что на сегодняшний день, по выражению одного из аналитиков, «Россия оказалась перед выбором: уступить Дели переоборудованный авианосец по цене чуть выше морозильного траулера или расторгнуть убыточный контракт, а корабль вернуть российскому ВМФ». Правда, и в таком случае не снимается с повестки традиционный русский вопрос: что делать? Конкретно: сразу отправить авианосец в утиль или все-таки искать в бюджете деньги на продолжение модернизации уже для своих моряков?Над Севмашем тучи ходят хмуро…Говоря о создавшемся положении, новый директор главной северодвинской верфи Николай Яковлевич Калистратов употребил однажды образное выражение: «финансовая яма». Путь из нее не будет легким. Если верить осторожным высказываниям специалистов, допущенных к закрытому разговору, «наметились пути решения проблемы», однако какие именно, нам пока остается только гадать.Вообще, Николаю Яковлевичу можно только посочувствовать, поскольку в наследство ему достался не только громкий провал с «Горшковым». В центральных СМИ и ряде специализированных изданий, будто по команде, Севмаш теперь поминается не с лучшей стороны. Язвительно пишут, например, о проекте 955 «Борей». Цитируем: «15 апреля нынешнего года из стапельного цеха выведен головной корабль этого проекта - «Юрий Долгорукий». Событие широко и громко освещалось, кое-кто поторопился «Долгорукого» не только на воду спустить, но и в боевой состав зачислить. Увы! Пока что этот корабль на воду не спущен: на нем завершаются достроечные работы».Дальше больше - сообразно моменту появились сомневающиеся не только в возможностях северодвинской верфи, но и в самой идее создания холдингов в России. Севмашпредприятие, напомним, должно стать фундаментом для Северного центра в рамках Объединенной судостроительной корпорации.Короче, над Севмашем в прессе тучи ходят хмуро…Невезучая планидаНадо признать, «Адмиралу Горшкову» фатально не везло еще в ту пору, когда он назывался заказом № 104 Черноморского завода - тяжелым авианесущим крейсером «Баку». В период сдаточных испытаний корабль стоял в Северной бухте Севастополя. В мартовскую ночь 1987-го разразился шторм с порывами ветра более 25 метров в секунду. Три буксира не удержали «Баку» от навала на плавмастерскую, корпус которой просто треснул, и она в считанные минуты затонула. Людей, которые выбрались на ее крышу, чудом удалось эвакуировать.Первая средиземка у новейшего корабля тоже не задалась - авианосец преследовали поломки в машине. С юга «Баку» прибыл на Северный флот, где в последующие годы больше отстаивался на якоре в Кольском заливе, нежели ходил в океане. Говорят, в турбинной установке «Баку» имелся дефект, который обнаружили еще на стапеле, но на дорогостоящий демонтаж так и не решились - это надолго задержало бы сдачу корабля ВМФ. Документально подтвердить эту версию не представляется возможным. Силуэт «Баку» постоянно маячил на рейде Североморска, но даже на неходовом крейсере то и дело случались ЧП: ломалась машинная часть, были возгорания, а в феврале 1994-го тяжелая авария - разрыв паропровода, погибли 6 матросов.Как видим теперь, семь лет стоянки у причальной стенки Севмашпредприятия - тоже счастливой порой корабля не назовешь.Что гость индийский нам готовит?На прошлой неделе состоялось заседание российско-индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. На ней было заявлено о предстоящем визите в Москву премьер-министра Индии Манмохана Сингха. Однако известно, что до этого момента еще предстоит провести ряд двусторонних мероприятий, и, в частности, 7-е заседание российско-индийской комиссии по военно-техническому сотрудничеству. В связи с этим появились сообщения, пока, правда, гипотетического характера, что высокий гость в числе прочих вынесет на обсуждение и вопрос о явно затянувшейся модернизации авианосца «Викрамадитья». Действительно, трудно предположить, что он сможет оставить такой момент без внимания. А если так, то очень злые языки пророчат нам большие неприятности.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!