Памяти Игоря Сергеевича Белоусова
Скорбная весть о том, что скоропостижно скончался бывший министр Судпрома СССР Игорь Сергеевич Белоусов, вызвала у меня воспоминания о том времени, когда мне довелось наблюдать его в деле.ИГОРЬ СЕРГЕЕВИЧ был представительным, по-мужски красивым человеком, который, как мне кажется, запоминался людям с первого же раза, причем не только внешними данными.В годы активного строительства атомных подводных лодок в Северодвинске регулярно проводились так называемые опергруппы - совещания руководителей высокого уровня, на которых решались сложные вопросы, связанные со строительством кораблей, и не только кораблей, но и, например, вопросы капитального строительства промышленных объектов. Работой опергрупп, как правило, руководил один из заместителей министра Судпрома и заместитель главкома ВМФ. Решения, принятые на таком совещании, были обязательны к исполнению, а если возникали разногласия, то они разрешались на очень высоком уровне военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС и Совмине.Мне довелось участвовать в работе опергрупп на Севмаше и «Звездочке» и дважды на судозаводе «Нерпа». В большинстве случаев флот на совещаниях представлял заместитель главкома адмирал П. Котов. Он всегда энергично настаивал на своей позиции, порой вел себя даже агрессивно, повышал голос и не всегда прислушивался к аргументам. Однако после того как председателем опергруппы назначили Белоусова, ситуация стала меняться. Игорь Сергеевич обладал дипломатическим даром. Он никогда не повышал голоса, его рассуждения и замечания были всегда аргументированы и, я бы сказал, безукоризненны с инженерной и правовой точек зрения. Если на заседании ему не удавалось добиться своего, он объявлял перерыв и уж там-то умел убедить своих оппонентов. Чтобы «укротить» того же Котова, он мог пойти на уступки, но по второстепенным вопросам. Эту дипломатическую работу Белоусова было очень интересно наблюдать.Первый раз мне довелось встретиться с Белоусовым еще до его назначения председателем опергруппы, когда он как заместитель министра стал курировать работу нашего предприятия. В этот период сложилась трудная ситуация с ремонтом АПЛ. В проектной документации подлодок не были оговорены идеология и технология восстановительного и ресурсосберегающего ремонтов. Практический же опыт показывал, что ресурсосберегающий ремонт, оговоренный условиями поставок, приобретает продолжительность и стоимость, сопоставимую со сроками и стоимостью нового корабля. Тогда же заместитель начальника технического управления Северного флота Н. Мормуль предложил свой вариант выборочного ремонта, кстати, прозванного остряками «мормулизацией». Он действительно резко снижал сроки и стоимость ремонта, но не мог обеспечить надежность отремонтированного оборудования и разграничить ответственность сторон. Когда возникли жаркие дискуссии, у нас тоже возникли мысли и предложения.Вот на фоне этих событий в 1971 году мне предложили подготовить для И.С. Белоусова проект совместного решения Министерства судостроительной промышленности и ВМФ по упомянутому вопросу. Когда проект был готов, Белоусов принял нас.Беседа продолжалась около часа. Я был приятно удивлен тем, что Игорь Сергеевич быстро вошел в курс дела и, читая текст проекта, задал всего несколько вопросов, но все они были точными и, что называется по существу. В заключение он сказал, что мы, возможно, нашли ключ к временному разрешению неотложных задач по ремонту электроники на АПЛ. После этого Белоусов поручил своим службам провести переговоры с руководителями главных управлений ВМФ, а сам пообещал решать вопрос непосредственно с руководителями флота. И, как всегда, Игорь Сергеевич свои обещания выполнил.Хотя нам еще пришлось согласовать порядок ремонта с разработчиками проекта, предложенный нами порядок в итоге был внедрен на северодвинских предприятиях в 1971 году, а через четыре года вошел составной частью в постановление правительства, которое оговаривало ремонт атомных лодок на СРЗ «Нерпа». То есть, в целом наш метод ремонта электроники оказался эффективным, но ясно, что без вмешательства И.С. Белоусова вряд ли бы он был внедрен в практику.Следующая наша встреча с Белоусовым состоялась в конце 1973 года, я бы сказал, при драматических обстоятельствах. В том году на серийных заказах по инициативе флота устанавливались опытный (на заказ № 324) и головной (на заказ № 325) комплекты комплекса радиосвязи «Молния-Л». Испытания головного комплекта были поручены нашему предприятию, а испытания опытного возложили на заводы, изготовлявшие комплекс. Число их превышало 40. Поставка изделий проходила с большим отставанием от графика. Наше предложение о стыковке опытного комплекса на нашем стенде было отвергнуто, и эти работы вели прямо на корабле. Началась неразбериха, полетели сроки графиков, назревал провал в сдаче корабля. Мы же уговорили директора Севмаша Г.Л. Просянкина и взяли на свой стенд до загрузки на заказ изделия головного комплекса «Молния-Л». Задержав погрузку более чем на месяц, мы все же успели произвести на стенде его стыковку и доработку. В итоге швартовные и комплексные испытания на заказе №325 прошли без заминок.В это время в Северодвинске проходила опергруппа. Ей было известно, что окончание опытных работ по «Молнии» на 324-м заказе нереально, а это грозило срывом годового плана Севмаша, нашей «Эры» и Минсуд-прома в целом. В этой напряженной обстановке, на мой взгляд, И.И. Белоусов проявил себя в полном блеске. Он организовал комиссию, которой поручил подготовить проект правительственного решения. Я участвовал в разработке этого документа. Согласно ему опытные работы с заказа №324 были перенесены на заказ 325, где комплекс уже находился в рабочем состоянии. Для проведения опытных испытаний «Молнии-Л» главное управление радиосвязи ВМФ обязывалось открыть отдельный заказ и провести испытания в следующем, 1974 году. И главное - проведение опытных работ уже не связывалось с подписанием акта сдачи заказов №324 и №325. Затем, заручившись поддержкой главкома С.Г. Горшкова, в Москве Игорь Сергеевич сумел оформить подготовленное комиссией правительственное решение. Так было спасено выполнение производственной программы 1973 года двумя северодвинскими предприятиями.Эта история имела свое продолжение позже, уже через несколько лет, когда на заседании опергруппы, решался вопрос по капитальному строительству на СРЗ «Нерпа». Тогда из-за нехватки средств решили временно исключить из числа сдаточных ряд объектов, в том числе и стендовый корпус для «Эры». Я напомнил Игорю Сергеевичу что «Нерпе» предстоит устанавливать на лодках комплексы «Молния-Л», которые перед этим должны пройти стыковку. После этого, несмотря на возражения других участников опергруппы, Белоусов решил оставить стендовый корпус в перечне сдаточных объектов.
Илья БЕЛАКОВСКИЙ, бывший зам. главного инженера СПО «Арктика»
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!