Рассказ бывалого водолаза Николая ТЮРИКОВА: как солдаты брали Берлин на суше, а моряки брали «Берлин» на дне
Когда немцы в 1945-м отступали, они не только свои боевые корабли топили, но и пассажирские. Конечно, к концу войны их уже мобилизовали, и они возили войска. Или были госпитальными судами. Как «Берлин».МНЕ довелось два из них поднимать - лайнеры «Кордильера» и «Берлин». Их подняли, в Coюз привели. «Кордильера» стала «Русью» - ее на Тихий океан отправили, а «Берлин» - «Адмиралом Нахимовым». Тем самым. Его на Черное море увели. Про «Берлин» история такая... Его англичане торпедировали в районе Свинемюнде. Но пароход, скажу, был на редкость живучий; пополз своим ходом на мелководье и там уже на мину напоролся и затонул. Задачу поставили - поднять! Даже лозунг придумали: мол, наша армия взяла тот Берлин, а флот должен взять этот «Берлин».В общем, глубина от 13 до 18, пароход лежит на ровном киле, главная палуба и надстройки над водой виднеются. Красивый пароход! Белый, вдоль всего борта широкая зеленая полоса, на трубах большие красные кресты... В днищевой части - две пробоины от торпед и одна от взрыва мины.Судоподъемная команда в основном из наших, русских, а на вспомогательные работы немцев наняли. Было нас, водолазов, не больше пятнадцати. Командовал нами главстаршина Иван Ярошенко. А всем судоподъемом - инженер Александр Афанасьевич Михеев из Ленинграда. Дело спорилось. Изготовили жесткие шведские пластыри, поставили. Устроили генеральную откачку в декабре 1945-го. Отливное оборудование у нас от союзников было - английское, американское, - отлично работало.И вот уж судно подвсплыло, как в ночь на новый, 1946 год - страшный взрыв! «Берлин» - на дно, все насмарку! Спустились, стали место взрыва смотреть: корпус paзворотило так, что и не ясно откуда удар-то был - изнутри или снаружи. Объяснение одно нашли: кто-то из наемных диверсию устроил. Немцев разом всех сняли и оставили только своих спецов. И представляете, в момент взрыва под днищем корабля работал наш товарищ Тимофей Старченко. «Берлин» в считанные минуты затонул, так водолаза корпусом придавило. Это же тысячи тонн! А он уцелел-таки! Сохранила его или природная яма на дне, или прежнее «ложе» судна. Везение поразительное! Мы гидромонитором промыли к нему тоннель. Eщe счастье, что его воздушные шланги не передавило и связь с ним была. А еще то, что он лицом вниз оказался, и клапана стравливания оказались наружу. Девять часов мы его из-под «Берлина» вытаскивали. Он от холода силы уж совсем потерял, кричал нам, мол, отступитесь, братцы, перережьте мне шланги... Но мы его не бросили, в конце концов на поверхность подняли. Там отправили в госпиталь. Он подлечился и к нам вернулся, работал до самой своей демобилизации в 1948-м.«Берлин» же мы подняли. 17 сентября 1947 года. Решали вести его в Свинемюнде. Подошла целая армада буксиров во главе с «Голиафом» и «Аполлоном». Вот заходим в порт. И у нас из одной из труб дым идет - это наш командир приказал весь накопленный хлам в топки бросить. Чтобы все видели: судну дана жизнь! И флаг наш красный мы тогда на гафеле подняли. Корабли нас гудками приветствовали - очень торжественная встреча получилась... А в 1986-м, вы помните, «Адмирал Нахимов» в Цемесской бухте затонул. По глупости. И столько жизней унес! Вот ведь судьба кораблю выпала.Но я, конечно, бегло, в двух словах рассказал. Те, кому про «Берлин» очень уж интересно все знать, пусть прочтут книгу Давида Тойвовича Чалкиса. Там о «Берлине» отдельная глава есть. И фото мое имеется...
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!