Тем не менее работы у его проектантов скоро прибавится
Хотя Петербург и закладывался, и развивался как центр российского кораблестроения, но до сих пор не является центром проектирования и строительства маломерного флота.ДЕЛО в том, что все судостроение города было ориентировано в основном на военные цели. Поэтому строительством служебных, патрульных судов и прочих малых судов занимались традиционно заводы на Волге. И 10 лет назад мы начинали этот бизнес - бизнес по проектированию малых судов - практически с нуля. А проблем и трудностей хватало и тогда, и сейчас. Первая проблема состоит в достаточно высокой цене строительства малых судов. Просто нет в городе специализированных предприятий, которые готовы заниматься этим. Все судостроительные заводы - это бывшие предприятия ВПК. Это тянет за собой большие накладные расходы, что сказывается на стоимости. Поэтому, пока не появятся верфи, специализирующиеся в малом судостроении, которые готовы будут качественно строить суда небольших размеров, говорить о Петербурге как о центре малого судостроения рано. Можно ожидать, что в ближайшее время все-таки появятся подобные фирмы. При этом и нам - проектантам - работы прибавится.Вторая сложность состоит в том, что ранее проекты судов заказывались специалистами в области эксплуатации, которые знали, какие требования предъявляются к технике. Теперь же к проектантам приходят люди, которые только что стали интересоваться данной тематикой. У них нет понимания, как функционируют различные части судна, поэтому в технических заданиях порой встречаются просто анекдотические вещи.Да и, кроме того, пришло время специализации судов. Ранее было два-три носителя - основные базовые модели. Они были универсальны: могли становиться и водолазным, и грузовым, и патрульным катером. Теперь к каждому катеру предъявляются свои требования. А рынок и потребители к этому еще не готовы, поскольку специализация требует дополнительных вложений.Мы говорим именно о коммерческих судах: патрульных катерах, нефтесборных небольших судах, пассажирских судах для рек и каналов Петербурга. Именно они чаще всего проектируются и строятся в России. Прогулочные суда: моторные яхты, катера - в основном закупаются за рубежомНадо сказать, что малый флот устарел, но при этом появилось много судовладельцев, которые переоборудуют старые корпуса. Чаще всего такие суда используются для отдыха или в качестве пассажирских прогулочных судов для рек и каналов города. Главный плюс такого подхода - дешевизна. Но я убежден, что в ближайшем будущем судовладельцы будут заказывать новые современные комфортабельные суда.Правда, что касается служебных судов, этот момент уже наступил. Например, водной милиции кроме как на катере 371 проекта уже не на чем нести службу. То, что предлагается для их нужд на рынке, не очень удобно и функционально.Определенной проблемой в проектировании малых судов является необходимость выполнения требований Речного Регистра. Дело в том, что в правилах Речного Регистра нет определения малого судна. Поэтому подходы к проектированию танкера и патрульного катера практически одинаковы. При этом, скажем, в Финляндии существуют упрощенные правила для постройки малых судов (до 15 м), которые не требуют сертификации на многое оборудование, включая двигатели.У нас же есть требования, выполнение которых экономически не оправдано. Скажем, в России не производилось оборудование для малых судов. Поэтому при проектировании приходится пользоваться импортным оборудованием, которое не имеет сертификатов Речного Регистра. В этой ситуации все зависит от позиции надзорных органов. Благодаря пониманию со стороны Северо-Западной инспекции Речного Регистра пока нам удается решать такие проблемы. Мы стараемся находить компромисс между требованиями заказчика, который хочет удобства и красоты, и предписаниями Регистра, который радеет за безопасность. Кстати, клиент должен понимать, обращаясь к проектанту, что далеко не все его фантазии могут быть воплощены.Вообще-то, настоящие профессионалы-проектанты могут свести воедино требования как заказчика, так и надзорных органов, в результате судно будет конкурентоспособно и одновременно соответствовать требованиям Регистра. Я могу сказать, что те суда, которые проектируются и строятся сегодня в Петербурге, могут конкурировать с западными образцами. Другое дело, что если бы правила и инструкции были более простыми, то многие решения стали бы более изящными, а суда - более элегантными.Сегодня конкуренция между проектантами в малом судостроении высока. Чтобы выжить, надо обладать профессиональным пониманием всех проблем, связанных с проектом и честным взаимоотношением с заказчиком. Нельзя говорить о том, что любые требования заказчика будут выполнены. Надо показывать все ограничения, которые накладываются существующими правилами надзорных органов. Выживет тот, кто сможет увязать воедино задание заказчика и требования безопасности, четко взаимодействовать с верфью и предложить качественный конечный продукт.Проект малого судна стоит сегодня от 25000 до 100000 долларов, в зависимости от его назначения, размеров, оснащения. Вообще стоимость проектирования составляет от 7 до 15 процентов стоимости всего судна. При этом с момента кризиса 1998 года количество заказчиков значительно выросло. Это говорит о растущем интересе к малому судостроению, укреплению экономической стабильности. Сейчас уже можно говорить, что число клиентов из года в год возрастает. За год поступает около 10 серьезных заявок, при этом в работе находится 2-3 проекта ежегодно.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!