Он был одним из главных действующих лиц знаменитой трудовой эпопеи на «Звездочке»
Самое начало шестидесятых. Северодвинск уже строил первые атомные лодки, но на «Звездочку» они еще не приходили. Из-за сложного устройства и специфики этих кораблей поначалу существовало правило - направлять первые атомные лодки для проведения ремонтов и модернизаций на завод-строитель.Однако «Звездочка» уже готовилась принимать у себя подобные заказы, и потому ягринских специалистов посылали на Севмаш. В шутливом словесном обиходе это называлось «проходить курс молодого бойца». Специалисты «Звездочки» старательно перенимали опыт по эксплуатации и ремонту машин и турбин новых кораблей, знакомились с иной «начинкой» атомных лодок, осваивали наработки радиохимической лаборатории...- Но всю-то «Звездочку», естественно, невозможно было «пропустить» через СМП. Оттого приобретенный нами опыт был особенно ценен, - сказал мне Вильям Тихонович Калганов - один из самых первых специалистов-ягринцев, кому выпало осваивать ремонт атомных кораблей, - а потом добавил: - В те годы усилия СМП и «Звездочки» были объединены, хотя, как говорится, деньги у нас и у них были у каждого свои. Севмашевцы нас и позже не бросали. Когда на Ягры пришел первый атомный заказ, к нам пришел их ответственный сдатчик - М.Г. Калинин, и старшины отсеков на этом заказе тоже были с Севмаша. Все же мы сильны тем, что рядом со «Звездочкой» было СМП...И прозвучало это из уст Калганова с тем подчеркнутым уважением, какое всякий раз непременно присутствовало, когда рассказывал он о людях, с которыми довелось ему работать. Их было немало за годы интересной и непростой трудовой биографии Вильяма Тихоновича, но для каждого из них он нашел доброе слово. Так и получилось, что воспоминания скромного Калганова вылились в рассказ и о тех, кто трудился рядом с ним.О том, что было до...Имя корабела Калганова чаще всего упоминают в связи с событиями, когда «Звездочка» модернизировала первый атомный ледокол, а он был его ответственным сдатчиком... В жизни случается, когда одно событие заслоняет другие. Так получилось и у него. В этом есть известная доля несправедливости, потому что в биографии Вильяма Тихоновича немало и других примечательных моментов. К тому же «Ленин» для ответственного сдатчика Калганова вовсе не был единственным атомным кораблем...Путь Вильяма Тихоновича к морю начался, скажем так, из мест, далеких от него... Родился в 1934 году в Украине. Родители из Кривого Рога. Отец умер еще до войны от повторного тифа. Война застала их с матерью в Кременчуге. Далее мытарства эвакуации - Полтава, Семипалатинск, наконец - Киргизия, где они остановились под Фрунзе... После войны Калганов поступил в Московский рыбный институт имени Микояна, где учился с 1953 по 1959-й по специальности судовой механик.- При распределении было два «иногородних» места, - вспомнил Вильям Тихонович. - Москвичи, кто был в группе, не захотели ехать, а я человек неизбалованный, согласился. Так оказался в Северодвинске. Ну, что Северодвинск? Тогда - обычный город, но ведь мне много и не надо было... На что обратил внимание сразу - люди очень доброжелательные, не было такого, чтобы кто-то кого-то подставил или что-то в этом роде...Первое время он работал помощником мастера в цехе 12 - сейчас это цех 9. Начальником его был Левит Самуил Борисович - фигура яргинцам памятная, можно сказать, легендарная. А первой атомной лодкой для Калганова стала К-5 - заказ 260 - корабль, который в числе самых первых построил Севмаш и на котором он, недавний выпускник института, прошел тот самый «курс молодого бойца». Первым же атомным заказом «Звездочки» стал 902-й - ракетная лодка К-33. Калганов был на ней строителем по энергоотсеку. Потом заказ 907-й - аналогичная лодка 658 проекта. На 903-м заказе он уже старший строитель. И только после этого в его послужном списке появилась строчка - ответственный сдатчик атомного ледокола «Ленин».На эту должность его привел Александр Федорович Зрячев, работавший тогда заместителем главного инженера. По выражению Калганова, привел он его за руку к директору Просянкину, когда решался вопрос о назначении ответственного сдатчика. У Вильяма Тихоновича тогда было на выбор два заказа, но он остановился на «Ленине», полагаясь на принцип - то, что новее, сложнее, то и интереснее.По принципу БутомыПервый атомный ледокол построили на ЛАО, а ремонтировать привели в Северодвинск. По этому поводу и сейчас бытуют разные версии. Говорят в том числе и о том, что на ремонт в Ленинград лишенный хода ледокол нужно было бы тащить из Мурманска вдоль берегов североевропейских стран. А те не доверяли «технике Советов», опасаясь радиационного следа. Тогда якобы и решили модернизировать «Ленин» в Северодвинске.«Звездочка» считалась молодым предприятием - было заводу тогда 12 лет, но у министра судостроения Б.Е. Бутомы, со слов современников, была такая практика - поднимать общий уровень предприятий, поручая тем ответственную работу. Так поступили и со «Звездочкой».Первую навигацию ледокол отработал в 1960 году и до ремонта прошел 5 полноценных арктических навигаций. В расстоянии это выражалось 62 тысячами миль. Ледокол провел во льдах 458 кораблей и судов. В целом же благодаря «Ленину» навигацию на Севморпути удалось значительно продлить. Однако в 1966-м при подготовке корабля к новой, уже шестой навигации была обнаружена течь в корпусе одного из трех реакторов АЭУ. Устранить ее было нельзя. Стал вопрос о модернизации ледокола, поскольку вместо прежней атомной установки типа ОК-150 надлежало смонтировать новую, более совершенную ОК-900 из двух реакторов.«Ленин», вне сомнения, был кораблем особенным - первый в мире атомный ледокол и в духе политического момента являлся символом не только мощи Советского Союза в Арктике, но и мирного освоения атомной энергии в океане. В его ремонтной эпопее тоже не обошлось без идеологического момента - северодвинцам ставилась задача: сдать ледокол к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Это были очень сжатые, даже жесткие сроки.Подвиг корабеловВпервые Калганов увидел ледокол в бухте Чалм-Пушки. Его сюда прибуксировали от Новой Земли, где методом подрыва из его корпуса удалили и затопили в море старые реакторы. Но это уже отдельная история. Главное тут то, что никто из корабелов-ремонтников старой «сердцевины» корабля не видел, и это осложняло задачу. Однако главные проблемы ждали впереди.В Северодвинск ледокол прибыл к вечеру 12 декабря 1967 года. Его центральный, реакторный отсек был пуст. Оставались лишь старые несущие конструкции. В процессе модернизации, чтобы дать кораблю новое атомное сердце, предстояло сформировать на нем - вдумайтесь в эти цифры - 220 новых помещений из 678 имеющихся, установить 6200 единиц нового оборудования, проложить 200 километров кабеля, 50 километров труб.6 января 1968 года на корабле начался монтаж отопителей временного теплоснабжения, через две недели было изготовлено перекрытие реакторного отсека от атмосферных осадков и начался демонтаж. С 17 апреля работы на корабле велись уже в две смены...Вильям Тихонович увлеченным добрым словом рассказывал мне о старшем строителе Ю.Н. Гречкове, который на тот момент фактически был у него главным замом, о Н.Д. Медведе, Ю.М. Ерыкалове, Ю.М. Харитонове, А.И. Гришко, В.З. Каплинском, Н.К. Самоделове, Э.С Ханданяне, но при том чувствовалось его стремление не запамятовать о вкладе и других коллег...Рассказывал он и о том, как медленно шли поставки, даже несмотря на все усилия снабженцев «Звездочки», как самим приходилось искать выходы из положения. И ведь находили! Как, например, в случае с изготовлением плит биологической защиты из плакированной стали. Или вот история с патрубками, которые с браком изготовили на волгоградском заводе «Баррикады»... Особый разговор о том, как по инициативе специалистов «Звездочки» были смонтированы стенды для наладки и испытаний всех приборов, устройств и систем управления АЭУ. Это позволило сэкономить около 3 миллионов рублей - фантастическая по тем временам сумма..В 1969-м работы велись уже в три смены. Общее число работающих на корабле перевалило за 1000 человек. Но не числом брали северодвинцы...- Ряд работ на ледоколе курировал один из главных строителей ЛАО, кстати друг Бутомы. Так вот он все щепетильно добивался от нас: когда закроете построечные документы? где приказ? - рассказал Калганов. - Потом мы раскусили: он во всем искал материальный, денежный стимул и пытался выяснить, когда же наступит момент так называемой «раздачи морковок»... А главным-то было не это, а коллективный настрой - самоотверженный, героический. Может, это и прозвучит с пафосом, но так сегодня уже не работают. Итоги мы подводили каждую неделю, определяли лучшие бригады, людей. А о деньгах, поверьте, никто не говорил... За месяц до начала ходовых испытаний мы отставали от графика на три месяца. Никто не верил, что к 100-летию Ленина сможем завестись. Но завелись! Счет тогда шел буквально на минуты - новая АЭУ ледокола заработала 21 апреля 1970 года в 23 часа 30 минут...Дело для ягринцев было новое, и ЧП, к сожалению, были. Как, скажем, взрыв конденсатора одной из главных турбин или же повреждение направляющего аппарата у вспомогательной турбины... Заводские знают, какой груз повседневно ложится на плечи ответственных сдатчиков, тем паче когда на заказе возникают, скажем так, нештатные ситуации. А Калганов это все выдюжил и о своей роли в потрясающей «лениниане» не обмолвился и словом. Зато много рассказывал о тех, кто ему помогал в такие тяжелые минуты. И не только в исключительных случаях, а и в повседневной работе, уже после сдачи «Ленина» - просил обязательно упомянуть А.Ф. Зрячева, А.И. Гришко, М.И. Генина, В.В. Белобородова, В.П. Никулина, В.А. Коновалова, В.И. Лыскова и в особенности Валентина Николаевича Терехина, с которым они, работая на заказах, не один пуд соли съели....Собственным ходом ледокол вышел на испытания в море 19 мая. Но, конечно же, напряжение трудовой эпопеи тогда нисколько не спало, скорее наоборот - ведь близился финиш с его сжатыми сроками.Когда они пришли с испытаний прямо в Мурманск, их там никто и не ждал: подивившись умению и энтузиазму северодвинцев, руководство моряков только ахнуло! Ледокол сдали пароходству 20 июня 1970 года.О том, что было после...После «Ленина» Калганов как ответственный сдатчик принял атомную лодку К-422 - первую пришедшую на «Звездочку» из серии 2-го поколения. И сдал он ее, как говорится, без долгов. Еще был заказ 401, прошедший ремонт за 18 месяцев. А потом Юрий Николаевич Гречков, бывший в ту пору начальником 5-го отдела, забрал его к себе заместителем по подготовке производства. Новые обязанности Вильяма Тихоновича предполагали организацию приема в ремонт кораблей на «Звездочку», в том числе и на базах Северного флота. Таких кораблей с группой подготовки Калганов принял если не 50, то не меньше сорока...«Ленин» после ремонта и модернизации на «Звездочке» отходил арктическими трассами до 1989 года. Последний раз Калганов его видел давно, когда ездил на юбилей Техупра Северного флота. Ледокол тогда неприкаянно стоял у причала мурманского рыбного порта. Решался вопрос: утилизировать его или переоборудовать в корабль-музей. Долгой и памятной была та история. В конце концов мемориалом ледокол «Ленин» стал. Но, верно, не только памятником морякам Мурманска, но и корабелам северодвинской «Звездочки».
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!