Регистр, как и статистика, знает все, что ходит по рекам
Недавно Российский Речной Регистр отметил свой значительный юбилей - 90 лет. Учреждение это государственное. Задачи у него контрольно-наблюдательного органа - неукоснительно следить за соблюдением Правил Российского Речного Регистра при проектировании, постройке, эксплуатации и ремонте судов и плавсредств, а цель - обеспечить безопасность судоходства. Сегодня гость нашей кают-компании - начальник Северной инспекции Российского Речного Регистра Владимир Викторович Ившин.- ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ, я так понимаю, Регистр, как и статистика, вспомним крылатую фразу Ильфа и Петрова, знает все! По крайней мере, знает все про то, что ходит по рекам России.- И не только, ведь на учете в Регистре и те суда, которые пригодны к эксплуатации, но стоят на холодном отстое, законсервированы или же не ходят по каким-то другим причинам.- Очень любопытно, сколько же их...- На сегодняшний день по Северной инспекции всего числится судов и плавсредств -2149 единиц, которые принадлежат 474 судовладельцам, государственным и частным... Сухогрузов - 95, пассажирских судов, больших и малых - 65, буксиров - 750. Это, что касается самоходного флота. Ну и несамоходный, баржи: 471 сухогрузная и 49 наливных. Больше всего судов зарегистрировано на Печорском участке нашей инспекции - 663 единицы, меньше всего на Велико- устюгском - 123, на Архангельском - 586, на Вологодском - 229, на Сыктывкарском - 175, Котласском - 391...- И вся эта флотилия работает на судоходных реках нашего Севера. Какие регионы находятся в зоне деятельности Северной инспекции?- Архангельская, Вологодская, Мурманская области, частично Кировская, а также Республика Коми и Ненецкий автономный округ. Организационно эта территория, а точнее сказать, речная акватория, разделена на 6 участков, их я перечислил. На местах нашу инспекцию представляют 17 инспекторов. К слову, к наблюдаемым объектам нашей инспекции относятся не только суда и плавсредства перечисленных регионов, но и гидротехнические сооружения Северо-Двинской шлюзовой системы...- Главной водной магистралью в материковой России была и есть Волга. Не без удивления недавно узнал, что в ХХ веке труженица Северная Двина с ее притоками была тоже далеко не на последнем месте, в иные годы опережая по грузообороту даже сибирские реки... - Возьмите 1912 год, когда большинство плавсредств все же являлись несамоходными. В Волжско-Камском бассейне барж было сосредоточено 62 процента от всех ходивших в России. В Северном и Северо-Западном - более 23 процентов, на юге - 11, а на сибирских реках - всего 3,5 процента... И в более позднее время Северный регион тоже выделялся численностью и качественными сторонами речного транспорта.- Что касается Северного отделения Регистра, есть ли возможность ознакомиться с его историей?- К сожалению, большинство документов по Северной инспекции начального периода утрачены. До середины 70-х наша организация располагалась в старом деревянном доме, в 1976-м вспыхнул пожар, архивы погибли, спасти удалось немногое. Так что историю свою сейчас приходится в буквальном смысле собирать по крупицам...- И наверняка, я думаю, есть в ней эпизоды и личности, которые очень любопытны обывателю...- Скажу для примера: среди тех, кто работал в штате Архангельского отделения Регистра в 1915 году был и Борис Степанович Житков - впоследствии известный путешественник, детский писатель, многие из нашего с вами поколения читали его книги... Или вот известный инженер А.С. Воронич, который был одним из первых начальников Архангельского отделения Регистра. Были и другие люди, хорошо известные речникам.- Владимир Викторович, о прошлом мы немного узнали, а что можно сказать о сегодняшнем дне наших речников...- К сожалению, картина такова, что реки наши пустеют. Возьмите ту же статистику численности. Двадцать три года назад - судов и плавсредств было свыше 5 тысяч, сегодня 2 тысячи 159.- И причина этого?- Речной флот стареет. Старый флот - это главная из наших проблем. И речников тоже. Время с 50-х по 80-е справедливо называют «золотым веком» речников. Потому что флот тогда строился массово, в пароходства поступали сразу большим числом суда различных классов и назначений. Я уже называл впечатляющую цифру - свыше 5 тысяч судов в нашем подведомственном бассейне. С 90-х картина радикально изменилась. Флот практически не обновляется, суда ветшают, выходят из строя, владельцы вынуждены их списывать, а тем, что остались, судоремонтники пытаются продлить жизнь. И мы, с одной стороны, их понимаем, с другой - не можем, не имеем права выпускать в плавание «изжившие себя» суда, которые не соответствуют требованиям Регистра. Игнорировать их - значит ставить под угрозу безопасность и транспортных средств, и людей. Где возможно, мы, конечно, идем навстречу: изменяем срок регистрового освидетельствования, пересматриваем срок обязательного докования, заставляем предъявлять дополнительные перерасчеты прочности корпуса - нужна гарантия, что судно выйдет в море, и его там волна не переломит... Также ищем пути, как продлить ресурс судовых машин. Но, разумеется, все эти наши «послабления» обязательно в рамках допустимого.К слову, однажды довелось побывать в зарубежной командировке в Гамбурге. Там наши специалисты задавали коллегам вопросы, как, мол, у вас с продлением ресурса двигателей? И этот вопрос тогда совершенно не был понят немцами. У них такой проблемы нет вообще: тот двигатель, который выработал положенный ресурс, они просто меняют. Но мы же не Германия...- Владимир Викторович, у кого сегодня самый старый флот? В том же Усть-Двинье мы видим немало буксиров и катеров, «обсыхающих» на берегу...- Пожалуй, самый старый флот - у небольших лесозаводиков. А вообще, у нас есть и реликтовые экземпляры, которые продолжают трудиться. Про такого долгожителя, как северодвинский «Гоголь», многие знают. Назову еще «Балхаш» и «Коммунар», которые трудятся на архангельских пассажирских речных переправах. Бывшие германские теплоходы, они уже несколько раз проходили капитальный ремонт, модернизировались, и сейчас, глядя на них, мало кто задумывается, что этим судам уже за 60...- Сейчас в России, помимо государственных, появились и частные судовладельцы. Не бывает ли с их стороны случаев, скажем так, пренебрежительного отношения к требованиям Регистра?- Пожалуй, нет. Дело в том, что в этих структурах работают, а вернее сказать - на судах частных владельцев ходят те же люди, что и раньше, бывший «государственный» плавсостав. Систему они знают, требования им хорошо известны. Особых трений с ними не бывает... Хотя могу вспомнить случай, когда владельцам кафе, баров, ресторанов, расположенных на дебаркадерах, а их сейчас вдоль правого берега Двины много понаставлено, пришлось разъяснять отдельные наши положения, требования. Но так это и понятно, их владельцы - люди новые, с речными плавсредствами ранее дела не имели. Общий язык мы все же находим.Иное дело, что частнику, пришедшему на реку, порой бывает трудно - у него нет специалистов, которые бы разбирались в системе и в частностях и, где нужно, посоветовали, подсказали, а держать таких специалистов в штате частному судовладельцу, по-видимому, пока дорого.Бывают случаи, когда инспекция Регистра своими требованиями просто дисциплинирует людей. Обычно так случается там, где дела обстоят совсем уж плохо. Как-то наши инспекторы работали, не помню точно, то ли в Холмогорах, то ли в Хаврогорах, им местные говорят, хорошо, что вы приезжаете: «попинаете» нас, так мы после этого хоть порядок у себя наведем...- Мне доводилось бывать на Беломорско-Балтийском канале. Картина, доложу вам, удручающая...- На Северо-Двинской системе каналов и шлюзов, как я уже говорил, тоже работает наш инспектор. По его информации: на шлюзе № 7, он самый ближний к Вологде, обстановка еще более-менее, а на тех, что дальше, в глуши, она хуже. Зависимость от интенсивности движения судов по каналам здесь прямая. Где движение есть, там и гидротехнические сооружения стараются поддерживать на должном эксплуатационном уровне.- Вот еще такой вопрос. Есть суда морские, есть речные, а есть суда смешанного типа, так называемого - «река-море». Они чьи?- Здесь так: в Российском Речном Регистре для судов типа «река-море» установлены три класса: М-СП, М-ПР и О-ПР. Согласно эксплуатационным требованиям, учитывая состояние судна, каждому строго определен свой район плавания, то есть та акватория, где безопасность плавания при соблюдении Правил гарантирована. Мы за этим строго следим.- А те, кто работает на двинской акватории Архангельска? Имею в виду буксиры, катера, которые, как говорится, у всех обывателей на виду, они тоже под наблюдением вашего Регистра? - В основном под нашим. И буксиры, и суда Архангельского морского порта тоже. И северодвинские буксиры-кантовщики, например те, что работают на акватории Севмаша, уже «ушли» из Морского Регистра и теперь зарегистрированы у нас. Здесь все понятно: какой смысл им числиться за Морским, если в открытое море они не выходят. Кстати, и севмашевские КДП, даже знаменитый своими габаритами док «Сухона» - они все относятся к нашему Регистру.- Были когда-то на реке такие суда супермассового производства, лет 40 или даже 50 их строили: катера не катера, боты не боты, одним словом - «Ярославцы», у этого проекта огромное количество модификаций имелось, а сейчас их, наверное, по пальцам пересчитать можно. Их еще строят?- Добавлю, помимо «Ярославцев» были в большом количестве еще и «Костромичи». Модификаций их и в самом деле было очень много, судовладельцы эти суда часто перестраивали по своим разработкам, естественно, проекты согласовывали с нами. К слову, такое красивое судно, как «Искатель» северодвинской «Звездочки», тоже из «Ярославца» сделано... Такие суда к нам уже очень давно не поступали. Возможно, строить их сегодня никто не берется - это или дорого, или нерентабельно.- Белые пассажирские теплоходы типа «МО» местных линий, их еще в шутку «мошками» прозвали, на Северной Двине были непременной частью пейзажа, потом как-то в одночасье исчезли. А куда?- Их у двинских хозяев в основном приобрели предпринимательские фирмы, и затем эти теплоходы ушли в центральные области России. Кстати, среди тех, кто приобретал их, была и фирма артиста Виктора Рыбина, руководителя известной эстрадной группы «Дюна». А уж какое применение нашли нашим «мошкам» новые владельцы, я, откровенно говоря, не знаю.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!