Ветераны-корабелы вспоминают о строительстве крейсеров проекта 68-бис
В номере «Корабельной стороны» за 27 сентября мы поместили публикацию, посвященную 50-летию сдачи молотовским заводом № 402 легкого крейсера «Мурманск» - второго корабля проекта 68-бис, построенного будущим Севмашпредприятием. Тогда же мы обратились к нашим читателям с предложением вспомнить об этой странице из летописи Северодвинска. Отклики не заставили себя ждать, и, думается, не случайно: крейсера, так уж сложилось, для многих нынешних ветеранов стали кораблями их молодости.НО не только ветераны - северодвинцы решили поделиться с нами своими воспоминаниями. На публикацию в «Корабельной стороне» откликнулись также иногородние читатели, главным образом бывшие моряки, офицеры, которым волею обстоятельств в разное время довелось служить на крейсерах «Молотовск» и «Мурманск». Их рассказы еще будут опубликованы. А пока слово северодвинцам...Реванш директора ЕгороваИзвестному ветерану Севмаша Юрию Дмитриевичу Кайнову довелось участвовать в постройке сразу двух кораблей советского ВМФ, носивших одинаковое название - «Октябрьская революция». В модернизации первого из них - бывшего линкора «Гангут» - он участвовал в 1930-м, будучи еще студентом-практикантом на Балтийском заводе. В строительстве второго корабля «Октябрьская революция», так стал именоваться крейсер «Молотовск» с 1957 года, он был занят уже в должности начальника отдела сварки специального технологического бюро на молотовском заводе №402. Разговор наш с Юрием Дмитриевичем состоялся более 10 лет назад, и многое из него я «взял на карандаш», о чем сегодня жалеть не приходится.«У нас уже был большой опыт постройки цельносварных корпусов эсминцев проекта 30-бис - рассказывал Юрий Дмитриевич о первой половине 50-х. - Однако в корпусе крейсера необычной стала цельносварная цитадель. Она состояла из бронированных бортов толщиной 100 мм. Они сопрягались с верхней палубой из листов гомогенной брони толщиной 50 мм и двумя траверсными переборками (в носу и корме) толщиной 100 мм каждая. Основной трудностью стала сварка стыков плит бортовой брони. Еще раньше мы узнали, что на головном корабле серии - крейсере «Свердлов», который строился в Ленинграде, да и на кораблях других предприятий при сварке стыков плит бортовой брони часто образовывались трещины. В связи с этим поговаривали, что Е.П. Егоров, уже назначенный директором нашего завода, ранее, когда работал главным инженером Балтийского завода, получил от министра выговор - «за трещины при сварке брони».Ученые объясняли причину появления таких трещин нарушением режима сварки на заводах-строителях, и потому контроль был организован жесточайший: акты-донесения о нарушениях режима сварки направлялись аж в... министерство. Мы, конечно, следили за ходом событий, расспрашивали руководителей контрольных бригад и в конце концов на основе их информации, собственных знаний физики и процесса сварки получили свое объяснение появлению трещин. Однако, не встречая понимания со стороны специалистов «броневого» института, с нетерпением ждали случая продемонстрировать свою правоту.Когда на завод прибыли плиты броневого пояса «Молотовска», то по договоренности с В.С. Харитоновым - его главным строителем - мы проделали эксперимент, который наглядно подтвердил, что брак допускают не корабелы-сварщики, а металлурги-изготовители брони. Получился большой конфуз как для гражданской, так и для военной науки. И вот тогда-то на заводе было собрано большое совещание представителей науки и заказчика. В глазах рябило от золота погон и мундиров. Ученым пришлось признать свое заблуждение, и наш директор Евгений Павлович Егоров тогда взял своего рода реванш. Но главным-то вопросом, конечно, был - что же делать? Мы предложили свою технологию предварительной обработки броневых плит и последующей их сварки. На том же совещании приняли решение: через год после сдачи корабля провести осмотр всех сварных швов бортовых поясов каждого корабля на всех заводах-строителях. Помнится, осмотр «Молотовска» делали в очень жаркий июльский день. Корабль, стоящий на рейде, пришлось креновать до оголения нижней кромки броневого пояса. Всю подготовку к этой операции организовывал Г.Я. Зятьковский. Комиссия, в которой участвовал и я, осматривала швы с катера. Ни одной трещины, ни одного откола обнаружено не было!»И еще один момент, на который обратил внимание Юрий Дмитриевич Кайнов, следует сегодня вспомнить: затраты на постройку заказа №301, головного на нашем заводе, оказались значительно меньшими, чем на других предприятиях, а это обстоятельство говорило о многом.«Пристреливали» пистолетомАлександр Глебович Лебедев во времена, когда завод строил крейсера, был начальником бюро технологической подготовки корпусно-достроечного цеха, и более всего ему запомнились следующие, скажем так, технологические моменты... «Для сокращения времени стоянки заказа на стапеле директор завода обязал соответствующие отделы и цеха организовать предварительное изготовление надстроек блоками вне заказа, - вспомнил Александр Глебович. - До установки на корабле во всех них производился монтаж пакетно-щитовой изоляции, легких выгородок и оборудования. Для изготовления легких конструкций широко применялись сплавы на основе алюминия - магналий, дюрали марок ДТ-1 и ДТ-5. Особенность последних в том, что их гибка, вытяжка и другие виды деформирования возможны только после отжига листов целиком или в деталях с последующей закалкой в специальных селитровых ваннах. Для таких ванн была выделена площадь в цехе 5, а в цехе 6 организовали расконсервацию дюралевых листов и специальный оксидировочный участок. Такой корабль как крейсер, с командой из 1270 человек, имел бытовые помещения, о которых на других кораблях и речи не заводилось. Например баня, парикмахерская, клуб, типография, механическая мастерская, хлебопекарня, госпиталь, судовая лавка... Эти помещения, наряду с офицерскими каютами, старшинскими помещениями, матросскими кубриками, многочисленными боевыми постами, содержали огромные объемы работ, в том числе и для электромонтажников предприятия ЭМП-8.Крейсера могли «похвастаться» великолепной палубой. Деревянный настил ее с большим трудом и старанием создавали рабочие из цехов 40 и 41. Первоначально по всей поверхности открытой палубы подгонялись деревянные бруски, в них сверлились отверстия под шпильки крепления, маркировались, места приварки шпилек кернились на металлическом настиле палубы через имеющиеся ступенчатые отверстия. После этого бруски снимались для установки и приварки шпилек, а затем палуба вновь набиралась. Повторная сборка тысяч брусков - работа изнуряющая и продолжительная. Тогда специалисты разработали и внедрили контактную приварку шпилек пистолетом под флюсом. Этим они исключили большой объем работ по снятию настила».Заплутали во чревеВетеран Севмаша Анатолий Алексеевич Жепетов припомнил один любопытный момент из своей трудовой биографии. Связан он с тем, что столь больших кораблей, вернее сказать, с таким большим количеством внутренних помещений, как у крейсеров, на заводе еще не строили.«Весной 1955 года наш выпуск Молотовского судостроительного техникума проходил на заводе свою последнюю производственную практику, - рассказал Анатолий Алексеевич. - У нас, механиков, она называлась монтажной. Руководил ею тогда молодой преподаватель курса вспомогательных механизмов и судовых систем А.Ф. Зрячев - будущий директор «Звездочки». По просьбе студентов Александр Федорович организовал экскурсию на строящийся в цехе 50 крейсер «Мурманск». Корабль был почти готов к выводу, и работающего народу на нем поубавилось. Вообще внутри такой громадины (а в нем насчитывалось больше тысячи различных помещений), наверное, можно было разместить целый полк. Поэтому нам никто не мешал осматривать крейсер, да и мы, похоже, никому помехой не были. Корабль поражал и восхищал! Мы заглядывали в каждую «дыру», и наконец впятером отстали-таки от группы. Вначале это нисколько не обеспокоило нас. Нам казалось, что каждый трап заканчивается выходом на верхнюю палубу. Но когда около 17 часов мы решили, наконец, уходить, то, к стыду своему, никак не могли найти выхода. Плутали с полчаса, пока какой-то рабочий не указал нам путь. Этот случай только прибавил нам почтения к крейсеру».Особое доверие военпредаВ трудовой биографии почетного гражданина Северодвинска Ивана Васильевича Лодыгина, который работал в заводской службе энергетика, крейсера проекта 68-бис тоже оставили свой след. «При строительстве этих кораблей возникало немало проблем с вибрацией, - вспоминает он. - Особенно этим, если так можно выразиться, досаждали вентиляторы. Их на крейсере было великое множество, причем всяких, разного назначения - от мощных воздуходувных, дымососных и до небольших каютных. Как устраняли вибрацию? Балансировкой ротора вентиляторного электродвигателя. А отбалансировать порой требовалось с точностью до граммов. Мы сначала обратились за помощью к механикам - нет ли на заводе оборудования, чтобы устранить дисбаланс и вибрацию? Такого не оказалось. Тогда нашли выход наши цеховые умельцы - сами придумали и собрали специальный станок: приспособили для разгона электродвигатель со шкивом из жесткой резины. Включали этот двигатель на ротор, раскручивали его до нужных оборотов и отпускали, а там уже смотрели, какую сторону «заносит», и грузиками выравнивали баланс.Дело это мы освоили хорошо и работу выполняли очень качественно. Вентиляторы после балансировки принимал очень строгий военпред, запомнил его фамилию - Никишев, он обычно спрашивал, кто делал? И если ему отвечали - цех 13, он говорил: «Принимаю!» К нашей работе у него было особое доверие». Драма «Архангельска»Запомнился Ивану Васильевичу Лодыгину и драматический эпизод с «Архангельском» - третьим крейсером, который строился на заводе №402, но которому так и не суждено было выйти в море. Его, как и несколько подобных кораблей на стапелях Ленинграда и Николаева, «заморозили» печально известным хрущевским постановлением. Крейсер «Архангельск» к этому времени проходил швартовные испытания и стоял у заводской набережной. После остановки работ на нем корабль использовали как общежитие на территории завода для приезжих специалистов.«Командированных в ту пору на предприятие много приезжало, - рассказывает Иван Васильевич. - Помещения на корабле для проживания оборудовали комфортабельные, все хорошо было сделано, культурно...Пожар на «Архангельске» случился ночью. Его начали тушить, вызвали на место заводское начальство. Прибыл и директор Евгений Павлович Егоров. Он очень переживал за случившееся. Дело в том, что в цистернах крейсера, которые использовали как емкости, хранился мазут. Опасались, что огонь может вызвать взрыв топлива, но все обошлось.Когда стали разбираться, поначалу грешили на электриков - мол, замыкание в сети, некачественная проводка, а потом установили, что огонь возник от постороннего источника огня, правда, так и не дознались, какого именно. Поговаривали, будто бы в одной из кают командированные праздновали чей-то юбилей, выпивали, ну и все такое...При том пожаре погиб один человек. Крейсер «Архангельск» после пожара не восстанавливали и вскоре стали разделывать на металл».
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!