В субботу Северодвинск проводил на родину индийскую подлодку
Позади - три года совместной работы специалистов двух стран, впереди - путь через три океана, к месту постоянного базирования корабля. Ожидается, что «Синдугош» прибудет на родину в январе.ДНЕМ в субботу ягринская «Звездочка» торжественно проводила индийских подводников в море. Хотя сказать так будет и не совсем верно. В длительную автономку ушли не только индийцы, но и наши специалисты из сдаточной команды. Их тоже напутствовали добрыми словами, более того - вручили православную иконку - русский оберег от многих опасностей, которые всегда таит даже внешне спокойное море.Церемонию проводов назначили на час дня. День выдался прохладным и ветреным, но уже к полудню на одном из причалов «Звездочки», у дебаркадера, к которому пришвартовали «Синдугош», стали собираться люди...Из состава подводных сил Индии «Синдугош» пришел на «Звездочку» третьим, но для этой подлодки во многом подходит определение первая. Так, «Синдугош» стала первой из десяти дизель-электрических лодок проекта 877ЭКМ, построенных Советским Союзом - Россией для Индии. Ленинградские корабелы, к слову, сдали ее в 1986 году. Затем было пятнадцать лет службы и приход на ягринскую «Звездочку» для ремонта и модернизации. Здесь благодаря усилиям заводчан и моряков корабля «Синдугош» стала первой из серии модернизируемых лодок подобного класса, где сотрудничество специалистов наших стран в этом направлении было отработано по полной программе. По этому поводу на церемонии подписания приемного акта было замечено - «впервые в практике мы сдаем совместный корабль России и Индии». На «Синдугоше» впервые установлено такое количество комплексов и технических средств, разработанных и изготовленных в Индии. Впервые система вооружения «Club» смонтирована на лодке с полным объемом комплектации, и, как следствие этого, боевые возможности корабля возросли многократно. Еще нужно сказать, что над «Синдугошем» стороны работали с особым тщанием - даже понадобился дополнительный выход в море, чтобы поставить все точки над I. И недаром же одно из напутствий «Синдугошу»прозвучало так: «Пусть эту лодку в океане не обнаружит ни один корабль. Даже российский или индийский».Сама же церемония прощания с лодкой и ее экипажем проходила как бы по отработанному сценарию, ведь «Звездочка» отправляла на родину уже третий индийский корабль: напомним, до «Синдугоша» были «Синдувир» и «Синдуратна». Но, разумеется, каждые такие проводы имели и приметные детали. В случае с «Синдугошем» таковыми стали, как мне показалось, доброе напутствие вице-адмирала Героя Советского Союза Льва Матушкина и проникновенное выступление коммандера Судипа - командира экипажа индийской подлодки.ТОРЖЕСТВЕННО звучали гимны наших стран, ветер во всю широту разворачивал флаги. Почти все речи выступавших завершались традиционным морским пожеланием - «Семь футов под килем...». В какой-то момент церемонии неожиданно налетевший с моря заряд непогоды осыпал собравшихся моросью. Генеральный директор «Звездочки» Николай Яковлевич Калистратов тут же заметил: «Дождь в дорогу - это к удаче...»А после официальной части были простые и дружеские рукопожатия рабочих и моряков....В этот субботний день работа на двух главных предприятиях Северодвинска не замерла. На противоположном берегу, где высились цехи и береговые строения Севмаша, тоже работали. По акватории сновали буксиры. Вид на набережную перекрывала огромная конструкция «Приразломной». Когда же от новой набережной в направлении цеха 22 бодро проследовал гигантский севмашевский плавкран «Севморнефтегаз», это и вовсе убедило в том, что оба северодвинских берега начинают забывать о выходных днях.Всю прошлую неделю Калистратов находился в командировке. В Москве его ждали неотложные дела, но не проводить «Синдугош» Николай Яковлевич не мог и прилетел в Северодвинск буквально на считанные часы. Тем ценней и уважительнее по отношению к журналистам стала его импровизированная пресс-конференция в заводском музее. Впрочем, назвать так дружеское общение за чашкой чая было бы неверно, пожалуй, во всех отношениях, кроме одного - Николай Яковлевич ответил на вопросы с той краткостью и ясностью, какие приняты на пресс-конференциях. Но и здесь он проявил себя тем, что говорил не только о благостных перспективах, но и не скрыл трудностей, которые есть, и наверняка еще будут. Далеко не каждый директор сегодня столь откровенен с журналистами.Разумеется, проводы «Синдугоша» были в субботу главным событием на северодвинской акватории, но тема разговора с директором сложилась много шире: есть ли перспективы у наших основных предприятий? Что сулит нам «нефтегазовая составляющая» современной мировой экономики?В будущее Николай Яковлевич глядит с оптимизмом, и это оптимизм прагматика, постигшего законы современной рыночной экономики. Потому он предрек дальнейшие шаги российских добытчиков нефти и газа в северо-восточном направлении, в том числе и на арктический шельф, в разработке которого у корабелов Северодвинска уже есть своя ниша. На его взгляд, вполне вероятна конкуренция добывающих компаний, обосновавшихся на Ямале, и тех, что держат направление на юго-восток Баренцева и северо-запад Карского морей. Из-за этого будет сохраняться потребность в танкерном и газовозном флоте. Более того, сегодня уже четко прорисовывается и необходимость строительства кораблей и судов специального назначения, которые будут поддерживать безопасность морских добывающих платформ, работающих в жестких условиях Крайнего Севера.От журналистов Николай Яковлевич не скрыл и сложностей, которые сегодня сопутствуют работе над строительством уникальных платформ «Приразломная» и «Арктическая».А что же традиционная специализация северодвинской оборонки? По словам Калистратова, у нее тоже есть будущее. Хотя, наверное, эти перспективы в определенной мере возникли не от хорошей жизни: из четырех военных флотов России только Северный чудом сохранил еще действующую инфраструктуру. Поэтому испытать новое морское оружие в полном объеме можно только здесь, на Севере. А это неизбежно связано с кораблестроением и судоремонтом.Формальности на отходе таможенниками и пограничниками были оформлены неожиданно быстро, и «Синдугош» отдал швартовы как раз в тот момент, когда Калистратов беседовал с журналистами. Тогда, не теряя времени, предводимые генеральным директором, все бросились в автобус, и тот помчался вдогонку уходящей лодке. Выкатились на причал. «Синдугош» под эскортом портовых кантовщиков уже двигался к выходу на канал. Упустить такой момент для операторов и фотокорреспондентов было бы непростительно. Но вот беда, точка съемки от дебаркадера оказалась крайне неудачной - в объективы бил контровой свет. И тут Николай Яковлевич опять же с пониманием профессиональной стороны дела помог журналистской братии: автобус покатился на Южные Ягры. И уже здесь, где взору предстает самый «стык» внутренней акватории северодвинского порта и выходного канала, корреспонденты, уверен, отсняли свои самые лучшие в этот день кадры. И в самом деле, что может быть красивее, а в данном случае, если хотите, символичнее, чем подлодка, уходящая из спокойной гавани навстречу сердитым гребням открытого моря?
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!