«Тягловые кони» вспомогательного флота в августовском море
Само словосочетание - вспомогательный флот - указывает на второстепенную роль, которую отводят его кораблям и судам. Несведущих я бы предостерег от такого толкования. Один мудрый капитан дал ему иное определение – «скромный труженик флотских кулис» - это и поэтичнее, и точнее. Недаром на рубке буксира МБ-8 художник нарисовал эмблему с изображением морского конька – рыбы семейства игловых. Но, конечно, не изящество представителей рода Hippocampus лежит в основе такого символа, а тягловые кони нашего флота, какими и являются буксиры дивизиона Беломорской военно-морской базы, дизель-электроходы МБ-8 и МБ-19. На прошлой неделе их экипажи работали на буксировке из Беломорска в Северодвинск секций плавпричала. От Никольского буя до рейда карельского городка – 15-16 часов уверенного морского хода. Таким и зашагали курсом на запад МБ-8 и МБ-19. По работе август – всегда жаркий месяц для моряков дивизиона, занятых, в частности, рейсами северного завоза, но уже не самый благоприятный: светлые ночи отступили. Ходить вдоль Летнего берега пока еще легко, труднее после Жижгина, когда склоняешься на юг. Навигационная обстановка в Онежском заливе всегда была сложной. Теперь она еще и скудная. Если не ошибаюсь, светящийся маяк на западной оконечности острова Большой Жужмуй - едва ли не единственный действующий в этом районе, а суда здесь следуют не только в Беломорск, но и в Онегу, Рабочеостровск, Соловки и Кандалакшу. Лет пятнадцать назад о таком положении моряки даже не могли предполагать. Однако дожили и до таких вот времен. Так что бди, штурман! Беломорск Для меня он открылся со стороны моря впервые. Внешний рейд северного пункта Беломорско-Балтийского канала широк, но очень ограничен по глубине. Таким буксирам, как наши, лучше отстояться за полторы-две мили от берега. Однако оптика корабельного пеленгатора позволяет различить знакомые по странствиям на суше: стальную ферму Шижнинского моста, дамбу, два портальных крана, приземистые крыши поселка и несколько пятиэтажек, трубы котельных, вышку ретранслятора и опоры ЛЭП, шагнувшей через Беломорканал. Правда, объекты последнего, даже сооружения выходного шлюза №19 скрыты густой береговой зеленью. В темное время суток канал судов не принимает, в августе движение возобновляется около восьми часов утра. Поэтому можно сказать - прежнего размаха, как в советский период, у карельских водников нет. Развод присутствующих на рейде начался с рассветом. Эфир ожил, когда в шлюз втиснулся номерной «Волго-Балт», следом в разговоры включился бегущий с севера контейнеровоз. Три баржи и два буксира покорно ждали своей участи на якорных стоянках. Как только в направлении Соловков стремительно проскользила петрозаводская «Комета», настал черед северодвинцев. Диспетчеры предложили такой расклад: первым возьмет секцию более мощный МБ-19, МБ-8 будет ждать, пока тот обернется, и дальше – домой они пойдут вместе. Плавпричал Первую секцию из шлюза на рейд вывел буксирный толкач «Вест». Каждая из таких представляет собой железобетонную конструкцию порядка 75 метров в длину и пятнадцати в ширину, осадка ее – 1,2 метра. На секциях есть все для последующего обустройства и приема кораблей – кнехты, ограждения, аппарели, приспособления под кранцы, подвески для прокладки трубопроводов и кабельных трасс, на одной из секций – небольшое жилое помещение для дежурной вахты или обслуги. Три секции составляют один полноценный плавучий причал, каких сегодня немало в базах Северного флота. Здесь же они новые, ничуть не взятые коррозией, экипированные по-походному. Радоваться бы, да только есть сомнения по поводу дороговизны такого причала, ведь секции, которые предстояло буксировать в Северодвинск, прибыли в Беломорск по рекам и каналам из Зеленодольска, что в Татарстане. Путь неблизкий, и можно предположить, какими расходами «обрастает» такой плавучий причал при столь дальней и долговременной транспортировке. Между тем, северодвинским верфям, да и тому же СРЗ № 176, который «влился» в союз со «Звездочкой», вполне по силам поставить производство подобных сооружений на поток, например, для Северного флота. Вряд ли они для Минобороны выйдут дороже зеленодольских. Поэзия и проза Два момента запомнились в рейсе северодвинских буксиров в Беломорск. Первый, когда МБ-8 швартовался к борту МБ-19, уже ставшего на якорь. Не всякому судоводителю даже ясным днем удаются такие маневры, а тут темень августовской ночи - шел ее четвертый час. Но корабли сошлись и прижались, образно говоря, «не запачкав кранцев». Капитана буксира МБ-8 Алексея Германовича Тетерина я знаю со времен, когда он командовал легендарным сухогрузом «Кострома». Да и позже мне представлялись возможности убедиться, как умело, уверенно под его командами работают люди на швартовках, и на ночном рейде Беломорска Алексей Германович еще раз подтвердил свою репутацию капитана с острой профессиональной интуицией. Второй момент: перешвартовка в море - тоже особая операция. Именно такую провел экипаж капитана Александра Николаевича Марченко на рейде Беломорска, когда под левый борт его МБ-19 подвели секцию плавпричала. Теперь ее, проще говоря, нужно было освободить от поводьев «Веста» и взять под свои. Подробно описывать действия команды боцмана Александра Ковтуновича нет смысла. Однако скажу: тяжелая это работа - раскатывать по палубе бухты ржавых стальных тросов, разбирать вручную их хитросплетения, скреплять увесистыми скобами, подавать за корму буксирную брагу, тем более если штормит. Но море обманчиво даже при малой волне. Незримая мощь его течения легко подхватывает на секунды освобожденную секцию, чья масса - десятки тонн, тащит ее своей волей. Тогда брага подается за корму и трос диаметром 50 мм выпрямляется струной, лебедка помалу и натужно стравливает его, а трос ерзает по палубе, трется о металл корпуса и, бывает, зловеще скрипит. Все это, если хотите, даже зрелищно. Вот только моряцкий труд на швартовках уже много лет, к сожалению, не становится легче, и эта неисправимая проза обыденного труда буксировщиков. А какой буксировке всегда рад моряк? Когда море смирное, когда дизеля стучат ровно, в одной тональности, а корпус резонирует мягко и глухо, когда усилие на буксирном тросе постоянно, а ведомый объект послушен. Так было и на сей раз. Надо признать, повезло с погодой, ведь не при всяких ветре и волне возможна буксировка, и не раз случалось, что застигнутые штормом моряки неделю отстаивались у Соловков, в Анзерской Салме. Плавательный стаж Первую секцию экипаж Александра Марченко привел в Северодвинск, как говорится, точно по расписанию. На акватории порта ее сразу же подхватили неугомонные «буки» - маленькие портовые буксирчики. Пока они крутились, ставили секцию к стенке, на МБ-19 выбрали трос, к причалу не ставали, а сразу же нацелились на выходной фарватер, в обратный путь. Так что разом: здравствуй и прощай, Северодвинск! Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что буксировщики успешно доставили в Беломорскую ВМБ и другие оставшиеся секции плавпричала. Совместный рейс МБ-8 и МБ-19 был завершен в кратчайшие сроки. Видимо, не ошибусь, если скажу, что у моряков дивизиона вспомогательного флота самый большой «плавательный стаж» в Беломорской ВМБ. Это и хорошо, и плохо. Плохо в том смысле, что много ходить в море должны все, тем паче экипажи боевых кораблей. Увы, не получается. Более того, в последние годы такое положение стало для нашего флота сущим бедствием. Оттого и досадно, ведь еще Степан Осипович Макаров завещал Российскому флоту главный принцип – «В море – дома». А еще обидно за то, что скромных «тружеников флотских кулис» - экипажи вспомогательного флота - журналисты обыкновенно не жалуют вниманием. У «Корабельной стороны» к ним иное отношение.
Олег ХИМАНЫЧ Северодвинск – Беломорск –Северодвинск
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!