Так можно сказать о Викторе Николаевиче Хвалынском
К рабочим людям его поколения я всегда относился с большим уважением. Потому что имел возможность видеть их в деле. По моему, так самоотверженно трудиться сегодня уже не умеют. В начале 70-х мне довелось работать на атомных кораблях, и Хвалынского помню хорошо известной фигурой не только в системе заводского контроля за качеством продукции. И потом много лет, вплоть до выхода на пенсию, он возглавлял службу ОТК на Севмаше, являясь значимой личностью из знаменитой «егоровской гвардии».- Виктор Николаевич, у меня такое впечатление, ваша фамилия неразрывно связана с заводской службой технического контроля. Вы и начинали в ОТК?- Извините, за небольшое отступление: а я, когда вашу фамилию в газете встречаю, всегда вспоминаю вашего отца, Бориса Андреевича, в ту пору, когда он работал в ОТК «Эры». Нас с ним в Западную Лицу послали по очень важному делу: на атомных лодках возникло много неисправностей в приборах. Шум такой был, что до главного штаба и нашего министерства докатился. Мы тогда здорово поработали, из положения успешно вышли. Помнится еще, нам здорово помог военпред В.М. Петров. Мы технику на кораблях ввели в строй и домой привезли акт, который снял все претензии флота.Теперь ваш вопрос: в ОТК я попал, можно сказать, случайно.Сам я вологодский, из деревни Вашинского района. Случилось так, что 9 классов окончил, а десятого в школе не было. Тогда несколько ребят, я в том числе, приехали в Молотовск, в 1944-м. Поскольку была у меня похвальная грамота, меня взяли сразу на 2-й курс техникума. Учился хорошо, и по окончании мне предлагали идти дальше - в ленин-градскую корабелку. Учиться хотел, но жили-то мы бедно, голодно, отец и мама - сельские учителя, семье надо было помогать, и решил: пойду поработаю. Распределили меня в бюро строителей эсминцев 30-бис - их тогда только собирались строить. Народу в бюро - по пальцам пересчитать, но какие люди! Кулигин, Юкельзон, Кириллов - тот, который линкоры начинал. Ярчайшей личностью был Кулигин. Его знал лично Орджоникидзе. В свое время Константин Николаевич был самым молодым главным инженером завода в Наркомате тяжпрома. Представлялся всегда так: «морской инженер Кулигин». Очень этим гордился.Он нам многое дал, а главное любовь к кораблестроению привил. Выдающийся корабел! Первый и последний раз в жизни я видел, чтобы главный строитель сам расчеты делал. Сам! И ответственности не боялся, хотя и был в свое время репрессирован. Жаль, судьба у него худо сложилась, можно сказать, ему ее поломали - он рано из жизни ушел...Когда бюро закрыли, меня перевели в ПРБ -планово-распределительное бюро цеха 50 - и вскоре направили «на берег» - на достройку эсминца - заказ 179. Сдаточным механиком был Борис Савич Зволинский - бывший начальник ОТК завода, который меня знал еще по техникуму. Увидел и говорит: «Виктор, ПРБ - это же не твоя работа!» Заказ наш уходил на испытания, вот он и предложил мне должность вахтенного механика. В цех я уже не вернулся, стал ходить в моря. Позже Зволинский помог мне попасть на курсы подготовки сдаточных команд в Ленинграде. Так стал я мастером сдаточного цеха по специальности котельный механик. Очень нравилась работа! Но однажды произошла нелепость - потребовалось «отдать» человека в службу ОТК, а фамилии перепутали и получилось, идти мне. И назад уже не отработать. Я так расстроился, поверите, даже плакал по настоящему. Так все у меня хорошо складывалось, и вот тебе! Службу ОТК возглавлял Иван Иванович Тищенко - это мой учитель. Он сумел внушить, что новая моя работа технически более ответственная и престижная. А дальше я как-то быстро рос: из контрольных мастеров в старшие и дальше, дальше, хотя, признаюсь, с кораблей уходить очень не хотел. Стал заместителем начальника ОТК завода. Уже строились атомные лодки, и по новому положению у начальника заводского ОТК должен был быть заместитель по монтажу и испытаниям кораблей, вот на этой должности и проработал целых 18 лет. В кабинете бывал мало. Все в 42-м, 50-м цехах и «на берегу». С 1976-го - начальник службы ОТК Севмаша.- Виктор Николаевич, за эти годы завод освоил три поколения АПЛ, много проектов. Какие из них шли наиболее тяжело?- Самые первые АПЛ. Все же в новинку. Атомные лодки начали строить, а про атомную энергетику кто из нас что знал? Военпреды некоторые хотя бы в Обнинске курс проходили, а мы? Специалистов не хватало. К тому же и документация не была отработана.Потом, что касается качества. На первые лодки некоторых механизмов из-за их поломок по 2-3 единицы уходило. Было по этому поводу решение военно-промышленной комиссии Д.Ф. Устинова, а на заводе директор Егоров своим приказом назначил постоянно действующую комиссию и меня ее председателем. Без актов комиссии выдачу оборудования на замену вышедшему из строя запретили. После этого я, можно сказать, белого света не видел! Нарасхват был, утром меня у проходной ловили: для разных кораблей требовалось срочно акты оформлять - отказов в работе техники было много.А сколько работы по рекламациям! Кому же свой брак признавать охота?! Но мы своих поставщиков рекламациями тогда крепко зажали. Юрисконсультом был Георгий Алексеевич Браун, он иски по юридической части готовил, а меня в арбитраж, что называется, затаскал - нужно ведь арбитру разъяснить техническую сторону... Мы только однажды иск проиграли.- Кто же так отличился?- Бракованными оказались гайки на соединениях в системе воздуха высокого давления. От затяжки они разрушались. Представители Богородского завода свой брак признали, но иск оплатить не могли - сумма была больше фонда заработной платы их завода! Арбитр сначала гневно клеймил «богородских», и мы уже решили - иск выиграли, а потом вдруг в нашу сторону: «В иске вынужден отказать». Как так?! А так: в советское время пустить с молотка завод было нельзя. Нам тогда пришлось гайки на смонтированных системах рентгеном «светить» и бракованные срезать.- Расскажите о случае с 420 заказом. Там ведь экстремальная ситуация была...- Пожалуй, это было самое полезное, но и самое тяжелое для моих нервов «дело». 1967 год. Строили новые лодки - 667 проект. Головной заказ 420 уже готовился к испытаниям, а следующий - 421-й еще стоял в цехе. И вдруг с этого 421-го приносят мне... фрагмент крупной металлической стружки - нашли ее во внутренней полости корпуса реактора, там, где чистота должна быть идеальная, представляете?! Прямой путь к радиационной аварии! Стали еще смотреть - и еще нашли! Это на 421-м. А если и на головном, 420-м так же?! Если и его реакторы проверять, то надо их вскрывать, а на лодке уже все к запуску готово. Что делать?! Это же срыв сроков правительственного задания!В один из этих дней заходит ко мне В.Н. Золотов - замдиректора по режиму: «О чем горюешь?» Вот тогда я и решился: так и так, дело плохо, надо идти к директору. Золотов сначала даже опешил, но потом поразмыслил и согласился. А у меня камень с души упал. Пошли к Егорову. Я все подробно доложил и сказал - реакторы на 420-м надо вскрывать и проверять на чистоту. А вскрыть реакторы на корабле, который уже к испытаниям готов, на это даже у директора полномочий нет. Тогда он обратился к академику Александрову, и Курчатовский институт задействовал своих специалистов. Они изучали вопрос досканально и даже создали у себя модель реактора, такую, чтобы можно проиграть ситуацию с попаданием в него стружки. Проиграли ее с участием Егорова и тогда же приняли решение: вскрывать!Вот тут и началась канитель: откуда стружка взялась? Всех на ноги поставили. И Волгоград, где корпус реактора изготавливали, и Горький, где сборку делали, ведь там и здесь военпреды принимали. Прокуратура дело завела...В реакторах 420-го мы крупной стружки не обнаружили, но в зазорах корпусов реакторов нашли и вычистили много мелких загрязнений: они также могли привести к аварии. Кстати, весь этот мусор затем в пакетике сдавали прокурору Б.И. Романюку. Выяснили, что это издержки технологии, а не диверсия. Но после этого случая реакторы на всех заводах стали вылизывать до последней пылинки и поставлять нам со специальным свидетельством о чистоте внутренних полостей.Я часто думаю, ведь промолчи тогда, могла стрястись катастрофа. Это первое. И второе - загадили бы дорогу прекрасному поколению кораблей 667-го проекта.- Получается, как смотритель за качеством вы прошли без малого путь от первых подразделений ОТК и до солидной службы на крупнейшей верфи страны.- Когда я уходил на пенсию, в ОТК уже был штат 500 человек, система работы уже была и действовала отлаженно. В нашей службе, если говорить о высоких должностях, вроде бы и расти некуда, но текучести кадров не наблюдалось, коллектив был стабильным. В свое время Иван Иванович Тищенко, формируя коллектив, взял курс на дисциплину и требовательность. С той поры его дело и дальше пошло.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!