ЕСЛИ учитывать, что повесткой заседания был проект стратегии развития судостроя России до 2030 года, то слова министра, по сути можно расценивать как первый шаг в создании нового отечественного холдинга на основе оборонки.
Московское заявление об инте-грации судостроя с военными СРЗ совпало с другим событием, имевшим место уже у нас: северодвинская «Звездочка» открыла свой филиал на базе архангельского военного судоремонтного завода № 176 в Соломбале. Такая реорганизация, как уверяют, позволит корабелам конкурировать с другими архангельскими верфями в сфере гражданского судостроения и судоремонта. На филиал возложены задачи докового и текущего ремонта судов в непосредственной близости от архангельского порта. Чего ждут от этого архангелогородцы, корабелы СРЗ? Новых рабочих мест и более высокого уровня заработной платы.Нет сомнений: обратить внимание на проблемы российского судостроения правительство заставило все ухудшающееся состояние отрасли. В Советском Союзе она всегда была одной из наиболее приоритетных, хотя оборонный заказ и тогда имел здесь преимущество перед гражданским. Страна производила треть мировой военно-морской техники, выпуск военных кораблей составлял в суммарном водоизмещении более 300 тыс. тонн. При этом гражданское судостроение удовлетворяло потребности страны только наполовину. Все остальное импортировалось.С распадом Союза большинство предприятий, производивших гражданские суда, отошли к Украине. Из крупных верфей в России остались - Балтийский завод и «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, а также наши Севмаш и «Звездочка»...В настоящее время «Адмиралтейские верфи» продолжают строительство серии танкеров дедвейтом около 46 тыс. тонн для «Совкомфлота» и готовятся к размещению заказа на строительство танкеров усиленного ледового класса дедвейтом около 70 тыс. тонн для ЗАО «Севморнефтегаз». Балтийский завод приступил к реализации долгосрочной программы строительства линейных ледоколов для «Росморпорта» и строительству судов типа RoPax для зарубежного заказчика. Севмаш приступил к строительству восьми танкеров-химовозов дедвейтом около 45 тыс. тонн для норвежской компании «Odfjell». Выборгский завод начал реализацию долгосрочной программы строительства 10 танкеров дедвейтом около 12 тыс. тонн для Каспия по заказу казахских компаний. Волгоградский завод выполняет заказ по строительству сухогрузов типа «река-море» для компании «Palmali» и строительству корпусов для зарубежных заказчиков.Крупный контракт на строительство танкеров-химовозов дедвейтом около 18 тыс. тонн для иностранного заказчика выполняет Амурский судостроительный завод...И все же цифры дня настораживают. За январь-июль 2006 года объем промышленного производства в судостроительной промышленности России снизился на 6,2 процента. Производство гражданской продукции сократилось на 5,8 процента...Мы не строим танкеры дедвейтом свыше 50 тыс. тонн, хотя для экспорта российской нефти необходимы главным образом танкеры водоизмещением от 110 до 150 тысяч тонн. Все крупнейшие танкерные компании России - «Новошип», «Совкомфлот», «Приморское морское пароходство» - вынуждены строить и приобретать крупнотоннажные танкеры за границей, инвестируя, таким образом, зарубежного корабела. На сегодня Россия обеспечила ему портфель заказов на крупнотоннажные танкеры по 2008 год и, скорее всего, обеспечит работу и на 2009-й. Теперь, если даже срочно загружать отечественные судостроительные мощности, в ближайшей перспективе большого спроса на них не будет - рынок уже насыщен танкерами иностранной постройки. К слову, Владимир Путин не так давно призвал отечественных судостроителей прекратить бесполезную гонку за Китаем и Южной Кореей в секторе крупнотоннажных судов и сосредоточиться на выпуске той продукции, где у нас есть неоспоримые конкурентные преимущества.Абсолютный провал в России со строительством рыболовного флота. Промысловики бьют тревогу во все колокола. Однако до настоящего времени концепция и структура финансирования промыслового судостроения не созданы, старые разрушены, строительство новых судов не ведется, рыболовный флот пополняется старыми судами из-за рубежа.Теперь уже очевидно, что вопросы коренной перестройки российского судостроя президент поручил министру обороны Сергею Иванову. А по признанию последнего, в настоящее время 70 процентов мощностей судостроения России задействовано под военное кораблестроение. Негативную сторону такого положения Иванов видит в недозагруженности мощностей судостроительных предприятий, что влечет за собой рост цен, а положительную - в том, что сохранилась промышленность, способная производить корабли любого назначения.Сможет ли интеграция с ВПК спасти судостроение? Единой точки зрения здесь нет. Одни полагают, что известные приоритеты оборонщиков в отношении военной продукции все так же будут отодвигать гражданскую продукцию на второй план, и такого рода интеграция ВПК непосредственно с судоремонтными заводами не спасет. Однако судостроительное объединение, которое, возможно, будет создано, имеет шанс стать более сильным, поскольку, занимаясь производством и ремонтом, холдинг будет обладать большими преимуществами. Вот почему, помимо структурной перестройки, требуется, чтобы государство, а, собственно, оно пока формирует портфель заказов, четко определило свою долгосрочную политику в кораблестроении.В целом же, как считают большинство специалистов, без целенаправленной государственной поддержки судостроения и гражданского флота Россия в ближайшие годы может утратить свой потенциал в этой области, а это, кроме всего прочего, еще и угроза национальной безопасности страны. Кстати, проект закона о поддержке отечественного судостроения был внесен в Госдуму еще в 1999 году, однако народные избранники не спешат его рассматривать.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!