Как легендарный крейсер
Октябрьской революции сыграл роль другого легендарного русского корабляВ 1947-м на экраны Советского Союза вышел художественный фильм «Крейсер «Варяг». В основу его сюжета были положены события русско-японской войны, а именно - самого первого ее сражения, когда русским крейсеру и канонерской лодке пришлось принять бой с превосходящими силами противника на выходе из корейского порта Чемульпо (Инчхон).ЧЕРНО-БЕЛАЯ кинокартина, продолжительностью 1 час 32 минуты, хотя и была снята на студии «Союздетфильм», предназначалась не только для школьников. Это сейчас о патриотизме только горлопанят с высоких трибун, причем боязливо озираясь: как бы не одернули «западные друзья». Тогда же, тем паче дело было сразу после Великой выигранной войны, подвигами предков искренне и справедливо гордились и героев Отечества старались не забывать. Сценарий фильма написал Георгий Гребнер. Картину ставил малоизвестный сегодня режиссер Виктор Эйсымонт. Всего Виктор Владиславович создал 11 фильмов, из которых наиболее известны «Александр Попов» (1949), «Судьба барабанщика» (1955), «Приключения Толи Клюквина» (1964) и уже упоминавшийся «Крейсер «Варяг». Операторскую работу выполнил Борис Монастырский. В актерскую группу пригласили популярных Льва Свердлина, Александра Зражевского, Всеволода Ларионова, Николая Чаплыгина. Роль командира крейсера «Варяг» капитана I ранга Всеволода Федоровича Руднева досталась Борису Ливанову, и, думается, не случайно. Борис Николаевич отличался и актерскими, и, как мы говорим порой, фактурными данными, которые соответствовали стереотипным представлениям о герое-офицере.В поисках утраченногоДля съемок исторического фильма можно использовать сохранившиеся от прежнего времени интерьеры, в крайнем случае изобретательный художник-постановщик искусно может придумать декорации. Актеров можно облачить в одежды любой эпохи, подобрать им парики, загримировать... Но как быть с таким крупным и технически сложным сооружением как крейсер, которому предстоит стать не объектом второго плана, а объединяющим центром всех событий кинокартины?!Надо сказать, с подобными проблемами и сегодня очень часто сталкиваются создатели фильмов. И чем дальше от реального времени отстоят события, отображенные в сценарии, тем тяжелее их решать. А решать надо, если ставить целью зрительское признание. Позволю небольшое отступление... Скажем, насколько привлекательна для кинематографистов тема трансатлантического конвоя PQ-17, а решить ее и по сей день так и не удалось. Вот и работа режиссера Александра Котта, представленная недавно РТР, также разочаровала. Действие фильма, как известно, происходит в Норвежском и Баренцевом морях весной и летом 1942-го. Однако в кораблях Северного флота и союзного конвоя мы без труда узнаем то лесовоз постройки 60-х, то гидрографическое судно 70-х, а то и танкер 80-х, в британском эсминце сразу различим действующий базовый тральщик советского проекта, а в вооруженном траулере - буксирный катер, который, если «по правде жизни», дальше внутреннего рейда из-за своих мореходных качеств нос совать не может. Где же выход? Американцы - известные вершители кинемато-графических находок - в таких случаях прибегают к средствам компьютерной графики. Результаты получают отменные: один их «Пирл-Харбор» чего стоит! Нищим же российским деятелям экрана начала XXI века, видимо, такое кино не по карману....А тут 1946 год: не то, что о компьютерной графике, о компьютере еще никто слыхом не слыхивал! Перед Эйсымонтом и дирекцией «Союздетфильма» стоял сложный вопрос: где взять крейсер «Варяг» спустя более сорока лет после его героического боя у Чемульпо и более четверти века после гибели этого корабля на камнях Ирландского моря?!Но выход нашли. Кому первому пришла эта мысль, выяснить не удалось, но для съемок присмотрели другой легендарный крейсер русской истории - «Аврору». По времени же идея относится к 1945-му году, поскольку решение наркома ВМФ СССР о предоставлении корабля для съемок кинокартины датируется 23 октября 1945-го.Ровесники единого рангаКрейсер «Аврора» на этот момент стоял в ремонте. В годы войны корабль, находясь в гавани Ораниенбаума, получил несколько попаданий немецких авиабомб и к лету 1944 года «сидел на грунте». Решение установить «Аврору» у набережной напротив Нахимовского училища Ленинграда, к слову, приняли спустя несколько месяцев после прорыва блокады города. Его инициировала группа офицеров, в том числе адмиралы Л.М. Галлер и И.С. Исаков. Летом 1944-го ЭПРОН начал судоподъемные работы, 20 июля крейсер «оторвали от грунта», еще через год, 13 июля 1945-го, завели в Кронштадтский сухой док. Здесь «Аврора» стояла до 6 сентября, а затем для продолжения ремонта ее ошвартовали у стенки мастерских Масляного буяна.Итак, «Авроре» уготовили роль «Варяга». Любопытно сравнить эти крейсера. Корабли были построены разными предприятиями: «Аврора» на петербургском заводе «Новое Адмиралтейство» (ныне «Адмиралтейские верфи») в 1900 году, а «Варяг» годом раньше в США, на верфи «Вильям Крамп и сыновья» в Филадельфии. Крейсера, можно сказать, были ровесниками, оба относились к кораблям I ранга, и потому во внешнем облике их имелось много сходных черт. Однако, если быть точным, «Варяг» был крупнее: водоизмещение - 6465 тонн, длина - 127,9 метра, ширина - 15,8. У «Авроры» эти же характеристики соответственно: 5860, 110,2, 14,8.Было, разумеется, и множество деталей, которые отличали корабли друг от друга. Поэтому для придания облика «Варяга» на «Авроре» установили четвертую, фальшивую дымовую трубу, дополнительно смонтировали на барбетах несколько 152-мм орудий, в кормовой части надстроили так называемый командирский балкон, а носовую часть крейсера украсили именным «варяжским» оформлением. Тогда же сделали сосновый настил палубы, корабль покрасили. Эти работы проводила судоремонтная мастерская Масляного буяна (старшие строители А.П. Дмитриев и З.Г. Русаков), которые наряду с «гримированием» крейсера занимались еще и восстановлением внутренних помещений. Одновременно специалисты завода «Судбетонверфь» для обеспечения водонепроницаемости подводной части корпуса уложили в чреве корабля 450 тонн бетона. В этом им помогали моряки Балтийского флота и нахимовцы капитана I ранга Н.Г. Изачика. Финско-корейские водыФильм о событиях близ корейского Чемульпо снимался в... Финском заливе, на Восточном рейде Кронштадта. Личный состав крейсера, которым тогда командовал капитан II ранга П.А. Доронин, практически полностью был занят на съемках. Одни моряки участвовали в массовых сценах, другие в подсобных работах - перевозили на шлюпках с берега на корабль и обратно людей, материалы, продукты питания.Роль японской эскадры и судов, стоящих в порту Чемульпо, «поручили» кораблям из Кронштадта. Правда, постарались показать их издалека. В нескольких случаях прибегли к приемам комбинированной съемки, но не очень удачно: на экране видно, что горят и тонут не корабли, а их макеты в бассейне.Не обошлось без форсмажорных обстоятельств. Несколько раз в ход съемок вмешивалась погода. В такие часы «Аврору», которая не имела ни якорей, ни собственного хода, приходилось удерживать на месте буксирами.Из-за погоды главным образом и затянулась кинемато-графическая работа. Распоряжением наркома ВМФ крейсер был отдан «Союздетфильму» до 1 июня 1946-го. Последние же кадры фильма отсняли 29 сентября. Залп Октября. Дубль второйДля «Авроры» роль «Варяга» оказалась не последней в кино. В 1967 году, когда страна готовилась к празднованию пятидесятилетия Октябрьской революции, а сам крейсер по этой причине проходил капитальный ремонт на Канонерском заводе, возникла идея - в день юбилея поставить «Аврору» близ Николаевского моста (ныне - мост Шмидта), откуда она произвела хотя и холостой, но исторический выстрел, а затем час в час, минута в минуту через полвека инсценировать орудийный сигнал корабля...Так и сделали. 7 ноября 1967-го «Аврора» выстрелила второй раз, и этот момент, как и само продвижение корабля под разведенными мостами, засвидетельствовали десятки, если не сотни кинокамер. Правда, это уже были кадры не художественного, а документального кино.Последний раз продвижение легендарного крейсера по Неве было отснято на кинопленку в 1987-м, когда решили, что «Авроре» необходим очередной цикл восстановительных работ в заводских условиях.В августе 2001-го мне довелось побывать на «Авроре». Мы с сыном обошли не только те ее помещения, которые отданы сегодня различного рода экспозициям. К слову, за посещение их, в отличие от других музеев, плата не взимается. Главный на борту крейсера - контр-адмирал Лев Давыдович Чернавин - разрешил нам спуститься и осмотреть машинное отделение. Признаться, котлы и топки, бункерные шахты, эстакады, трапы, бесчисленные вентили и трубопроводы крейсера начала XX века произвели на моего ребенка несравнимо большее впечатление, чем историческое 6-дюймовое орудие и командирский мостик. Не без труда мне удалось уговорить его оставить «механическое чрево» корабля для знакомства с другими досто-примечательностями Санкт-Петербурга. Иными словами, на старом крейсере и сегодня есть на что посмотреть.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!