У «возрожденной» России оказались подрезанными крылья
На прошлой неделе вице-премьер правительства РФ, министр обороны Сергей Иванов провел в Нижнем Новгороде заседание Морской коллегии.ОНО БЫЛО запланировано в программе его трехдневного визита. Сам же визит, помимо коллегии, включал знакомство с состоянием дел на местных предприятиях ВПК.В повестке дня Морской коллегии стояли вопросы создания в России скоростного грузо-пассажирского флота многоцелевого назначения на базе судов-катамаранов на воздушной подушке и экранопланов. Хотя, если памятовать о том, что такой уникальный скоростной флот до явления президента Бориса Ельцина в стране был, то в повестке вполне логично было бы заменить слово «создание» на «возрождение».Сам выбор Нижнего Новгорода для обсуждения упомянутой повестки дня вовсе не случаен, поскольку именно здесь, на Волге были сосредоточены главные конструкторские и судостроительные силы подобных кораблей, прежде всего всемирно знаменитое ЦКБ имени Алексеева - полное современное название - Научно-производственное объединение «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева».Объединение берет свое начало от организованной в 1943 году на заводе «Красное Сормово» специальной гидролаборатории. Она создавалась по инициативе талантливого инженера Ростислава Евгеньевича Алексеева, который и возглавил ее. Тематика работ гидролаборатории - суда на подводных крыльях. Ныне ЦКБ знают по такой гражданской продукции как скоростные суда на подводных крыльях типа «Ракета», «Метеор», «Комета», «Колхида», «Буревестник», «Спутник», «Восход». Начиная с 50-х годов в ЦКБ развернулись работы по созданию боевых экранопланов. Тогда под оборонные проекты деньги и ресурсы выделялись практически без ограничений, и что оказалось невозможным для западной экономики с ее строгим и трезвым расчетом, то оказалось осуществимым в СССР: создание и серийный выпуск военных экранопланов.ЦКБ работало в нескольких основных направлениях: создание ударного корабля, противолодочного экраноплана и транспортно-десантного средства. На заводе «Волга» при ЦКБ в 1963 году был построен огромный (длиной 100 метров, массой 544 тонны) экраноплан, получивший на Западе прозвище «Каспийский монстр». Это был самый крупный и тяжелый летательный аппарат в мире. Испытания, продолжавшиеся несколько лет, показали правильность основных инженерных решений.Впоследствии «Монстр» стал родоначальником нескольких экранопланов. В 1987 году на воду сошел «Лунь» - первый корабль серии боевых ракетоносных экранопланов весом 400 тонн, вооруженный тремя парами крылатых ракет. Второй «Лунь» вначале тоже закладывался как ракетоносец, но начавшаяся конверсия внесла свои коррективы, и он был достроен как спасательный. Позднее ельцинскому руководству и окружению уникальные разработки волжан оказались не нужны. Теперь, похоже, настало время трезветь. В период с 1957 по 2005 год в стране было построено в общей сложности 1600 судов на воздушных крыльях или подушке, но сегодня из них эксплуатируется всего 200 единиц по всей России. Предваряя заседание Морской коллегии, Сергей Иванов подчеркнул, что вопрос создания скоростного флота очень важен и для экономики, поскольку при чрезвычайно протяженной береговой линии и большом количестве судоходных рек в России новый проект способен решить многие проблемы развития регионов, в частности на Дальнем Востоке и в Калининградской области. В нынешнем году, по словам Иванова, в правительство России будет внесена концепция федеральной целевой программы «Развитие судостроительной промышленности на период 2008-2015 годов». В ней будет выделена специальная подпрограмма по созданию в Российской Федерации скоростного грузо-пассажирского флота многоцелевого назначения. Минобороны, Минтранс и МЧС прорабатывают вопрос возможности поставок за рубеж экранопланов водоизмещением до 50 тонн, и, в случае положительного решения, в правительство РФ будут внесены согласованные предложения по снятию существующих экспортных ограничений на эти поставки. Другие подробности проведения Морской коллегии в СМИ широко не освещались. Но одна странная деталь все же «просочилась» в прессу. После обмена мнениями с руководством нижегородских предприятий ВПК министр Сергей Иванов вдруг сделал для себя открытие, о котором поведал журналистам: оказывается, на заводах российской «оборонки» некому работать - специалисты старшего поколения уходят, а на замену им никого нет - молодежь не привлекает низкий уровень зарплаты.Это заявление озадачило не только журналистов, но прежде всего специалистов «оборонки» - они-то надеялись, что подобные вещи были знакомы вице-премьеру и министру обороны еще до визита в Нижний Новгород.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!