И другие истории из Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург (Ленинград) и Северодвинск (Молотовск) объединяет очень многое. Так повелось не только в силу истории, в которой город на берегах Невы всегда имел влияние на поселения Северо-Запада. Нас объединяло и роднит по сию пору, скажем так, судостроительное начало. Северодвинск, задуманный и созданный как город-верфь, конечно же, всю свою относительно недолгую жизнь был связан с Ленинградом, где сосредоточены десятки заводов, проектных организаций, институтов, которые, как и наши ведущие северодвинские предприятия, работали на оборону страны. Город на Неве во многом определил и кадровую, и социальную картину заводов ГРЦАС.
ЧЕМ живет сегодня Ленинград-Петербург корабельный? Эти небольшие заметки без претензий на аналитику в определенной мере характеризуют сегодняшний день питерских верфей и заводов.Наше место - у станка и в пивнойАкционирование, как и многие другие новации нашего времени, на судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга прошло одним из первых в России. В свете давно и постоянно блуждающих слухов о предстоящем акционировании предприятий ГРЦАС любопытно, как проходил этот процесс в Питере и, главное, что он дал рядовым корабелам. С последними местные коллеги устроили мне встречи. Удивительно, но говорить рабочие согласились только на условиях своей анонимности...Андрей Н., судосборщик, на Балтийском заводе с 1975 года:«Сумасшедший дом это был, когда акции у работяг скупали. Кто скупал? Те, у кого деньги были. У нас, простых смертных, они откуда? И дело это шло, как теперь понимаю, очень организованным порядком - скупщиков откуда-то набрали, выдали им деньги, они под процент от выкупленных акций работали. Сначала перехватывали заводчан на подходах к заводу, потом уже стали прямо у проходных, безо всякого стеснения. Кульминация всего - загнали автобус со скупщиками прямо на территорию предприятия. Я же говорю - сумасшедший дом!Можно ли было акции не продавать? Можно. Если бы зарплату платили вовремя. А так деньги нужны - не голодать же семье...»Дмитрий С., монтажник Балтийского завода, трудовой стаж 20 лет:«Даже не задумывался, что такое акционирование, и никто нам этого не объяснял. Как и с ваучерами Чубайса. Выдали бумажки - и делай с ними что хочешь. Я не один такой был. Как большинство работяг в ту пору рассуждало? Если на халяву акции достались, чего их не продать, все равно нам с таким их количеством в руководстве завода не сидеть. Мы люди маленькие, наше место у станка, вечером - в пивной. Только и хватило ума - выждать, пока цены вырастут, продали подороже. Вот и весь навар... А потом пошли массовые увольнения».Константин Б., технолог, на «Северной верфи» с 1980 года:«Первое, что последовало за акционированием, - сокращение кадров, увольнения. То-то у людей было возмущения! Но ведь это же все ожидалось. Скажу больше - кто думал, шевелил мозгами и просчитывал последствия акционирования, о возможных увольнениях предупреждали, но тогда мало кто их слушал... Я никого не оправдываю, но новое руководство понимаю - ему нужна прибыль, тогда зачем лишние люди? Короче, с уходом в ОАО людям предложили новые правила игры, они согласились, не изучив, не просчитав, приняли их, и некоторые в конечном итоге проиграли. Теперь на кого пенять?»«Элита» заводу - подвинься!Не знаю, что имеет в виду российская пресса под часто употребляемым ею словом «элита», но те, кого она к ней относит, в нормальной стране, вообще-то, не составляют предмета общественной гордости. Поэтому в нашем случае слово «элита» заключаю в кавычки.Так вот в «элитарных» кругах Санкт-Петербурга с некоторых пор время от времени возникают разговоры о том, чтобы перенести... Балтийский завод на новое место. Не перестроить его, не закрыть, а перенести часть его производственных мощностей на новое место - в район «Северной верфи». Старые же цехи, постройки, коммуникации одного из старейших в России заводов, который основали аж в мае 1856 года, - все под снос! А на «освобожденном» месте - бизнес-центры, дома и коттеджи для проживания... санкт-петербургской «элиты». Заведи речь об этом лет так пятнадцать назад, на авторов идеи смотрели бы как на сумасшедших. А сейчас все в порядке вещей - место престижное, земля, и не только земля, продается, а денег у «элиты» немерено.По крайней мере, в Санкт-Петербурге об упомянутом намерении «элиты» официально заявил Межпромбанк. Межпромбанку, точнее, его владельцу Сергею Пугачеву сегодня принадлежит не только Балтийский завод, но и «Северная верфь» - второе крупное предприятие питерского судостроения. Стоит такой «переезд» завода, как подсчитали, 20 млрд рублей, а прибыль, которую ожидают, - 3-6 миллиардов. Так отчего не купить и отчего не продать за такие-то деньги? Назывался даже срок «переезда» - до 2010 года.Правда, некоторые специалисты утверждают, что если этот проект будет осуществлен и Балтийский завод покинет привычные места, то от 15 до 30 процентов мощностей предприятия может быть утрачено, поскольку ряд цехов строился как единое целое, а потому с них невозможно снять оборудование и перевезти на другой берег. Такие цехи обречены на слом, если на бывшей территории завода начнут строить жилье и деловые центры, так сказать, с престижным видом на устье Невы...Однако другие сведущие профессионалы полагают, что этот проект вряд ли осуществим в ближайшем будущем. По крайней мере, в 2005 году они говорили - через 5-8 лет, и не раньше. Критиковал подобную схему «слияния» Балтийского завода и «Северной верфи» прежний директор Балтийского Олег Шуляковский.Новый импульс разговорам о «сносе завода» дал визит в Санкт-Петербург вице-премьера правительства и министра обороны России Сергея Иванова, который резко раскритиковал качество выполнения военных заказов на предприятиях, которыми владеет Межпромбанк. Более того, владелец Межпромбанка Сергей Пугачев отказался от предложения федералов войти в замышляемый холдинг. Возникла острая конфликтная ситуация с далеко идущими последствиями.Тем не менее, по последним данным, идея «переезда» Балтийского завода все же продолжает обсуждаться и якобы уже имеет своих сторонников на самом «верху».«Гордо реет буревестник...»Несколько слов о том, что произошло на невских заводах во время упомянутого визита Сергея Иванова. Он состоялся в июне прошлого года. Менеджмент ОАО «Северная верфь» в ожидании встречи намеревался поставить вопрос ребром - о «постоянных срывах финансирования государственных заказов». То есть речь шла о наступательной позиции ОАО в отношении государства-должника. Недофинансирование, как посчитали питерцы, а озвучил это генеральный директор Александр Бузаков, «приводит к тому, что сроки сдачи кораблей сдвигаются, а их достройку заводам приходится финансировать за счет собственных средств и за счет средств акционеров».Не тут-то было! В наступление пошли вовсе не питерцы, а сам московский визитер. Сергей Иванов, явно с одобрения Владимира Путина, заявил, что у государства (министерств экономики и обороны) есть претензии к двум петербургским верфям - Балтийскому заводу и «Северной верфи». Якобы они, то есть верфи, «получают в последние годы значительные финансовые ресурсы, а с точки зрения качества и сроков выполнения гособоронзаказа и гражданского судостроения есть негативные моменты». В основу же этого заявления Иванов якобы положил результаты проверки Счетной палаты.Эту внезапную атаку министра многие оценили как шаг государства к тому, чтобы подтолкнуть Межпромбанк к продаже заводов «Рособоронэкспорту», который намерен создавать крупный судостроительный холдинг. По разговорам, Межпромбанк в свое время выложил за верфи 300 млн долларов и теперь менее чем за 1 млрд долларов отдавать их не горит желанием. В то же время бывшие владельцы судостроительных заводов, продавшие их Межпромбанку, заявляют, что реальная цена обеих верфей может составить не более... 250 млн долларов.Итак, конфликт налицо, и некоторые аналитики уже делают решительные и смелые заявления, вроде того что грозные окрики из Кремля уже подняли в небо над питерскими верфями предвестника... национализации. Выходит, частный капитал пришел на стапели ненадолго? Снова «гордо реет буревестник»?Балтийская суперверфьВпрочем, в последние годы витали в Санкт-Петербурге и более грандиозные проекты. Так, говорили о создании здесь некоего всероссийского центра кораблестроения. Основу его должны были составить многочисленные, большие и маленькие, заводы города и области, собранные воедино. Плюс к этому - здесь же сосредоточены десятки НИИ, ПКБ, работающих на кораблестроение.Этой идее не откажешь в наличии здравого смысла - промышленный и научно-технический потенциал в Санкт-Петербурге формировался и набирал реальный вес десятки, а если вести отсчет от Петра, то сотни лет. Однако есть одна важная деталь: кораблестроительный центр-гигант предполагалось вообще выдворить из Санкт-Петербурга - на запад, ближе к морю, куда-нибудь в район Усть-Луги. Сам же центр города, где и сейчас имеются производственные площади заводов, образно говоря, планировалось оставить чиновникам, бизнесменам и туристам.В самом деле, посмотрите в прошлое, говорили идеологи балтийской суперверфи, первые корабли Петр закладывал в Адмиралтействе, которое сейчас в двух шагах от Зимнего дворца, а склады строительного леса располагались на месте нынешних исторических зданий. Потом город рос, и верфи, заводы уходили на окраины. И теперь Санкт-Петербург растет, так отчего же не «сдвинуть» его судостроение еще дальше?!Пока идея остается на бумаге. Проект супер-верфи, может быть, и не так плох, как может показаться на первый взгляд, но финансов потребует фантастических, какими пока не располагают современные российские нувориши, тем паче обворованное ими государство.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!