Таким был лейтмотив научно-практической конференции к 100-летию подводного флота России
Общаясь с журналистами на пресс-конференции и со всеми желающими на пленарном заседании, высокопоставленные участники конференции говорили на самые разные темы. Даже на такие, казалось бы, узкоспециальные, как возможность строительства новых реакторов с жидкометаллическим теплоносителем. Не было лишь вопросов праздных, за которыми не видна была бы озабоченность судьбами флота, кораблестроения и нашего города, неразрывно с ними связанного...НАЧНЕМ с вопроса, заданного от нашей газеты академику РАН Евгению Велихову и президенту ГРЦАС Давиду Пашаеву как членам Общественной палаты (ОП): каковы возможности палаты реально воздействовать на ситуацию в стране, и в частности решать наболевшие проблемы флота, судостроения и науки?В ответ присутствующие услышали о том, что согласно закону ОП призвана служить развитию гражданского общества. Оно само, донося до властей свое мнение и вообще конструктивно с ними взаимодействуя, должно влиять на положение дел.Безусловно, это все правильно и хорошо, и все же, признаюсь, хотелось услышать нечто более конкретное. Пока же самым обнадеживающим прозвучало заявление президента ГРЦАС о том, что 19 марта ОП проведет «круглый стол», посвященный 100-летию подводного флота, и о том, что власть максимально заинтересована в общественной активности населения, в сотрудничестве с ним.Заметно больше энтузиазма у присутствующих вызвали слова директора Севмаша Владимира Пастухова о том, что гособоронзаказ 2006 года отличается большим объемом, чем в прошлом году, - как в абсолютных, так и в относительных цифрах. Владимир Павлович дал понять, что положительная динамика сохранится и в будущем: «Существующая программа утилизации будет действовать еще не более пяти лет, а строительство и ремонт кораблей набирают обороты, результаты будут ощутимы со следующего года».Со своей стороны замначальника управления судостроительной промышленности Федерального агентства по промышленности Василий Кусачев заявил, что, независимо от активного развития петербургских верфей, у предприятий нашего города прекрасные перспективы. «Роль Северодвинска нисколько не уменьшится, скорее возрастет», - заверил московский гость.Впрочем, участники конференции не скрывают, что нерешенных проблем еще масса.Так, Давид Пашаев отметил, что после многих лет обсуждения так и не принят федеральный закон о государственной поддержке судостроения; концепция развития судостроительной отрасли не утверждена, из-за чего не ясна пока и дальнейшая судьба ГРЦАС как объединения верфей Северодвинска. На стадии обсуждения и вопрос о присвоении Северодвинску статуса наукограда, сообщил мэр города Александр Беляев. Не решен и ряд частных, но очень важных проблем. Так, отметил Владимир Пастухов, до сих пор не определена судьба АПЛ «Белгород» (проект 949А), о достройке которой много говорили после трагедии «Курска». Руководство Севмаша лишь надеется, что до конца года все же будет принято решение о полном финансировании строительства корабля, готовность которого - 75 процентов. А гендиректор «Звездочки» Николай Калистратов рассчитывает на строительство в Северо-двинске дока размерами 400х100 метров - подобного крупнейшим аналогичным сооружениям Южной Кореи.Еще больше надежд на то, что наступившей весной будет подписан контракт Севмаша и концерна «Росэнергоатом» на строительство первой плавучей атомной электростанции (ПАЭС) мощностью 40 мегаватт. Владимир Пастухов с удовлетворением отметил, что с приходом в Росатом Сергея Кириенко ситуация меняется к лучшему. Что касается ПАЭС, то освоение серийного производства подобных станций - это новый шаг в развитии энергетики, чрезвычайно актуальный ввиду глобального кризиса энергопотребления, и идеальный вариант конверсии военной верфи, позволяющий использовать опыт всех минувших десятилетий. За ПАЭС малой мощности могут последовать станции на 300 и 600 мегаватт - проекты их разработаны. А в более отдаленном будущем нельзя исключать и участия северодвинцев в перспективных работах по строительству термоядерных станций, заметил академик Велихов...Не менее остра проблема освоения шельфа. Нельзя допустить, чтобы на Севере, как уже было на Сахалине, российские компании оказались отлученными от работы над нефтегазовыми проектами, заявил Давид Пашаев. Именно поэтому участие предприятий Северодвинска в строительстве морских платформ разных типов трудно переоценить.Вообще, о проектах в сфере энергетики на конференции, по крайней мере в первый день, говорили чаще и конкретнее, чем даже о кораблестроении. Прямо скажем, кого-то из присутствующих ветеранов-подводников это даже насторожило. Однако официальная позиция участников конференции оптимистична: будущее Северодвинска видится в гармоничном развитии обоих направлений - и военного кораблестроения, и работ в интересах топливно-энергетического комплекса.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!