Рассказ водолаза Николая Тюрикова, как самый последний раз суда на трассе Севморпути зимовали
Самая тяжелая ледовая навигация после войны была в 1957-м. Это вам любой старый моряк скажет. Многие тогда лиха хлебнули сполна.Я ХОДИЛ на «Капитане Белоусове»: тогда это был наш новехонький ледокол финской постройки. Командовал им Юрий Константинович Хлебников - опытный капитан: на ледоколах он еще до войны ходил штурманам, старпомом, а в сорок втором, история вам известная, «Микояна» в Молотовск с Дальнего Востока привел.Вот в середине лета ушли мы из Мурманска на ледовую проводку. Взяли транспорты на Диксоне и побежали дальше - на восток, за пролив Вилькицкого... «Белые пятна» на картах там и сегодня имеются, тогда же их просто полно было. А мы шли первыми. Ну и выскочили на банку. С полного-то хода! Вахту с ног свалило. Время к полудню - весь обед разом со столов смело на палубу! Дали задний ход - без толку! Подошел «Адмирал Макаров» - линейный паровой ледокол. Подал тросы, стал дергать своими десятью тысячами сил. Стальные тросы рвутся, как нитки. Прибегает трюмный машинист: вся пресная вода уходит в форпик. Худо дело, значит, еще и пробоину сделали. Хлебников к нам, водолазам: посмотрите, ребята, что там под водой...А под водой... ледокол на скалу капитально сел. Носовой винт наш «голый»: все лопасти отлетели, шейка гребного вала погнута, главная балка форштевня лопнула в двух местах, ее, поверите ли, в корпус вмяло - вот какой силищи был удар! А главное - вперед-назад нам дергаться бесполезно, стащить ледокол можно, только если тянуть его бортом влево. Так и сделали. С грехом пополам слезли. Откачались, залатались, пресную воду с другого ледокола приняли. Нам бы после такой передряги в док, на ремонт. Да где там! По всему Севморпути кораблики стоят: то одного зажало - он кричит, то другому пробиться силенок не хватает. На всех ледоколов не сыскать. Вот поразмыслили, обмозговали все. И решили идти дальше. Хоть и калеки, но отработали до середины сентября. Тут получаем радио: идти домой. Повернули, пошли. Вдруг с моря Лаптевых пароход «Кировоград» кричит: зажало! Повернули, пошли, выдернули. Снова домой собрались. Не тут-то было! Теперь уж и нас стиснуло. А по соседству двухтрубный «Сибиряков» и «Капитан Воронин» (такой же, как наш «Белоусов») тоже стали.Бились, бились: корпус стонет, машины взахлеб - хода нет! Дали радио Москве: застряли, идти не можем. Там страшный переполох поднялся; не может быть! Как так? Следом: готовьте льдину под самолет, ждите начальство. Нашли льдину пригодную. Прилетел замминистра морского флота Бурханов - не чиновник, а знающий мужик, полярник. Посмотрел на наше житье-бытье опытным глазом, говорит: и правда, зимовать надо.На борту ледоколов добровольцы остались и те, без кого никак не обойтись. Остальных летчики на материк вывезли. Прямо со льдины. И вот только стали мы обустраиваться, как лед вдруг «зашевелился»: пошла трещина на многие километры и точно на восток! Хлебников: все бросить! Приготовить ледокол к движению! Быстрехонько приготовили, пошли. Уж как бились-колотились, но до Тикси не добрались. Всего несколько километров! Наше счастье кончилось: вмерзли у острова Брусничный. Тут и зазимовали. Уже всерьез. Но без дела не сидели. Работы хватило на каждого. И на всех трех ледоколах. Ведь каким-то чудом шли: у одного единственный винт из четырех остался, у другого - половина лопастей, а у третьего ко всему прочему еще и гребной вал обломился. Всю-то полярную ночь ремонтировали. Какой там док? Прямо во льдах! Делали майну у кормы, выморозку и каждый день на работу под лед спускались.Военные летчики тогда здорово помогли: на своих тяжелых бомбардировщиках возили с Большой земли ступицы винтов, лопасти, а потом умудрились в бомбовом люке запасной гребной вал в Тикси доставить.Еще скажу, та зимовка в нашу отечественную историю вошла как последняя: после той злополучной осени 1957-го не было случая, чтобы ледоколы наши в Арктике зимовали: чудом, бывало, едва живые, а на чистую, воду выползали... А к чему я это все говорю...Люди наши все могут вынести, выдержать, из любого, хоть того хуже, положения выход найдут. Потому нашим русским морякам просто цены нет!Знаете, кто тогда теми тремя ледоколами командовал? Про нашего Хлебникова я уже говорил. А вот «Капитаном Ворониным» командовал Драницын. Есть в нашем современном флоте два мощных ледокола - «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын». А это многое значит. Старпомом на «Сибирякове» шел и зимовал Соколов - тот самый, что потом первым капитанил на атомном ледоколе «Ленин», а еще одному - Голохвастову - атомный ледокол «Арктика» доверили...
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!