Знаменитый пароход много раз приходил в Молотовск во время войны
На войну ледокольный пароход «Дежнев», можно сказать, попал сразу. В 1938 году его построили ленинградские корабелы специально для нужд Северного морского пути и очень им гордились: судно отвечало высоким для того времени требованиям ледовых транспортов. А в сороковом году, с началом финской, пароход мобилизовали в качестве сторожевого корабля. Не успели на «Дежневе» сменить Военно-морской флаг на гражданский, как грянула Великая Отечественная, и его опять вооружили и включили в состав Северного флота.В годы войны «Дежнев», получивший тактический номер СКР-19, приходил в Молотовск много раз. Чаще в составе внутренних арктических конвоев, но время от времени вынужден был становиться здесь на ремонт. Первый раз это произошло в самом начале 1942 года. Работами на пароходе в основном занимались специалисты цеха 27 завода № 402.Первую весеннюю зиму в Северодвинске вспоминают как самую бедственную. Голодали страшно. Флотских кормили намного лучше, и моряки, насколько это было возможно, делились своим пайком с голодающими заводчанами. Получить сменный наряд-задание на «Дежнева» считалось большой удачей: у щедрых сердобольных моряков можно было «подкормиться». Поэтому среди цеховых бригад даже была негласная очередь, кому идти на судно. Особенно «дежневцы» жалели подростков, которых на заводе № 402 в военную годину трудилось немало: кто краюшку хлеба сунет, кто сэкономленный кусочек селедки. А бывало и так, как рассказывал ветеран завода И.А. Исупов: «Мне дважды выпал случай побывать на судне, уже после тяжелой болезни - двустороннего воспаления легких. Помню, как-то корабельный повар после обеда уже налил в котел воды для мойки, но мы его уговорили, чтобы слил эту воду нам в котелки. В укромном месте на пароходе мы тогда все съели...».В войну пароходу доставалось крепко. И не только от ледовых сжатий. Вспомните, как отважно сражался экипаж «Дежнева» при обороне Диксона в августе 1942 года.Сколько раз пароход приходил на завод № 402, мы не знаем: текущие ремонты приемными актами не оформлялись, а иных документов найти не удалось. Но и после войны «Дежнев» бывал в Молотовске регулярно. Весной в горле Белого моря организовывали «зверобойку». Вот с нее-то груженый пароход непременно приходил к причалам завода № 402, чтобы подремонтироваться и... подкормить изможденное население.«Дежнев» был буквально завален тюлениной. Тушами зверя заполняли не только трюмы, но и палубы, все свободные пространства - даже в коридорах жилых помещений. По воспоминаниям ветерана Ю.Д. Кайнова, «благодаря тем самым «зверобойкам», в меню заводских столовых появилось тюленье мясо, жареное на тюленьем же жиру, издревле называемое ворванью и обладающее весьма специфическим «ароматом». По разносящемуся с утра запаху ворвани мы безошибочно определяли: сегодня в столовых «тюлений день». Тюленина, добытая в промысловых экспедициях на ледоколах, поступала не только к нам, на завод, но и в городские столовые Молотовска».Справедливости ради надо сказать, что тюленину возил в город не только «Дежнев», но и прославленный ледокольный пароход «Георгий Седов», другие суда - небольшие зверобойные шхуны, деревянные, а позднее и с металлическими корпусами, и однажды даже линейный ледокол «Молотов».Этот снимок ледокольного парохода «Дежнев» из семейного архива архангелогородца Вячеслава Петровича Данилова был сделан уже после войны, когда корабль практически до-служивал свой срок и входил в состав Мурманского Арктического пароходства.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!