Речной пассажирский флот нашей области на грани развала
Для экипажей пассажирских судов архангельской пригородки в этом году пришлось продлить навигацию. Планировалось уже в начале ноября поставить теплоходы на прикол, передать эстафетную палочку внутригородских перевозок буксирам с ледокольным классом корпусов.ОДНАКО необычайно теплая осень внесла коррективы. В принципе это выгодно всем: людям, живущим на островных территориях, куда удобнее и комфортнее добираться до города в уютных салонах, чем на открытой палубе буксиров под пронизывающим ветром. Мэрия тоже довольна - суда пригородки обходятся намного дешевле, чем буксиры. Речники, зарплата которых невелика, рады возможности дополнительно подзаработать перед долгой зимней «бескормицей».Сейчас в рабочем строю Архангельского пассажирского райуправления находится восемь судов, которые доставляют людей по 12 маршрутам в более чем две сотни населенных пунктов, расположенных на 50 островах в дельте Северной Двины. За навигацию перевезено уже более миллиона человек. Практически не было срывов рейсов, правда, задержки случались из-за поломок. Но тут речников винить трудно - флот сильно изношен, оборудование латанное-перелатанное, запчастей не хватает. Все держится на энтузиазме специалистов. Но при зарплате в 3,5 тысячи рублей он не может быть безграничным, поэтому все чаще опытные речники уходят. Уходят еще и потому, что не видят перспективы. Пассажирские перевозки на Севере заведомо нерентабельны, ведь флот полгода работает, полгода находится на отстое. Если при плановой экономике убытки закладывались и компенсировались министерством, то при рыночной ситуация коренным образом изменилась - теперь флоту могут помочь только региональные власти. Речники уже несколько лет заключают договоры на оказание транспортных услуг с администрацией области, мэрией Архангельска и руководством Приморского района. Но суммы выделяются недостаточные, да и те проплачиваются не полностью. Скажем, с 2001 года тянутся долги областного бюджета, в эту навигацию пришлось дважды грозить остановкой флота, прежде чем мэрия Архангельска добавила денег. Но если текущие расходы с грехом пополам покрываются, то на замену отслуживших свой срок теплоходов денег у райуправления нет, а ОАО «Архангельский речной порт», в состав которого входит пригородка, и думать не хочет о развитии пассажирских перевозок, мечтает лишь об одном: как бы сбросить их с плеч. И это понятно - зачем акционерному обществу содержать убыточное подразделение? Ситуация складывается критическая. Если до 1987 год на каждой линии работало по 2-3 теплохода, то сегодня, наоборот, один обслуживает 2-3 линии. Практически весь флот пригородки выработал эксплуатационный ресурс. Скажем, теплоход «Москва-36» работает с 1976 года, однотипный «Москва-49» - с 1977 года, а суда «Балхаш» и «Коммунар» бороздят воды Северной Двины вообще по 60 лет. Лишь два теплохода, «Капитан Марков» и «Петр Завернин», еще лет пять смогут возить людей. Надо также менять плавучие понтоны, изготовленные еще в 60-е годы прошлого века: они прохудились, текут, тонут. О бедах и проблемах районного пассажирского управления его руководитель Александр Попов поведал на недавнем заседании совета по морской деятельности при главе администрации Архангельской области. Он предложил областной администрации, мэрии Архангельска, администрации Приморского района «скинуться» на программу восстановления и обновления флота. Вместе с заменой плавучих понтонов в течение пяти лет потребуется примерно 74 миллиона рублей. Александр Николаевич представил такую схему софинансирования: 30-35% из областного бюджета, столько же - из казны мэрии, 10% средств должен вложить Приморский район и 20-30% - ОАО «Архречпорт». Участники совещания, признав плачевное состояние флота, согласились, что надо помогать, но тут же глава Приморского района Юрий Сердюк заметил, что даже 10% финансирования - для районного бюджета сумма накладная. Директор департамента и связи обладминистрации Лев Быков упрекнул руководство пригородки в том, что оно не ищет для замены более дешевый флот, ведь сейчас теплоходы «Москва», заявил он, судя по статистике, зачастую ходят с неполными салонами. - Пассажир наш на 80 процентов деловой, - возразил Александр Попов, - не в том смысле, что бизнесом занимается, а в том, что люди в город ездят по делам - на работу, учебу, в больницу... Поэтому есть пиковые нагрузки утром и вечером, а в летнее время, когда горожане отправляются на грядки, еще и в выходные дни. Тогда суда ходят переполненные. Днем же пассажиропоток резко падает, салоны действительно бывают полупустыми. Но если поменять «Москву» на менее вместимое судно, то люди будут оставаться на берегу, не попадут вовремя на работу или учебу. - Нам бы приобрести судно на воздушной подушке, способное работать круглогодично, быстро и оперативно реагировать на меняющийся пассажиропоток, - вздохнул Александр Николаевич. Попутно на совещании коснулись пассажирских перевозок, выполняемых Северным речным пароходством. Тут на кон поставлена судьба теплохода «Адмирал Кузнецов». В свое время было принято политическое решение - возобновить рейсы на главной голубой магистрали Севера. Судно, простоявшее почти шесть лет с «завязанными трубами», общими усилиями Минтранса, обладминистрации и пароходства отдраили от ржавчины, привели в порядок внутреннее убранство и пустили по линии Котлас - Великий Устюг - Архангельск. Уже три навигации он отходил по этому маршруту, являясь своеобразным символом ожившей Северной Двины. Но, похоже, для двухпалубного красавца, как называют «Кузнецова» в рекламных проспектах, золотая пора опять заканчивается. Заместитель начальника Северного речного пароходства Владислав Смирнов заявил на совещании, что содержание и ремонт крупнотоннажного теплохода слишком обременительны для компании, затраты составляют десять миллионов рублей в год, а выручка от продажи билетов - всего два миллиона. К тому же путейцы охладели к проведению дноуглубительных работ, поэтому нынче уже в конце июля фарватер обмелел, «Адмирал Кузнецов» был снят с линии и поставлен на зимний отстой. И нет никаких гарантий, что весной он снова выйдет на трассу.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!