65 лет назад трагически оборвалась жизнь изобретателя-самородка Александра Ксенофонтовича Фефилова
По документам архивного фонда, он числится в списках лучших изобретателей Северного края. Фефилов не только не был инженером, но даже не окончил начальной школы. Венцом творческих устремлений изобретателя стала плавучая дамба - гордость мезенского порта.В ИЮНЕ 1930 года директором лесопильного завода в поселке Каменка был назначен Александр Фефилов. Процесс погрузки готовых пиломатериалов на суда был там самым слабым местом в производственном процессе. Морские приливы, поднимающие уровень воды в районе поселка до 10 метров, а при нагонной волне еще больше, течения скоростью до 10 километров в час не позволяли вести погрузку досок непосредственно с берега на борт судна. Проектировщики, не найдя другого решения, оставили дедовский способ погрузки через плашкоуты. Доски подвозились к берегу, затем по лотку опускались на пристань, там по трапам на «горбу» их переносили на плашкоут и укладывали. Затем дожидались полной воды, буксировали плашкоут, отводя его к стоящему на рейде лесовозу. Такая технология создавала огромные трудности, требовала больших затрат, была физически очень трудоемка. Все это приводило к большим простоям иностранных судов, за что государство расплачивалось валютой. А это было соизмеримо с половиной стоимости отгруженного.Назначенный директором лесозавода Александр Фефилов проанализировал технологию погрузки и пришел к выводу: ее надо менять в корне. Он предложил установить на рейде плавучий причал. Осуществить рискованный замысел поручили технику-строителю Евгению Лебедеву. Эскизный проект был готов к началу зимы 1930 года (в должность директора Фефилов вступил в июне).Директор сразу же отправился в Архангельск, надеясь получить добро в правлении треста «Северолес». Но там к идее отнеслись скептически и фактически дали директору отлуп. Тогда Александр Ксенофонтович поехал в Ленинград, в проекто-изыскательское управление, но и там не получил поддержки. Более того, рассказывала потом его жена Антонина Алексеевна: «Сказали, что весь проект - глупейшая идея! Перед стихией прилива, мол, не устоит никакое техническое сооружение, тем более из деревянных конструкций...»Но Фефилов не сдавался. Вернувшись в Архангельск, он убедил крайком партии - а его там хорошо знали по работе в городском тресте коммунального хозяйства - о необходимости выделения средств на строительство причала. В конце концов он все-таки получил одобрение в Наркомате лесной промышленности.Приехав в Каменку, Фефилов немедленно приступает к реализации проекта.- Как будто в руках его была волшебная палочка, - вспоминала Антонина Алексеевна, - так у него все получалось!Для самой пристани были нужны четыре больших понтонных звена и еще одиннадцать плашкоутов для плавучего моста, по которому автолесовозы могли бы подъезжать непосредственно к борту судна. Для изготовления деревянных конструкций нашлись свои материалы, а за цепями и якорями для плавсооружений пришлось директору вновь ехать в Архангельск.- В Соломбале, - вспоминает Лебедев, - на берегу были обнаружены бетонные пирамидальные массивы весом по 10 тонн каждый. Знатоки тогда говорили, что это оставшиеся со времен Гражданской войны якоря для глубинных мин. Их доставили в Каменку и использовали как якоря всех плавсооружений. С затонувшего в устье Мезени парохода - по предположениям, это был «Федор Литке» - удалось достать несколько сотен метров цепей, необходимых для соединения якорей.Тогда это необычное сооружение в устье реки Мезени для коллектива завода превратилось во всенародную стройку. В середине июня следующего после разработки проекта года плавучая пристань, или дамба, как стали называть ее в Каменке, была пущена в эксплуатацию.Конечно, за более чем полувековой период эксплуатации плавучего причала бывали и поломки, даже аварии. Их устраняли, вносили изменения в конструкцию, но в основном причал и понтонный мост оставались прежними. Технический эксперимент удался. Значит, риск был оправдан. Предприимчивость энтузиастов из Каменки под руководством директора-изобретателя за два года помогла совершить на заводе настоящую техническую революцию.В эти же годы в Америке закупили автолесовозы. Отечественная промышленность тогда их еще не выпускала. Эти машины также обеспечивали прогресс в подвозе пиломатериалов прямо к борту лесовоза. Предприятие из отстающих вышло в передовые.По документам архивного фонда, в 1936 году Фефилов Александр Ксенофонтович значится в списке лучших изобретателей Северного края.В восьмидесятых годах прошлого столетия директором Мезенского лесопильного завода был Н. Авдеев. В своем письме, адресованном автору эскизного проекта плавучего причала Евгению Лебедеву, он сообщал, что подготовлен новый проект - по замене всех плавающих деревянных частей причала на металлические. Сегодня доподлинно известно, что этот проект не был осуществлен. Одновременно в том же письме Авдеев сообщает, что идет поиск нового технического решения в связи с трудоемкостью сборки и разборки сооружения на зиму.И теперь мы подходим к груст-ному финалу. Возникшие экономические проблемы в стране привели к прекращению функционирования лесопильного завода. Ни причалы, ни другие технические решения стали не нужны.Сам же директор в годы разгула репрессий был объявлен врагом народа и уничтожен.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!