Рассказ водолаза Николая Тюрикова про то, как немцы на металлоломе деньги делали...
На памяти у меня такой период, когда флот архангельский с паровой тяги переходил на дизеля. Финны и поляки много нам тогда судов строили. А мы пароходы списывали целыми сериями и таскали в Европу на разделку. В основном в Западную Германию - в Гамбург, в Бремерхафен... Там их, как моряки говорят, «пилили на иголки». «Дежнев», «Могилев», «Кировоград» (бывший трофейный «Геркулес»), «Георгий Седов», а наших траулеров шведской постройки, что называется, без счета...НЕМЦЫ, известно, народ рачительный, работящий, но самое-то главное - думающий.У них ведь и железная руда, и уголь у самих есть. Чего бы, спрашивается, не добывать, а потом металл плавить и катать? Ан нет! Перво-наперво посчитали: сколько же сил, денег надо, чтобы руду из земли изъять, привезти, выплавить железо, а потом выжечь из-под него весь углерод, чтобы качественную сталь получить... Второе. У них политика не наша, своя: то, что в недрах лежит, - это они детям, будущим поколениям оставили про запас.Построили мощные судоразделки на Балтике, технологию отточили и по всему свету стали старые корабли по дешевке закупать. В основном - пароходы. И тоже ведь неспроста: в них паровые машины, это же цветной металл: медь, латунь, бронза... Буксиры в Германию хлам потянули со всех морей. Помню, как-то в один наш заход в Гамбурге видели, как даже старый аргентинский броненосец к стенке швартовали...Все-то у немцев продумано, выверено, просчитано. Разделать торговое судно или военный корабль - счет на сутки идет. Вот притащат какого-нибудь «старичка» и ставят его к специальному причалу, тут же корпус начинают сверху резать. Метр за метром. Так, чтобы судно остойчивости не теряло. Режут и тут же на пирс подают обрезки. Длинные листы под пресс - в брикет р-р-раз! Другой металл формуют так, чтобы его удобно сразу в домну загружать: все под размер! А с цветным металлом так: тут красная медь, тут другая, тут латунь, тут бронза...Все отдельно: сталь, чугун, свинец. Строго по кучкам - по сортам, по габаритам. А самую мелочь прямо на судоразделке перемалывают...Последнее: остатки корпуса, чтобы пароход не утонул, цепляют, стропами с крана поддерживают и режут дальше! А потом уж, под самый конец: носовую часть стропят через якорные клюзы, как за ноздри, и уж пилят ее не на воде, а на весу!И было все это у них еще в 50-е. Вот так они себе целое состояние сделали. На нашем старом флоте. А ведь мы бы и сами могли. Если бы жили по уму. Видали, какая в Турдеево, под Новодвинском, судоразделка? Смех и слезы, да и только!
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!