В этом убежден инженер и большой любитель флотской истории Александр Кузнецов
С мнением о нынешней гуманитарной деградации большей части российского населения можно и не соглашаться, но стремительное и повсеместное падение интереса к истории нашего Отечества - вещь очевидная. Изначально технократический Северо-двинск, к сожалению, здесь не исключение, а скорее напротив...ТЕМ неожиданнее и приятнее, для меня было узнать о страстном увлечении северодвинского инженера Александра Сергеевича Кузнецова. Впрочем, для меня он всегда был Александром, Сашей с тех пор, как мы познакомились. А познакомились мы еще в ту пору, когда мне довелось руководить «Северными смеяниями», а он - студент Севмашвтуза - выступал в СТЭМе «Повесы» - одиннадцатикратном коллективе-участнике этих праздников юмора и смеха.- Александр, не стану делать вид перед читателями, что мы вот-вот познакомились. Поэтому буду, как в жизни, на «ты». И сразу признаюсь: о твоем увлечении узнал и случайно, и недавно. Твой, назовем так, информационный архив по русским боевым кораблям конца XIX - начала XX веков - для меня это открытие. Ты им занялся после окончания втуза?- Нет, раньше. Интерес к истории у меня был всегда. Означился он еще в школе, где этот предмет вела Анастасия Константиновна Юрьева.- Извини, перебиваю: ты - «технарь» или «гуманитарий»?- Учился я ровно по всем предметам. Поэтому, когда стал вопрос, куда поступать после школы, учитель истории мне сказала - надо идти в историки, учитель биологии - нужно быть врачом, примерно то же самое услышал от преподавателей по другим предметам.- И все-таки Севмашвтуза...- Да. Когда делал выбор, учитывал многое, но в конце концов рассудил так - поближе к флоту. Поступил. Учился. Окончил втуз в 1984-м по специальности «инженер-механик».Если же говорить об интересе к морской исторической теме, то он как появился в школе, так и не прерывался в институте, хотя, понятно ведь, технические дисциплины здесь основные. Но это по-своему оказалось только на пользу: чтобы разбираться в истории кораблестроения, нужно хорошо знать предмет изучения изнутри.Журнал «Техника молодежи», многие мои сверстники его помнят, - прекрасное издание, начинал я с него. Еще журнал «Моделист-конструктор». Эти издания помогли мне определиться в своем интересе, через них я «пришел» уже к «Судостроению», который в те годы выходил на серенькой газетной бумаге, но его с полным правом можно было называть элитным журналом для кораблестроителей, для профессионалов. С 1994 года, правда, я перестал его выписывать.- Почему?- Сейчас это пустышка: журнал потерял прежние свои позиции и вкус, хотя издается на превосходной бумаге.- Зато появились новые издания.- Да. Как альманах «Гангут», например, или подобные ему. И еще масса новых источников информации, которую постоянно собираешь, систематизируешь, изучаешь, анализируешь.- Легко сказать «систематизируешь, изучаешь». На практике это...- Почти ежедневно два-три часа, а то и больше, в библиотеках. В студенческие годы случалось и тяжело, ведь была и учеба, и общественные дела в профкоме, и в тех же «Повесах» занимался, да и сама система обучения завод-втуз предполагала известные издержки. Во многом шел по наитию, и далеко не все получалось. А интерес оставался и даже усиливался, ведь чем больше изучаешь предмет, тем больше неизвестного открывается.- И в его обилии можно утонуть...- Я это скоро понял и ограничил свою тему - русский паровой броненосный флот от своего начала и до октября 1917-го. То есть от зарождения - известных многим «поповок», шхерной флотилии - и до становления тех же крейсеров как классического типа. Хотя, конечно, судьбу отдельных кораблей русского флота прослеживаю до конца и семнадцатым годом не ограничиваюсь.- Но и эта тема очень широкая...- Разбил и ее: крейсера, броненосцы, линкоры, эсминцы, канонерские лодки... Тема и в самом деле широкая, но с компьютером мы ее решим.- Компьютер - это недавнее приобретение. А до его появления...- Как и все: выписки делал вручную. Лист к листу, тетрадь к тетради - стопки папок. Фоторепродукции начинал делать еще отцовским ФЭДом.- Часть твоей коллекции, имею в виду фотоснимки и репродукции, я видел. Впечатляет. Ты когда-нибудь пытался подсчитать свои, назовем так, изобразительные фонды?- Однажды решил подсчитать их точно. На тысяче остановился, устал. Дальше принялся считать приблизительно. Получилось порядка 5 тысяч качественных, а всего, полагаю, 10-12 тысяч.- Это лишь фотографии и рисунки. А еще ведь имеются публикации, технические описания, тактические данные, исторические легенды - все это сведено в единую систему... Не ошибусь, если скажу, что открытий для себя за эти годы ты сделал немало. Сможешь сформулировать главный вывод из всего?- Военный корабль - явление уникальное. По нему можно судить не только об уровне развития судостроительной отрасли, но и всей страны в целом. Потому что в корабле объективно присутствуют наивысшие достижения и горного дела, и металлургии, и механики, и физики, и математики, и еще доброго десятка отраслей промышленности и направлений науки.- Больше 20 лет работы. Собранное и осмысленное должно иметь свой выход.- Честно говоря, мне все равно, что это будет по форме: альбом, буклет, серия открыток или книга. Пока я об этом даже не думал. Больше волнует: будет ли стоящее, что предложить.Первый в своей жизни корабль - торпедный катер типа Г-5 - Саша Кузнецов увидел в родительском фотоальбоме. Отец его - участник Великой Отечественной - и после войны служил на Балтике. Тогда же и прислал родным свою «карточку»: справа портрет, а слева как символ принадлежности к ВМФ художником ателье был изображен катер, что на полном ходу режет волну. Катер, можно сказать, был «ненастоящий», рисованный, но отчего-то запечатлелся в детской памяти на всю жизнь...Мы зачастую не придаем значения некоторым вещам, относя их к случайностям и мелочам. Между тем в жизни ничего не случается просто так. Быть может, этот катер с отцовской фотографии и вывел Александра Кузнецова на тот его фарватер, где ныне властвуют первые паровые броненосные корабли России.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!