Такой есть у Карелии, которую чаще называют республикой тайги и озер
Во-первых, на Севере она имеет выход к Белому морю. Во-вторых, Онежское и Ладожское озера – одни из крупнейших пресноводных акваторий Европы - вполне можно назвать внутренними морями. Наконец, по территории республики проложен Беломорско-Балтийский канал. В индустриальном секторе Карелии есть две верфи, а также пароходство, чей флот состоит из судов смешанного типа «река-море».Кстати, 29 июля в столице Карелии, как и во всех морских городах России, отмечали День Военно-Морского Флота. Он начался возложением венков и традиционным митингом на набережной у памятного камня воинам Онежской флотилии. Днем раньше делегация республики прибыла в североморскую базу Гаджиево, где состоялась встреча с экипажем атомной подлодки «Карелия». Еще стоит напомнить: до того как авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» сменил российский флаг на индийский, над этим кораблем шефствовал Петрозаводск.Эти заметки - о прошлом и настоящем «водной составляющей» региона, на западе соседствующего с Архангельской областью.ББК оживаетПять лет назад Беломорско-Балтийский канал (ББК) производил удручающее впечатление. По крайней мере, в районе поселка Шижня, что расположен на самом северном участке между шлюзами №18 и №19. Отсюда фарватер ведет прямо в Белое море. Казалось бы, в таком районе должно быть тесно от судов. Ан нет! И на канале, и в самом порту Беломорска царило запустение.По признанию местных жителей, картина хотя и медленно, но начала меняться года полтора назад. В основном увеличилось количество транзитных танкеров. Чаще стали появляться сухогрузы типа «река-море», идущие к заполярному Варандею и даже в Байдарацкую губу. К слову, с освоением Штокмановского месторождения, по подсчетам транспортников, поток грузов через ББК в арктическом направлении будет ежегодно возрастать. К тому же в последние два года оживили движение на канале и туристические пассажирские суда.Поморы мечтают, карелы делаютОсенью прошлого года Беломорско-Онежское пароходство объединилось с компанией «Карелия» - одной из крупнейших туристических фирм республики. В результате появилась «Туристическая компания Беломорско-Онежского пароходства» (ТК БОП). Связано это с укрупнением туристического рынка в направлении Кижей и Соловков. Сохраняются и перевозки в Заонежье и восточный портопункт Онежского озера - Шалу. Руководством фирмы поставлена задача - создать компанию полного цикла: со своим флотом для перевозок, причалами в портопунктах, со своим автобусным парком, гостиницей и рестораном, а также полным штатом обслуги…За водным транспортом, как считают руководители ТК БОП, будущее карельского туризма, поскольку стоимость пассажирской авиации по-прежнему высока, и билеты в обозримом будущем вряд ли подешевеют.Флот петрозаводской компании состоит из семи скоростных судов типа «Комета». Если раньше на местных перевозках трудились в основном эти суда, то сейчас большая часть их переведена на туристические линии, где заполняемость пассажирского салона больше, соответственно и рентабельность выше. На местных линиях в Шалу и Великую Губу работает теплоход «Беломорье». Еще один теплоход – «Московский-2» - перевозит петрозаводчан на внутригородской линии, есть теплоход представительского класса «Инженер Нарин». Петрозаводчане намерены пополнить свой флот и ждут от нижегородских судостроителей два судна на воздушной подушке.Разрабатываются новые туристические маршруты – не только по Онежскому озеру, но и Ладожскому, в том числе на Валаам.Особая речь о Соловках. Пока архангельские поморы судят да рядят, как вернуть себе монополию на морские туристические перевозки по этому маршруту, петрозаводчане запустили в сторону островов «Комету» из Беломорска и, похоже, останавливаться на этом не намерены: еще одна их «Комета» будет ходить к архипелагу из Кеми.Не было бы счастья…В самом конце прошлого года министр обороны, тогда еще Сергей Иванов, поднял важную проблему – очистки дна Балтики от мин и неразорвавшихся снарядов, которые остались здесь со времен 2-й и даже 1-й мировых войн. Проблема увязывалась с намерением России проложить здесь Северо-Европейский газопровод. Таким образом, у Балтийского флота появилась новая задача.Своего рода «монополистами» на строительство противоминных кораблей в Советском Союзе были Средне-Невский завод Ленинграда и петрозаводский «Авангард». Если первый строил морские тральщики, то петрозаводчане – базовые и рейдовые. Всего предприятие сдало их флоту 60 единиц.В настоящее время на карельской верфи стоят в ремонте три минных тральщика, два из которых Балтийского флота. В связи с упомянутым заявлением Сергея Иванова у «Авангарда» появились надежды на серьезный госзаказ. Председатель совета директоров верфи Александр Костюнин заявил буквально следующее: «Флот наш сегодня, конечно, помельчал. Финны – и те держат на Балтике в два раза больше боевых кораблей, чем мы. Нашему же заводу для полного счастья не хватает примерно 40-процентного увеличения производства. В связи с тем, что завод является единственным предприятием в стране по строительству и ремонту противоминных кораблей проекта 12650, перед руководством верфи поставлена задача увеличить объем производства. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло».У «Альбатроса» юбилейКрупную серию малых рыболовных сейнеров (МРС-80) в 40-50-х годах строил петрозаводский судостроительный завод. Головное судно называлось «Альбатрос», его сдали летом 1947-го, то есть ровно 60 лет назад. Это были небольшие промысловые суденышки, предназначенные для прибрежного лова, с небольшим водоизмещением, маломощным движком в 80 л.с., ограниченным районом плавания и, по выражению Виктора Конецкого, с обшивкой толщиной в ноготь. Но в таких судах очень нуждались не только рыбаки европейской части страны, но и Дальнего Востока. Тогда и было решено переправлять сейнеры петрозаводской верфи на Тихий океан, причем своим ходом! Более того, маршрут их пролегал по Северному морскому пути! Эпопея с рискованным перегоном «Альбатросов» описана в «Завтрашних заботах» - ранней повести Виктора Конецкого.Сегодня петрозаводчане промысловых судов не строят – ни больших, ни малых. А жаль: потребность в последних ощущается даже в самой Карелии. В советское время республика, хотя и под флагом Мурманска, держала свой промысловый флот в океане, местные предприятия славились уловами и переработкой озерной рыбы. Морские траулеры республика потеряла в результате разгула приватизации, а промысловые хозяйства на реках и озерах практически перестали существовать, в том числе и уникальный комплекс на Водлозере. Итог: за исключением форели, которую сегодня успешно разводят в фермерских хозяйствах Карелии, да сравнительно небольшого количества беломорской рыбы, остальная поставляется на прилавки магазинов из-за пределов республики.Ставка на форельУтверждается, что современные технологии позволяют выращивать на Севере все что угодно. Вопрос лишь в цене. В Карелии идеальные природные условия для выращивания форели: множество озер, изрезанная береговая линия, удобные шхеры и заводи, закрытые от ветров, нулевая минерализация воды, малые техногенные загрязнения. Сейчас в регионе действуют 30 форелеводческих хозяйств. Еще 27 предприятий находятся на стадии строительства. Есть крупные рыбозаводы с петербургским, московским и даже ино¬странным капиталом. Наряду с серьезными производителями успешно трудятся и малые семейные ЧП.При себестоимости производства на уровне 80-90 рублей за килограмм отпускная цена может составлять 100-160 рублей. Поэтому товарное форелеводство - суперприбыльный бизнес. Оно демонстрирует самую высокую в продовольственном секторе экономики рентабельность – до 30-35 процентов и привлекает короткими сроками окупаемости – около трех лет. Проблем со сбытом готовой продукции у карелов нет. Покупатели из Москвы и Санкт-Петербурга буквально охотятся за товаром, подгоняют фуры прямо к садкам и забирают весь «урожай» по выгодной производителям цене.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!