К этому стремился только один мореход - Иван Ман
Представления обывателя об Антарктиде, как правило, не уходят дальше вечных ледников, айсбергов и, разумеется, пингвинов. Возможно, кто-то еще помнит, что первые советские экспедиции туда проводились на специально построенных для этого дизель-электроходах «Обь» и «Лена», команды которых подбирались из тех, кто поднаторел в походах по Северному Ледовитому океану.А вот о наших жертвах в Антарктиде того периода вообще мало кто слышал.В 1955-м комсомолец Иван Хмара (его захоронение вы видите на этом снимке), пытаясь спасти трактор и волокуши с грузом, провалился под лед, и этот случайно заснятый кадр тогда включался затем во многие хроникальные фильмы. Еще где-то в конце семидесятых, кажется, на Новолазаревской в 80-градусную стужу случился пожар, погибли сотрудники станции. Об этом тогда большую публикацию в «Комсомолке» выдал наш известный журналист Василий Песков. И все! Больше ничего о жертвах нашего освоения шестого континента в газетах не сообщалось...Вот отчего я был немало удивлен, когда увидел на этом снимке кладбище умерших и погибших в Антарктиде советских людей - десятки могил.В изолированном мире южнополярных станций случались аварии: отказывали «движки», бились самолеты, горели станции... И скоропостижных смертей, увы, хватало, ведь как-никак, а условия обитания здесь были экстремальными. Но было и другое: ставка на вечнороссийское «авось», лихачество, откровенное пренебрежение правилами техники безопасности, особенно когда поджимали сроки выгрузки. Так что зимовщики гибли не только в жестокие морозы и ураганы, но и из-за обыкновенного разгильдяйства. Правда, факты эти широкой огласке не подлежали.Тела погибших, если таковая возможность имелась, везли на родину. Однако чаще хоронили близ полярных станций, на промерзлых склонах антарктических гор. Со временем появились целые кладбища, как и все здесь - самые южные в мире.Но есть здесь и в своем роде уникальное захоронение - могила Ивана Александровича Мана - известного советского капитана, который командовал дизель-электроходом «Обь». Он - полярный капитан, работавший на Севморпути еще в 30-х, прошедший войну, участвовал в первых советских экспедициях к шестому континенту. Капитан был настолько потрясен увиденным и пережитым в Антарктиде, что впоследствии завещал похоронить себя здесь.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!