Летом и осенью 1933 года в Кандалакшском заливе развернулась захватывающая драма. Говоря о начале аварийно-спасательного, водолазного дела на Советском Севере, обычно вспоминают историю подъема в 1933 году со дна Белого моря затонувшего ледокольного парохода «Садко», хотя это фактически и неверно. Экспедиция подводных работ особого назначения, или коротко - ЭПРОН, была создана за десять лет до этого и уже успела поработать и на Мурмане, и в Белом море, и даже в Северном Ледовитом океане.
CВОЮ РОЛЬ здесь сыграло одно важное обстоятельство: на заключительную стадию операции по подъему «Садко» пригласили видных советских литераторов того времени - Алексея Толстого, Самуила Маршака, Ивана Соколова-Микитова, Вячеслава Шишкова, Леонида Ленча и других. Им надлежало «запечатлеть в строках» победу советских водолазов. Так история возвращения «Садко» со дна морского, образно говоря, приобрела крылья сразу из нескольких писательских перьев и быстро распространилась по стране, ее стали часто упоминать, хотя, повторюсь, на счету ЭПРОНа уже имелись и более сложные в техническом отношении работы. Взять хотя бы спасательную операцию у Шпицбергена, когда пришлось вызволять ледокольный пароход «Малыгин», севший на камни... Так что же за события происходили в Кандалакшской губе Белого моря в августе -октябре 1933-го и что им предшествовало?Кальсоны губернатораА предшествовала им довольно-таки странная катастрофа ледокольного парохода «Садко» летом 1916 года. Странная, потому что произошла она при отсутствии каких-либо серьезных навигационных сложностей. Но сначала несколько слов о самом пароходе, который унаследовал имя былинного русского героя.Шла Первая мировая война. Из трех морских путей к европейской части России наиболее безопасным считался северный - вокруг Скандинавии. Главной проблемой здесь считался короткий период летней навигации. Однако уже существовали и ледоколы, и, главное, ледокольные транспорты, которым было по силам ходить во льдах. Самые мощные ледокольные пароходы того времени строила Англия, больше других ими пользовалась Канада - страны - союзники России. Вот тогда, в 1915-м, русское правительство и приобрело у них для Белого моря сразу несколько судов, среди них и «Линтроз», переименованный затем в «Садко». Причем известно, в какую сумму обошлось это приобретение - миллион рублей золотом! Справедливости ради нужно сказать, корабль стоил того - имел мощную машину, особенно прочный корпус и неплохой ход.Через год архангельский губернатор С.Д. Бибиков со своей, как утверждают, многочисленной свитой «объезжал» беломорскую вотчину. Были при нем и архиерей, и губернский прокурор, и жандармский полковник. Для этой поездки в их распоряжение выделили «Садко»... Стоял тихий, солнечный день, когда пароход с полного хода наскочил на каменистую банку. Произошло это между островами Анисимов и Богомолиха. Командовал судном капитан И.П. Бурков. Именно он решил направить пароход одним из необследованных фарватеров Кандалакшского залива, что и привело к аварии. У судна было распорото днище от носового трюма и кочегарки, и оно затонуло на глубине 22 метра.Погрузился «Садко» очень быстро, но, к счастью, всем пассажирам и команде удалось спастись. За мгновения до рокового столкновения, говорят, на судне царила безмятежная обстановка, а сам губернатор принимал ванну, и уже злые языки советского времени утверждали, что «эвакуировался» он в одном исподнем, в спешке забыв свои кальсоны в каюте. Так ли это было на самом деле, официальная история, разумеется, умалчивает... На шлюпках люди добрались до ближайшего островка Богомолиха, откуда затем их забрали местные рыбаки.До зимы еще оставалось время, и на место аварии из Кронштадта прибыли водолазы. Возглавлял их П.В. Симонов. До наступления штормовой осени они осмотрели судно, которое, к слову, легло почти на ровный киль, проникли в капитанскую и губернаторскую каюты и подняли на поверхность сейф, кое-какие документы и... пишущую машинку.Затем были еще попытки поднять корабль, но уже шел 1917-й, далее последовали известные события. Уже в советский период специалисты Совторгфлота также пытались поднять пароход. Было это в 1930-м. Для этого решили использовать широко применявшийся в то время так называемый плашкоутный способ, то есть с помощью судов, притопленных над затонувшим пароходом и в малую воду связанных с ним прочными тросами. К слову, в роли таких судов предполагалось использовать парусник «Альбатрос» с железным корпусом и две морские баржи с довольно своеобразными названиями - «Гражданин» и «Гражданка». Но подъем оказался невозможен, поскольку амплитуда колебания уровня воды при приливах-отливах в Кандалакшском заливе составляла всего 1,8 и 2,4 метра, а этого было явно недостаточно.Проект инженера БобрицкогоЭПРОН смог взяться за «Садко» в 1932-м. Главный инженер экспедиции Тимофей Иванович Бобрицкий предложил новый способ подъема - понтонный, тот самый, что в большинстве случаев используется при судоподъеме и сегодня. Для спасения же «Садко» необходимо было изготовить 12 крупных цилиндрических понтонов грузоподъемностью по 200 тонн каждый. Эту работу поручили двум предприятиям - «Красной кузнице» в Архангельске и «Красному Сормово» в Горьком. Весной волжане переправили свои «заказы» в Архангельск, здесь к ним присоединили понтоны, изготовленные соломбальцами, и буксиры отвели все 12 «бочек» к месту будущих работ. Основные силы экспедиции прибыли в Кандалакшский залив 19 июня 1933 года. Поскольку место аварии было нанесено на карту очень точно, «утопленника» нашли сразу и сразу же взялись за дело. Сначала обследовали пароход. «Садко» строили англичане, и строили на совесть. Сталь была отменного качества, и никакая морская ржа ее не взяла. Хуже обстояло с деталями из чугуна. За многие годы пребывания в соленой воде этот металл стал мягким, податливым лезвию ножа, совсем как свинец, хотя, оказавшись на воздухе, вновь обретал прежние качества. В основном корпус парохода хорошо сохранился. Плавающие льды сломали верхние конструкции «Садко», повредили отдельные его части, но в целом он, можно сказать, сильно не пострадал.Для крепления подъемных понтонов к затонувшему пароходу водолазы проделали 12 туннелей под его корпусом. Особенность этих работ состояла в том, что дно здесь оказалось каменистым и грунт зачастую не поддавался размыву. Туннели пришлось прорывать специальными скребками - каторжный труд. В гуще богатырских подводниковРуководил всеми работами легендарный ныне Фотий Иванович Крылов. Энергичный, можно сказать, фанатично преданный своему делу и очень обаятельный человек. Журналист Михаил Розенфельд, который присутствовал на судоподъеме «Малыгина» у берегов Шпицбергена, дает ему очень точную характеристику, которую позже, так или иначе, подтвердили и другие мастера литературного слова, ставшие свидетелями спасения «Садко»: «В гуще богатырских подводников Крылов, похожий фигурой на японца, ни на секунду не останавливаясь, работал. И, видя возле себя маленького человека, видя, с какой неутомимостью он работает, водолазы и такелажники расправляли плечи и вновь с рвением принимались за дело... Крылов не уходил с палубы. Маленькие усы-ледяшки стягивали рот, полушубок окаменел. Он возился вместе с мотористами, он работал с такелажниками. Всегда, даже когда оставался доволен работой, в лучшем случае бормотал: «Так и нужно... Иначе дармоедство выходит».Писательница Елена Тагер дополняет его: «Начальник ЭПРОНа - небольшая, легкая фигура, легкие, словно танцующие, стремительные шаги. Кудрявая проседь. Внимательные глаза, светлая, как радость, улыбка. Маленькие, словно не мужские, руки. Открытый и не говорливый. Быстрый, а не торопливый. Страшная скрытая энергия внутри его, а наружу - скромность, привет, улыбка... Веселый и упрямый, - небольшой рядовой матросик, не знающий упадка боец, несокрушимый энтузиаст, окруженный любовью руководитель - Фотий Крылов в желтеньком своем полушубке ходит по черной палубе «Декрета» этим легким своим, словно танцующим, шагом. Где он - туда повернутся головы, куда он - туда обратятся все взгляды...»
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!