В начале трудовой биографии он запускал локомобиль, в конце ее - подавал ток на атомные лодки
Ивана Васильевича Лодыгина, до поры до времени заочно, я знал еще до того, как взялся за материалы по истории Севмаша. Потому как имя его встречалось не только в заводских документах, а еще и звучало из уст ветеранов города. И не случайно: завода № 402 еще не было, когда Лодыгин «отметился» в летописи Северодвинска.Считаем стаж Ивана Васильевича. В энергосистеме Судостроя - Молотовска он отработал с 1937 по 1942 год. Затем в энергоуправлении горкомхоза по 1948. Позже - на заводе № 402 - будущем Севмаше - трудился до самой пенсии. Получается 46 лет с профессией энергетика!Сегодня о Лодыгиных как о трудовой династии энергетиков, быть может, говорить не совсем правомерно, но по стезе Ивана Васильевича пошли его младший сын и внук. Они работают на той же должности, что их отец и дед, еще в 1939-м...Ивану Васильевичу уже девятый десяток. Но у него чистая, незамутненная память, сохранившая бесценные и удивительные свидетельства, а еще и умение рассказать не столько о своей судьбе, сколько о времени, в котором довелось жить.Почти первостроительНа Судострой Лодыгин приехал летом 1937-го, и потому о нем вправе сказать буквально - без года первостроитель. Он застал еще те дни, когда отдел кадров, единственный на весь будущий Северодвинск, располагался в монастыре. Его рабочая специальность - монтер электрических линий. Тогда этих линий окрест было наперечет. Его первый непосредственный начальник - Николай Васильевич Ветров - тот, который в 1936-м запускал в поселке первую электростанцию. Всей мощи в ней было 24 киловатта. Уж потом на смену ей появился локомобиль - архаичная по нынешним временам паровая машина для выработки тока. Чтобы выжать 150 киловатт, ее раскочегаривали дровами.Юный Иван Лодыгин тянул самые первые в городе электролинии. В том числе и на строящуюся ТЭЦ-1. И первый аварийный кабель на ТЭЦ ремонтировал тоже Лодыгин. И еще деталь: первый и последний раз монтера Лодыгина ударило током тоже на линии, когда он нечаянно коснулся провода... ухом. Сегодня, пожалуй, можно и пошутить: низкое напряжение спасло для Северодвинска будущего его Почетного гражданина.Истребитель № 28Войну тоже пришлось пройти. Хотя и не на фронте, но стал Иван Васильевич под ружье. Сначала как народный ополченец. Потом для обороны города сформировали Молотовский истребительный батальон общей численностью 221 боец - три стрелковых и еще одни взвод управления. В списках 1-го батальона под номером 28 - Лодыгин И.В. - начальник подстанции.Жили в тылу, а службу несли по Уставу Красной Армии: изучали военное дело, несли дежурство по городу и даже искали диверсантов на островах двин-ского устья... До войны юный Лодыгин удостоился значка «Ворошиловский стрелок» и умения своего не растерял: в одном из документов областного архива читаем строки: «Приказом по батальону народного ополчения строительства № 203 НКВД за отличное выполнение стрельб из винтовки 7,62 мм боевым патроном Лодыгину И.В. объявлена благодарность...»Второй год войны выдался самым тяжелым. И для страны, и для города. Заключенных из Ягринлага спешно переправляли на Урал - подальше в тыл. Не всех. Но все равно было тревожно - ждали вторжения с финской стороны... Строительство № 203, в просторечии - «стройка», передавало городу энергетическое хозяйство. В энергоуправлении горкомхоза Лодыгин в свои двадцать три года стал начальником цеха.Он не согласен с теми, кто утверждает, будто бы «за всю войну в Молотовск раз или два случайно залетали немецкие самолеты», потому что, как было на самом деле, он видел сам...Однажды летом они делали ремонт на подстанции. Располагалась она близ железнодорожного вокзала. Требовалось осмотреть нижнюю, выемную часть трансформатора. Стали его поднимать. Лодыгин находился на самом верху. Вдруг со стороны порта - немецкий самолет! Все, кто был внизу, попрятались, а Лодыгину бежать некуда, вот и стал очевидцем, как немец сбросил три бомбы. Две взорвались близ дома 19 по Беломорскому проспекту, а третья ушла в болото, не взорвалась... Он и сегодня убежден, что бомбы те немец бросал прицельно - не только на Дом Советов, но и на штаб городской ПВО, который обустроили в большой металлической цистерне и зарыли в землю в районе дома 9 по улице Советской .Морской порт бомбили куда чаще. После одного из налетов, осматривая свое «портовое хозяйство», а в их числе были две подстанции, Лодыгин насчитал шестнадцать воронок.Егоров отменил «и.о.»Закончилась война. Он работал, учился, окончив десятилетку, поступил в Ленинградский политех и спустя год с небольшим ушел из города на завод № 402. Его сразу взяли на должность заместителя начальника цеха 13. Предприятие росло, ему требовалась новая энергетика, а в разрушенной стране свои заводы-изготовители всех оборудованием обеспечить не могли. Тогда стали искать необходимое среди того, что завезли на завод по репарациям - вот из того, что находили, и собирали, те же преобразовательные агрегаты, чтобы с берега «питать током» корабли. Это особая эпопея в истории молотовского завода.Через пару лет Иван Васильевич стал уже и.о. начальника цеха. Приписку «и.о.» впоследствии отменил сам директор Евгений Павлович Егоров, с укоризной заметив кадровикам, что сделать это требовалось давным-давно...Есть в хозяйстве корабелов-энергетиков станции безобмоточного размагничивания, или по аббревиатуре - СБР. Это объекты, без которых не обойдется ни одно судостроительное предприятие. В свое время, так скажем, они нас с Иваном Васильевичем и привели к очному знакомству: я занимался историей их создания на Севмаше, и здесь Лодыгин стал бесценным «первоисточником». Начали-то мы разговор о СБР, а получилось, едва ли не по всей заводской службе энергетика прошлись. Для меня та первая встреча стала не только экскурсом в ее историю, а важным уроком в познании премудростей производства. Тогда я еще подумал: из Ивана Васильевича вышел бы прекрасный преподаватель - настолько популярно и доступно рассказывал про свои ЛЭП, подстанции, трансформаторы, генераторы...Перст академикаНе раз работа сводила Лодыгина с талантливыми, неординарными людьми. Григорий Кононович Волик, Евгений Павлович Егоров, Константин Николаевич Кулигин... По тому, с каким уважением, а иной раз с интеллигентной деликатностью Иван Васильевич о них рассказывает, верно, у каждого из них он чему-то научился, если не в профессиональном, то в житейском плане. И науке той он благодарен. Не раз я ловил себя на мысли о том, что очень многое из рассказанного Иваном Васильевичем просится на бумагу, не столько как любопытный факт его биографии, а представляющий большой интерес для многих неравнодушных к познанию людей.К таким случаям, думаю, можно отнести его встречу с академиком Александровым. Вернее сказать, это был производственный эпизод. Решали, где строить новую станцию безобмоточного размагничивания, или СБР: мощностей старой уже не хватало. Решали на высоком уровне, приехал и Александров. Собрали рабочее совещание у главного инженера, пригласили и Лодыгина. Академик посмотрел на план завода и решительно указал пальцем - строить надо здесь. Это были Южные Ягры. Если брать многие исходные параметры, идеальное место для СБР. Однако Анатолий Петрович тогда кое-чего не знал из местных условий, просто не мог знать. А именно - что туда очень сложно подать напряжение. К этому моменту сделать это энергетики пытались несколько раз, но безуспешно, потеряли много кабеля...Лодыгин рассказал об этом и спросил: нельзя ли разместить СБР ближе, с учетом заводских возможностей...Анатолий Петрович - опять к плану. Посмотрел, сориентировался по сторонам горизонта, просчитал в уме и опять пальцем в план - тогда, мол, стройте здесь...С улыбкой Иван Васильевич посетовал, мол, когда рассказываю этот эпизод, многие даже не верят. Конечно, место для строительства таких объектов, как СБР, определяют проектанты из института. Но в данном-то случае получилось, что наш именитый академик место институту подсказал.Словом, где Александров свой указующий перст приложил, там СБР и построили. Там она и по сей день стоит. Объект важный, сложный и примечательный еще и тем, что потребовал доселе невиданного для завода количества электрического кабеля, который в эпоху плановой экономики выделялся строго по лимитам. Лодыгин шутит: кабель всего союзного главка наша СБР тогда «съела».На заслуженный отдых Лодыгина проводили в 1983-м. Севмаш уже строил третье поколение атомоходов. Не берусь сказать точно, сколько - три или четыре раза со дня основания и до этого момента завод принципиально переустраивал свое производство. Но выходит, практически в каждой такой «технической революции» на главном нашем предприятии участвовал Иван Васильевич. Потому что без энергетиков ни одна из них состояться не могла.Их службу на заводе всегда считали производством вспомогательным. Так повелось изначально: все, что на стапеле, то и главное. Но ведь верно говорят, что без энергетиков ни один корабль в море уйти не может. Потому что любой, даже в 100-процентной готовности, корабль обязан пройти размагничивание на СБР. А СБР - это святая святых энергетиков. Вот и получается - служба вспомогательная, а кораблю последнее добро на выход в море она выдает.Так в жизни Ивана Васильевича Лодыгина неразделимо сплелись берег и море, город и завод, ЛЭП и корабли.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!