За всю историю Архангельска не было более страшной катастрофы, чем та, что случилась 26 октября 1916-го
Если называть официальные цифры, то из доклада начальника архангельского порта Веретенникова следует, что взрывы на Бакарице унесли жизни 650 человек, ранено было 839...НО это, как полагают историки, официальные, явно заниженные цифры. На самом же деле жертвы исчислялись числом за тысячу человек, столько же пропало без вести. Среди них люди 14-й архангельской пешей дружины, костромской и тамбовской дружин, флотского полуэкипажа, слушатели офицерской стрелковой школы, моряки «Чесмы», стрелки отдельной караульной команды, мобилизованные на строительство железной дороги и портовых сооружений рабочие, те самые «китайцы», о которых рассказывает Петр Иванович Мусиков.Германский следСеверодвинец Борис Михайлович Аристидов был одним из тех, кому уже в годы Великой Отечественной войны по долгу службы довелось ознакомиться с материалами по делу № 53 - о взрывах на Бакарице в октябре 1916-го. Он в свое время поведал мне: следствие, учиненное тогда архангельскими органами правопорядка, велось с чрезвычайной тщательностью и поразительной оперативностью. Почти сразу следователи вышли на «германский след». Выяснилось, начальником разгрузочных работ в архангельском порту на тот момент был Эдмунд Мелленберг - немец по национальности. Более того, в документах жандармерии в отношении его имелась пометка: «Причастен к делу военного шпионажа в пользу Германии»! Главноначальствующим города Архангельска и района Белого моря являлся вице-адмирал Людвиг Кербер (Корвин). И потом, не удивительное ли дело: перед взрывом судно покинули... капитан Дрейман, штурманы Акмен и Казе... Понятно, что в условиях войны такого рода совпадения были сразу же истолкованы соответствующим образом. И еще одно обстоятельство, на которое нельзя не обратить внимания: за 19 дней до катастрофы в Архангельске, 7 октября 1916-го, взрывом в Севастополе был потоплен новейший русский линкор «Императрица Мария». Вкупе с этой трагедией взрывы на Бакарице легко укладывались в версию о серии диверсий германской разведки.Однако, когда дело № 53 было рассмотрено архангельским окружным судом, по его приговору... главные подозреваемые остались на свободе! В том числе и Дрейман, и Мелленберг. Точнее сказать, по секретному приказу морского министра И.К. Григоровича Дреймана, Акмена и Казе освободили, установив за ними негласный надзор, а Мелленберга отправили... служить (!) на минный тральщик. Стрелочником назначили боцмана Павла Полько - единственного из команды «Барона Дризена», кто чудом уцелел из оставшихся на судне моряков.Интриги двора?В связи со столь шокирующим оборотом возникла и по сей день существует версия, по которой материалы дела № 53 якобы до суда побывали в Петрограде, где с ними ознакомились чиновники, в том числе и особо приближенные к императрице Александре Федоровне. Как, скажем, военный министр генерал А.А. Поливанов. Пересудов о симпатиях царицы к бывшим соотечественникам было немало, и, по упомянутой версии, именно вмешательство Александры Федоровны не дало восторжествовать закону. Официальная же позиция была следующей: «высочайше утвержденные следственные комиссии» не смогли подтвердить версию о причастности к событиям в Севастополе и Архангельске немецких диверсантов, факт их участия не доказан в суде...Но когда через три месяца после взрыва «Барона Дризена», 13 января 1917-го, от взрыва парохода «Семен Челюскин» на воздух взлетели причалы и строения порта Экономия, о деле № 53, конечно же, вспомнили. Вспомнили недобрым словом и о происхождении царицы. Тогда и сегодня большинство исследователей событий на Экономии считают, что и новая архангельская трагедия стала результатом германской диверсии. К тому же в документах «следственного дела по Экономии» вновь всплыло имя... Мелленберга! Между тем уже шел 1917 год.Попытка ЧСК27 февраля 1917 года в отставку ушло последнее царское правительство, а уже 5 марта вышел указ Временного правительства о создании чрезвычайной следственной комиссии (ЧСК), которой надлежало учинить расследование противозаконных действий бывших министров. В числе наиболее громких дел были и упомянутые нами: о гибели новейшего линкора «Императрица Мария», а также о взрывах на Бакарице и Экономии.Комиссия с санкции Временного правительства взяла под стражу морского министра И.К. Григоровича. При аресте в квартире адмирала нашли многочисленные документы по катастрофам в архангельском порту. Из этого был сделан вывод о том, что морское министерство все же пыталось замять следствие. Или, по крайней мере, ограничиться рассмотрением дела в закрытом министерском суде, то есть не вынося сор из избы...В марте 1917 года вице-адмиралу Л.Ф. Керберу прокуратура все-таки предъявила обвинение в «противозаконном бездействии власти», но опять же доказать его прямую вину не удалось. А дальше творилось нечто совершенно непонятное. Передача документов из морского ведомства следователям комиссии постоянно саботировалась под разными предлогами, подследственному Л.Ф. Керберу даже разрешили выехать в командировку (!) в... Англию, куда адмирал и убыл в октябре 1917-го. Естественно, обратно он уже не вернулся и умер за границей в 1919-м как частное лицо. Кстати, по поводу подозрений в адрес Александры Федоровны. ЧСК пыталась отыскать в действиях императрицы причастность к шпионской деятельности, но и здесь доказательств для суда не хватило.Иными словами, как и при царе, следствие покатилось к свертыванию, в итоге комиссия так и не довела до конца дела, начатые по морскому ведомству. После Октябрьской революции ЧСК была ликвидирована, а всю судебную и следственную деятельность по делам досоветского периода прекратили вообще. Преступники так и не были наказаны.К слову, обвиненный боцман «Барона Дризена» Павел Полько 27 января 1918 года, то есть через 15 месяцев после взрыва, был освобожден из архангельской тюрьмы, а не казнен через повешение, как сообщают некоторые историки.Надо признать, что следователи сделали еще и вывод о том, что в ужасной трагедии на Бакарице повинны также извечные российские безалаберность и суматоха: к приходу «Барона Дризена» из-за просчетов в организации разгрузки на причалах скопилось огромное количество других бое-припасов, к тому же и отряды охраны не проявили должной бдительности. Этим якобы могли воспользоваться злоумышленники...Вот на эти выводы дореволюционных следователей обратили пристальное внимание советские чекисты в самом начале... Великой Отечественной, чтобы не допустить диверсий, подобных тем, что постигли Бакарицу и Экономию. Сегодня мы знаем: чекистам это удалось.Носили бомбы на рукахВсе свидетели, которые описывали картину разрушений на Бакарице в первые часы после гибели «Барона Дризена», отмечают, что от взрывов пострадали несколько стоявших на рейде и у причала транспортов. Одни из них затонули сразу, другие позже, некоторые горели у пирса, а другие сочли за благо отшвартоваться и уйти на рейд. На этих судах также могли быть размещены взрыво-опасные грузы.Баржу, на которую в сентябре 2004-го наткнулся ковш земснаряда, вероятно, использовали для транспортировки к месту складирования части привезенных боеприпасов. От взрыва она могла получить повреждения корпуса и затонуть. Могло быть и так, что баржу отбуксировали подальше от горящих причалов и она ушла под воду уже на рейде. Удивительно другое: баржа пролежала на дне Бакарицы без одного месяца 88 лет, и ее не обнаружили водолазы, хотя гидротехнические работы здесь велись практически постоянно: акваторию порта много раз углубляли, его причальные сооружения полностью модернизировались, а то и капитально строились и до Великой Отечественной, и после нее. Скажем больше, подводные работы по расчистке Бакарицы от «взрывоопасных предметов» также проводились не единожды! Последний раз - в самом конце 60-х.Мне доводилось слышать рассказы нескольких архангельских водолазов о том, как это происходило. Более всего поражало то, с какой обыденностью они говорили мне об этом. А ведь порой проржавевшие насквозь снаряды приходилось выносить на руках, бережно, как младенцев. Тому, очевидно, есть одно объяснение: у людей, чья профессия сопряжена с постоянным риском, со временем притупляется чувство опасности. К тому же все мои собеседники в свое время воевали, а после Великой Отечественной долго работали на разминировании акваторий.Иван Алексеевич Удальцов был одним из тех, кому довелось заниматься этой работой. К сожалению, сегодня его уже нет среди нас. Работая с его домашним архивом, я обратил внимание на одну из многих Почетных грамот, которыми был награжден ветеран. «Министерство морского флота награждает... за успешное выполнение задания по очистке акватории Архангельского морского порта от взрывоопасных предметов и проявленное при этом мужество»... Дата - 29 января 1969-го. Гербовая печать. Подпись заместителя министра Гуженко...Труд водолазов тогда оценили лишь грамотами, хотя рискованное предприятие явно тянуло на правительственные награды, причем боевые: дело имели с наследием войны - Первой мировой.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!