В Мурманске прошло совместное заседание президиума Госсовета и Морской коллегии. Его вел президент Владимир Путин
Основной темой этой встречи стало развитие и повышение конкурентоспособности морского транспорта России, развитие его инфраструктуры. Нужно отметить, что за неделю до этого в своем Послании Федеральному Собранию глава государства раскритиковал правительство за нерасторопность в решении этой проблемы. Россия - морская держава, заявил тогда президент, и очевидно, что недоразвитость наших портов - это миллионы упущенной выгоды. К тому же за последние 15 лет флот морских пароходств страны сократился в 4,8 раза.Изначально заседание президиума Госсовета планировалось провести во Владивостоке в середине мая. Однако в последний момент дата и место были изменены. Причины этой переигровки не комментируются.Перед заседанием Владимир Путин, видимо, решил своими глазами посмотреть на предмет предстоящего обсуждения, хотя бы в масштабе Кольского транспортного узла. Сразу после прилета в Мурманск президент на теплоходе «Поларис» обошел весь Мурманский порт - это примерно 3 км Кольского залива с 18 причалами.В Кольском заливе базируется множество военных кораблей и гражданских судов, в том числе - единственный наш авианосец и целое семейство атомных ледоколов. Последние безусловно, уникальны хотя бы потому, что атомные ледоколы имеет и строит только Россия.Рядом с легендарным атомоходом «Ленин», первенцем атомного арктического флота, который сегодня поставлен на вечную и почетную стоянку, в эти дни пришвартован самый новый и самый большой в мире ледокол - «50 лет Победы». Весьма символично, что именно на нем решили провести президиум Госсовета и Морскую коллегию.На борту корабля президенту показали технические и бытовые досто-примечательности, не забыв рассказать о том, что ледокол начали строить еще в 1989 году, чтобы успеть к 50-летию Победы, но государственное финансирование осуществлялось из рук вон плохо, и закончить строительство корабля смогли только в этом году. На днях ледокол пришел сюда, в Мурманск, с питерских верфей.Владимир Путин посетил центр управления ледоколом и его реакторный отсек. Атомных реакторов здесь два. Общая мощность ледокола - 75 тысяч лошадиных сил: он может преодолевать трехметровый лед на скорости 18 узлов. Президент оставил запись в книге почетных гостей ледокола, самую первую запись, поскольку в данном случае оказался самым первым высоким гостем на борту новейшего корабля.Теперь про президиум Госсовета. Вопрос морского транспорта России и его развитие - вопрос не праздный. За 15 лет наш Морфлот сократился в 5 раз, и теперь Россия, которая по объему внешней торговли входит в первую пятерку стран Европы, почти все перевозит на судах иностранных компаний. Но это лишь одна из сторон назревшей проблемы.Открывая заседание, президент сказал: «Система морского транспорта сложна и разнородна. Каждый элемент этой инфраструктуры играет свою независимую роль. Поэтому согласованное развитие всех составляющих российского морского транспорта имеет важнейшее значение и, в первую очередь, для повышения его конкурентоспособности. Напомню, что в Морской доктрине, принятой на период до 2020 года, эта задача отнесена к числу приоритетных. От уровня конкурентоспособности морского транспорта зависит эффективность интеграции России в мировую транспортную систему и, разумеется, развитие всей российской экономики».Порт - особая зонаПрезидент заявил, что развитие портов является ключевой проблемой развития морского транспорта, а «Конкурентоспособность морского транспорта напрямую влияет на конкурентоспособность экономики России. На данный момент российские порты и морской транспорт не отвечают мировым требованиям».Одним из шагов к решению сложной задачи построения здоровой инфраструктуры является создание особых экономических зон в портах России. Так считает президент. Об этом он тоже заявил в Мурманске. В связи с этим необходимо в кратчайшие сроки принять нормативно-правовые акты.Путин подчеркнул, что необходимо также срочно развивать портовые комплексы на Балтике, Баренцевом море и Тихом океане. Развитие же инфраструктуры портов, по мнению президента, возможно на условиях частно-государственного партнерства. Одновременно с развитием портовой инфраструктуры, - заявил Путин, - необходимо развивать автомобильные и железнодорожные пути к портам, поскольку это «увеличит транзитную составляющую морских портов».Рабочая группа по вопросам развития инфраструктуры морского транспорта России была создана в январе 2007 года. В ее состав вошли руководители федеральных органов власти, главы ряда субъектов России, представители администрации президента, ведущие ученые и руководители транспортных организаций. В ее материалах указываются многочисленные проблемы сдерживающие дальнейший рост производственной мощности морских портов. Это дисбаланс в загрузке портовых мощностей, дефицит портовых мощностей ориентированных на перевалку экспортных грузов, ограничения на развитие портовой и припортовой инфраструктуры, неудовлетворительная организация работы пунктов пропуска через госграницу, недостаточное нормативно правовое регулирование и несовершенство тарифной политики, а также правовая неопределенность в вопросах резервирования и использование земельных участков для строительства и реконструкции портов.В связи с этим рабочая группа предложила разработать федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на период 2010-2015 годы». Это предложение поддержал президент.Специалисты считают перспективным направлением создания на базе особых портовых экономических зон, о которых мы говорили, так называемых региональных морских портов-хабов - крупных грузоперевалочных узлов разнообразного профиля. На Дальнем Востоке вообще ставится задача создать грандиозное объединение, в которое бы вошли не только порты, но и предприятия смежных видов транспорта, некая российская судоходная компания с участием государства, а также базы строительства и ремонта флота.А вот мурманчанам претендовать на подобный транспортный узел, как выяснилось, еще рановато, поскольку на заседании означились серъезные проблемы между мурманскими портовиками и железнодорожниками.Чужие флаги РоссииВ настоящее время самыми острыми проблемами российские развития морского транспорта, являются снижение тоннажа и старение флота, а также проблема возвращение российских судов под отечественный флаг. Так. за последние 10 лет более 90% новых судов построены для российских судовладельцев, зарегистрированы под иностранными флагами. Не удивительно, что собственным морским флотом Россия обеспечивает лишь 4% объема своих внешнеторговых морских перевозок.Президент считает, что морские суда, принадлежащие российским судовладельцам, должны ходить под российским флагом: «На сегодняшний день Россия контролирует более 1,5 тыс. судов. Их общий дедвейт - около 15 млн тонн, однако 60,3% этого тоннажа перевозится под «удобными» для российских судовладельцев иностранными флагами и количество таких судов постоянно растет. По сравнению с началом 90-х годов оно увеличилось почти в 4 раза. Мы должны создавать все условия для поэтапного перехода судов под российский флаг. Такую работу надо начинать, не откладывая».Как отметил Владимир Путин, средний возраст судов, которые ходят под иностранными флагами - около девяти лет, а тех, которые ходят под российским флагом - более 24-х лет. Хотя в последние годы идет процесс обновления флота, однако строится он в основном на зарубежных верфях.Президент не забыл напомнить о принятом решении создать Объединенную судостроительную корпорацию, что, по его мнению, должно изменить к лучшему ситуацию в судостроительной отрасли. Обозреватели, все, без исключения, обратили внимание на то как он охарактеризовал кораблестроение страны - «оно не просто в кризисе, а в упадке».Где у Арктики центр?Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, также выступавший на заседании, посетовал на то, что отсутствует орган, который мог бы координировать развитие транспортных коммуникаций, порты, флот в Русской Арктике. По словам губернатора, этим пользуются иностранные державы, а США, вообще выступают за... интернационализацию Северного морского пути, обосновывая это тем, что только все мировое сообщество сможет обеспечить достаточное количество инвестиций и необходимые технологии. Правда, оговоримся, Евросоюз пошел по-другому пути, и поддерживает интересы коренных малочисленных народов, которые препятствуют инвестиционным проектам на прилегающих к Севморпути территориях.По словам Владимира Путина, которые цитируют сегодня многие СМИ, многое «говорит о том, что Россия стала уходить из Арктики». В связи с этим, президент предложил создать координирующий орган, который занялся бы вопросом развития российской Арктики и Северного морского пути - национальный арктический совет. Его, по мнению главы государства, мог бы возглавить председатель правительства России.Интересным и важным для нас, северян представляется и предложение президента о бюджетном финансировании атомного ледокольного флота с 2008 года. Речь о том, чтобы в ближайшем времени рассмотреть и утвердить план строительства в 2008-2022 годах ледоколов, вероятно, уже нового поколения.По северному коридоруК слову, еще до неожиданного визита Владимира Путина в Мурманск, было решено 14 мая провести в Архангельске очередную конференцию проекта «Северный морской коридор» - «The Northern Maritime Corridor». В ней намерены участвовать более ста специалистов из Великобритании, Голландии, Норвегии, Исландии и России. Проект направлен на создание в рамках Евросоюза транспортной системы морских перевозок. Уже сегодня он территориально охватил ряд северо-западных стран Европы, а также Мурманскую и Архангельскую области.В 2002 году, во время встречи Владимира Путина с тогдашним премьер-министром Норвегии, впервые были озвучены планы проекта: на первой стадии (2002-2005гг) - создать целостную концепцию морского судоходства в регионе, а с 2006 года уже начать практическую работу. Сегодня уже есть конкретные результаты, участвуют в проекте Мурманская и Архангельская области и Ненецкий автономный округ. К слову, одна из причин активного вовлечения северных областей России в проект - крайняя перегруженность Балтийских портов, а специалисты, между прочим, уже прогнозируют рост грузопотока сырой нефти через Архангельск и Мурманск: к 2010 году до 20 млн. тонн, а к 2015 - до 40 млн. тонн.
Егор, ты не прав!
Если суммировать сказанное президентом в Мурманске, есть повод вспомнить нашу относительно недавнюю историю.В годы ельцинского беспредела, вспоминается, как выразил отношение «реформаторов» к проблемам Русской Арктики, главный их экономический идеолог г-н Гайдар. Случилось это в тот период, когда из-за безнадеги, если не преступного, то безответственного развала Севморпути народ валом повалил с арктического побережья на материк. Егора Тимуровича это наше национальное бегство из Арктики нисколько не смутило. Он же тогда ставил во главу угла и все объяснял «экономической целесообразностью», дескать, раз бежит народ, значит так и надо, поскольку свидетельствует об отсутствии экономической целесообразности северных пространств. Это о тех самых пространствах, которые наши предки открыли и осваивали веками! О людоедских новациях г-на Гайдара типа «шоковой терапии», сегодня уже много сказано. Через 15 лет, как можно убедиться, пришло время говорить еще и о его близорукости как экономиста. Россия же, поверив недальновидным «гайдарам», и бездарно растерявшая свой арктический потенциал, поблуждав и порыскав, похоже, ложится на новый курс.Подготовил Олег ХИМАНЫЧ Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!