Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Воскресенье, 24 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 21 февраля 2006 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 21 февраля 2006 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Закон и право командира Тушина

Версия для печатиОтправить статью другу
Он был одним из лучших подводников Советского Союза. Потому что всегда помнил уроки своих учителей

Когда прогрохотали залпы ружейного салюта, над кладбищем внезапно появилась большая стая чаек - настоящих, белых, морских... Они кружили в высоте, куда пронзительно летела оркестровая медь марша, и отпевавший покойного священник сказал: «Верно, это какой-то знак». На земле - «Прощание славянки», в небе - чайки. Это Море прощалось с преданным своим Моряком - капитаном I ранга Николаем Алексеевичем Тушиным.

ПРИЗНАЮСЬ в давнем своем намерении - написать о Николае Алексеевиче я собирался, еще когда был он с нами. Точнее, писал о нем, но, как мне казалось и по сей день кажется, рассказать тогда удалось мало и далеко не обо всем. А заслуживал он большего. Но, как это часто, по скверному обыкновению, случается, всякий раз злодейка текучка уводила в сторону, и задуманный большой очерк так и остался в черновых набросках. Сегодня перелистываю эти прошлые странички и казню себя - не успел!

О нем, как об истом моряке, можно было бы рассказать очень много: такая ему выпала служба - щедрая на морские походы. Но сейчас о главном. С кем бы я ни разговаривал о Николае Алексеевиче - со служивыми ли, с заводскими ли, с кем выводил он в моря современнейшие атомные лодки, все сходились в одном: работу экипажей под его началом отличала надежность. В море это качество ценится особенно, подводниками, очевидно, вдвойне, потому что за грубые просчеты и ошибки одного на лодке могут ответить все. Таков закон выживания в подплаве.

В минуту откровенности большинство бывалых подводников признаются: редким автономкам суждено было обойтись без ЧП. А если Бог миловал от беды большой, то от неприятности меньшего масштаба - еще реже. Отчего же на лодках командира Тушина их почти не было, а если и случались, то с наименьшими пагубными последствиями? Сколько раз я ни «подъезжал» к Николаю Алексеевичу с этим вопросом, он то ли не считал нужным говорить, то ли стеснялся и раз за разом от ответа уходил. Но однажды все-таки сдался. Привожу его рассказ, как был, по восстановленной записи...

Не расслабляйся!

«С училищем мне повезло: поступил как раз в тот период, когда туда стали приходить уцелевшие в войне офицеры-подводники. Среди преподавателей почти не было тыловых, базовых, в основном - с действующих подлодок. Словом, победители. И вот от них-то мы вдруг узнаем (не напрямую, конечно, иначе и нельзя было, но они находили, как донести это до нас без опасения получить ярлык космополита), что лодки наши не были лучшими, - немцы нам фору давали и по скорости, и по глубине, и по автономности особенно. Но это ладно. Главное, что немецкий подплав воевал рассудком и брал дисциплиной - вот их козырь! Тогда, помнится, это просто поразило: как же так, мы войну выиграли, а они воевали лучше!..

И так, не у всех, правда, но у некоторых из нас, зацепилось-заронилось: а почему? отчего? Тогда уже было что почитать из закрытых документов, а потом, уже в академии, тем более - все разложилось по полочкам. Потому и выиграли, что людей, честно говоря, мы не жалели. Надо - значит, любой ценой! И правда, войны без жертв не бывает, но сколько же экипажей своих мы загубили понапрасну, а то и по обыкновенной нашей русской дури?! И какая цена человеческой жизни тогда была? Кто ее и чем мерил?

Но ведь и немцев тоже топили, и где же у них, элитных, натасканных, слабина была? Засел за статистику, закрытую, конечно, и вот что потрясло: 85 процентов их экипажей гибли при возвращении на базу. Не на позициях - в стычках или на минах, а когда шли домой! Вот оно как, «расслабуха», оказывается, даже немцев губила, а что уж нам-то делать с нашим природным разгильдяйством?!

Вывод такой: хочешь жить - не расслабляйся, а если ты командир и с тебя спрос, не расслабляйся сам и не давай этого делать всем - от старпома до рядового матроса. Это закон!

И поначалу он все-таки существовал как бы в теории. Но очень скоро представилась и практика...

С Дальнего Востока мы под Америку часто ходили. На лодках 629-го проекта с тремя ракетами. Та автономка выдалась - белый свет только в перископ и видели, так их авиация нас под водой держала. И чем ближе срок - шторм за штормом, да такие, что на перископной глубине будь здоров валяет. Одна неделя, другая. Идем домой, вахта с ног валится, извините, нечем блевать. У меня у самого круги зеленые в глазах. Но когда кораблик домой бежит, это как бы дело второе.

Другое страшно... О чем мужики тогда на вахтах больше думают? Вы простите за грубость, но так уж есть - о чарке да как под теплый женский бок пристроиться, а не о том, что лодка тоже устала и над головой все те же 100 метров воды... Вот и ползал я по отсекам вроде второго замполита со своей теорией «Не расслабляйся» и со своей «педагогикой»: стращать бесполезно, окриком тем более не взять. У немцев оно, быть может, и подействовало бы, но не у нас.

Пришли, стали к пирсу. Огляделись. Крепко же нам досталось: ограждение рубки, ракетных шахт шторм разнес в клочья! Поползли по отсекам, по самым закоулкам... Не стану утомлять рассказом про кислородную систему и маслопроводы - скажу так: случись малейший сбой, зевни тогда вахта - и не видать бы нам берега. Грохнуло б - и сгорели! Я человек неверующий, но тогда мысленно перекрестился. И о 85 процентах немецких лодок лишний раз вспомнил, и заповедь «Не расслабляйся» усвоил на всю жизнь...»

«Век вывихнут...»

Он не производил впечатления старого служаки, хотя автономок за его плечами было - дай бог каждому! Всегда выдержанный, спокойный, в разговоре ровный, даже мягкий. Большой аккуратист - это открылось мне, когда вместе работали с лоциями и навигационными картами. Впоследствии, уже после смерти Николая Алексеевича, я нашел еще тому подтверждение, когда знакомился с его рабочими записями, конспектами... Таблица соответствия числа оборотов скорости хода, тактико-технические выкладки гидроакустических станций, схемы связи и графики вероятности обнаружения подлодки самолетными РЛС и прочие, прочие были им оформлены так, что даже топографисты с их изящными убористыми почерками могли позавидовать.

И совершенно неожиданные открытия ждали меня в дневнике Николая Алексеевича, который позволили прочесть его родственники. Тушин вел такие во всех автономках, доверяя небольшим разлинованным страницам порой самые сокровенные мысли. О жизни, о службе... И о семье, к которой был нежно и трогательно привязан...

В свое время с Николаем Алексеевичем мы много говорили о том, прежнем, послевоенном, флоте, где он начинал курсантом, о первых автономках наших ракетоносцев в Тихом океане, где получал он командирские навыки. И о делах на флоте 90-х говорили тоже. В том числе и о культе отчетности, и о штабном бумаготворчестве, о корнях неуставщины и вечного нашего «как бы чего не вышло». И конечно вели речь, отчего в последнее десятилетие катастрофически упал престиж морского офицера. Помню, он никого не ругал, порядков нынешней службы не хаял, да мне и представить невозможно, как интеллигентный Николай Алексеевич мог бы делать это, но в какой-то момент я понял: сегодняшний нравственный развал флота объясняет известная фраза шекспировского героя: «Век вывихнут - прервалась связь времен...»

У Тушина в училище, в академии были талантливые учителя - не паркетные чинодралы, а подводники Великой Отечественной, практики. От них он унаследовал все лучшее. И столь же талантливо употребил. То, военное, поколение учителей давно ушло. К несчастью для сегодняшней России, их ученики тоже уходят. Как ушел и Тушин, несправедливо рано - в шестьдесят...

Николай Алексеевич получил боевую награду в мирное время - в 1976-м. То, что он сумел сделать на К-241 за ту автономку в 81 сутки, вполне тянуло на Героя. Но Героя ему не дали: в экипаже оказался проштрафившийся начхим, и командиру К-241 Тушину вручили орден Боевого Красного Знамени. Он не был первым, не был последним, кого ветреная и беспамятная матушка-Россия обошла наградами. Те же, кто служил с ним, ходил с ним под воду, уважали его больше, чем иных сегодняшних Героев. Было за что.

В северодвинскую бригаду строящихся кораблей его рекомендовал сам главком Чернавин. Это тоже многое значит.

Удивительно, но о надежности, которая исходила от командира Тушина, говорили все без исключения, с кем мне довелось вспоминать Николая Алексеевича. И они же, все как один, говорили о его интеллигентности. Многого на корабле можно добиться горлом, можно жестким спросом, можно и другим не слишком праведным образом. Тушин же брал профессиональным знанием дела и интеллигентностью. Это сейчас стало возможным, что понятия «интеллигент» и «офицер» порой видятся несовместимыми. Когда-то было и наоборот.

Был ли Тушин строгим командиром? Был. Но строгость эта, как говорил один из его сослуживцев, всегда была к месту и по уму. Мне же запомнилось, как однажды Николай Алексеевич сказал: «У командира есть большая власть и устав, где все расписано от и до. Правильней его разве что Библия. Вот только жить по уставу нельзя».

Осенью 1976 года на испытаниях в Белом море головная наша АПЛ протаранила подводную скалу. Многим история эта с 355-м «заказом» хорошо знакома. Кораблем тем командовали далеко не новички, а наоборот, «крупнозвездные, маститые», но, верно, переоценившие свои командирские способности. Мне, впервые писавшему о той аварии подробно, нужно было детально разобраться, как же все произошло, как такое вообще могло случиться. И кто виноват?

Мне порекомендовали капитана I ранга Тушина. Не только потому, что в его послужном списке на тот момент уже были и боевая практика послевоенных автономок, и первый наш «Гранит», и уникальная «Андромеда», и еще 11 новейших северодвинских атомных лодок, для которых он, командир Николай Тушин, стал «крестным». Нужен был не только матерый профессионал, но и человек, по жизни и по совести обладавший моральным правом стать судьей коллегам.

Сегодня я еще больше уверен: Николай Алексеевич Тушин имел на это право.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Северодвинск   На «Петре Великом» черные дела  |  «Красная кузница» ждет приговора  |  «Приразломную» сменяет платформа «MOSS»  |  Ветер дует - льдины жмут  |  Южная тема северной «Звездочки»  |
Россия   От космоса и до земных проблем  |  Рыба-монстр Джона Голланда  |  Кижская легенда  |  Злая вода  |  Тюлень спасал человека  |  Жаркий январь в Африке  |  Закон и право командира Тушина  |  Вести с верфей  |  Нацелились на прибрежку  |  «Статойл» вяжет сеть  |  Норвежская семга снова в законе  |  В несколько строк  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Февраль 2006
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com