«Ломоносов» был последним пароходом во флоте Севмаша
Среди буксиров водно-транспортного цеха Севмаша «Ломоносов» выделялся гордой осанкой своего седловатого корпуса и высокой черной дымовой трубой с памятными серпом и молотом на красной полосе.ПАРОХОД к 1995 году давно отработал свое, и последнее время его использовали не по основному назначению. На его корме установили цистерну, куда собирали льяльные воды, остатки мазута и масел с других судов и плавсредств цеха. И все же наступил момент, когда буксир, по образному выражению, решили «пустить на иголки».Помнится, с моряками водно-транспортного цеха Севмаша у нас были очень доверительные отношения. Как только на заводской акватории или набережной затевалось что-то интересное, любопытное, тут же следовал звонок в редакцию, и мы с фотокором Женей Сабировым в предвкушении редких снимков спешили к морякам. Так случилось и в тот день, когда наш добрый знакомый Василий Ефимович Шабалин позвал нас «запечатлеть для истории» последний пароход Севмаша, да еще и пригласил на причал его первого капитана Валерия Сергеевича Козлова.На палубе «Ломоносова» он рассказал нам, как выводил первую советскую атомную лодку, как пытались приноровиться он и его коллеги с других заводских «тягачей», чтобы при кантовке не помять «хрупкие» легкие корпуса субмарин, как отлично стоял буксир на зыби, и как, напротив, трудно приходилось ему на «острой волне», как хорошо защищал от наката его фальшборт, но однажды не уберег от шальной волны, которая вышибла иллюминаторы на ходовом мостике, окатила с ног до головы вахту, да еще и перебила кучу посуды на камбузе...Потом мы спустились вниз. В жилых и служебных помещениях, конечно, уже не было прежнего порядка - буксир готовили к списанию. Тогда же мне показали его установку, бункеры, саму машину, сохранившую запахи перегретого пара и масел. И вот там, среди множества рычагов, вентилей и труб, потускневших медяшек, поручней, отполированных ладонями моряков, на какой-то миг возникло ощущение, что старый пароход просто «задремал». Через минуту-другую «сверху» дадут команду поднять пар, все вокруг придет в движение, вздрогнут стрелки на манометрах, звякнет телеграф, и пароход продолжит свою скромную биографию портового трудяги.Рядом с «Ломоносовым» теснились другие, непрезентабельного вида суденышки заводского флота, да еще и солнышко светило прямо в объектив фотоаппарата. Иными словами, нужный кадр у нас никак не получался. Тогда позвонили в цеховую диспетчерскую, и вскоре к нашему причалу подбежал бодрый буксир «Слесаревич». Мы перешли на него, моряки подали конец на «Ломоносова», отшвартовали его от пирса и вывели прямо на середину заводской акватории. Здесь отдали трос, отошли и принялись ходить кругами вокруг старого парохода. Вот в те минуты Женя Сабиров и сделал этот кадр. «Покружив» еще немного, «Слесаревич» подошел к «Ломоносову», бережно взял его «под уздцы» и отвел обратно к причалу...Вскоре после этого последний пароход Севмаша разобрали на металлолом.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!