Полуподводная лодка - крайне редкий тип кораблей. За всю историю кораблестроения всего их в мире было построено несколько десятков. И одна из них появилась в России благодаря лейтенанту С.А. Яновичу...
По сути, такой корабль представлял собой подобие миниатюрной подводной лодки, целью которой было незаметно подобраться к цели и поразить ее минным оружием. При этом корпус лодки находился практически под водой, а на поверхности оставались очень небольшой рубочный люк и шахта для забора воздуха. В крайнем случае, при необходимости уйти от преследования, лодка могла ненадолго погрузиться. В этом случае ее бензиновый двигатель работал на внутриотсечном воздухе и создавал опасное для экипажа разрежение в самой лодке.О Сергее Александровиче Яновиче нам известно очень немного: родился в 1877-м, в 1902-м преподавал на офицерских классах предмет «Орудия и артиллерийские припасы», проявил инициативу и, видно, умел отстаивать свои идеи, если его поддержал даже такой скептик подплава, как вице-адмирал З.П. Рожественский, а комиссия при Особом комитете по усилению флота на добровольные пожертвования рассмотрела проект Яновича и выделила не только 11 тысяч рублей, но и корпус одной из подлодок системы Джевецкого для переоборудования в опытный образец. На питерском заводе Лесснера Яновичу отвели участок и отрядили в помощь двух машинистов...Эти два снимка из собрания архангелогородца Геннадия Фролова были сделаны именно в тот период. На одном из них мы находим тех самых машинистов, как именовали в ту пору монтажников, а на другом - самого Яновича у строящегося корпуса своего оригинального детища. Поражает не только миниатюрность лодки, но и технология ее сборки: можно сказать, «штучный товар» - ручная работа.В июне 1904 года на испытаниях лодка демонстрировала погружение на глубину до 8 метров, оставаясь под водой 3-4 минуты, успела пройти 4-5 кабельтовых. Комиссия во главе с заведующим опытовым бассейном А.Н. Крыловым отметила, что «поворотливость удовлетворительная, выпуск газов почти бесшумен»...В конце марта 1905 года полуподводную лодку, на которой Янович стал командиром экипажа из трех добровольцев, зачислили во флот как миноносец, а название дали «Кета» (в иных источниках указывается «Кэта»). Лодке предстояло взаимодействовать с береговыми батареями и защищать ближние подступы к Николаевску-на-Амуре. В боях она не участвовала, но однажды в мелководном Амурском заливе пыталась выйти в атаку на японские миноносцы, но тут же... села на мель.В более поздний период идея создания полуподводных лодок не получила распространения.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!