ПОЛОВИНУ группы судомехаников направили в северный док цеха №50, где достраивался крейсер «Мурманск», а остальных, в том числе и меня, - в южный. В нем начиналось строительство большой серии подводных лодок 611-го проекта, и этот док был выделен в самостоятельный цех - 49-й. Нас расставили по позициям, прикрепили к мастерам.
Одному практиканту из «стариков» - учившихся с нами демобилизованных солдат последнего военного призыва - пришлось несколько дней замещать простудившегося мастера. Мы уважительно наблюдали, с каким озабоченным видом он ходил, и старались не отвлекать его от серьезных дел… Но скоро и на мою долю выпало такое же «счастье». Мой мастер ушел на две недели в отгулы. Перед уходом он заверил меня, что особых проблем не предвидится.- Будешь выписывать требования на материалы и крепеж да заявки на обработку деталей - вот и все дела, - сказал он на прощанье.Однако это бодрое напутствие оптимизма мне не прибавило: первые дни я очень волновался. Хотя, честно сказать, фактически-то я ничем не руководил. Бригада спокойно делала свое дело без моих руководящих указаний. И вот, когда я почти совсем успокоился, все и случилось.Утром иду на заказ и еще издали вижу столпившуюся бригаду.- Шпиль на фундамент надо ставить, - хмуро говорит бригадир, указывая на лежащий перед ними швартовный шпиль с длиннющим валом.Фундамент находится снаружи прочного корпуса, а привод - внутри лодки, поэтому приводной вал такой длинный. - Что же не ставите? Бригадир раздраженно объясняет, что если взять тросом за турачку (барабан шпиля с рифленой вогнутой поверхностью), то вал становится под углом. А завести его в отверстие фундамента можно только в строго вертикальном положении.- Так вот же рым наверху, - недоумеваю я, указывая на небольшое кольцо на макушке шпиля.- Где ты увидел рым? Разве это фиговое колечко выдержит такой вес? - сердится бригадир. И демонстративно отходит в сторону.Убедившись, что другого выхода у меня нет, я решаюсь. Весь похолодев, осипшим голосом приказываю крепить трос за кольцо. Стропальщик выполняет, всем видом показывая: «Мое дело маленькое». Тогда, распорядившись, чтобы все отошли на безопасное расстояние, начинаю подавать команду крановщице. Рядом сразу же встает стропальщик: «Тебя она не послушается».Подъем прошел благополучно, и я уже начал направлять вал в отверстие фундамента, но меня опередил сконфуженный бригадир: «Лучше я сам».Довольный, я направился в конторку, но тут же услышал ругань бригадира. Оказывается, поставить шпиль на место мешает нависающая козырьком носовая часть легкого корпуса. Как ни крути, но надо убирать проклятый козырек. А значит, резать корпус лодки. Посоветоваться с кем-нибудь из мастеров я постеснялся.- Долго мы так стоять будем? - не выдержал бригадир.И я решился: - Давай газорезчика!Пришел газорезчик. Дрожащей рукой я провел две линии перпендикулярно кромке козырька. Пока резали, опасливо оглядывался по сторонам - не видит ли кто из начальства. Потом один из монтажников начал отгибать надрезанную часть козырька. Каждый удар кувалды отдавался в моей голове, как будто били по ней…Наутро первым делом пришел на «место преступления». В глаза сразу бросились проклятые надрезы. Как можно равнодушнее я сказал бригадиру: - Позови сварщика, пусть заварит…Когда вернулся мой мастер, я сразу же повинился в содеянном. Против ожидания, он отреагировал очень спокойно: «Не переживай, ты все сделал правильно». Еще он сказал, что мы могли обратиться к мастеру, ведущему соседние отсеки. «А вообще-то, ты молодец - не сдрейфил», - похвалил меня наш наставник. Знал бы он, как я «не сдрейфил»!..Но бригадир больше не гонял меня по мелочам, и ребята смотрели на меня иначе, чем раньше. Я, правда, чувствовал некоторую неловкость, но, к счастью, практика наша подходила к концу.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!