Бывший капитан торгового флота Иван Киреев убежден, что блуждающие в океане «летучие голландцы» не плод чьей-то фантазии, а явление, достойное изучения
«Бывает это так: в густой серой мгле появляется темное пятно, оно надвигается на судно и вдруг, разорвав завесу тумана, превращается в стоящий без движения парусник. Паруса его висят на реях, как тряпки, канаты оплели мачты подобно паутине, а на палубе, одетые в лохмотья, расселись мертвецы». Такими словами начинается знаменитая легенда о вечно блуждающем в океане старинном паруснике. Но, оказывается, что не все легенды - плод фантазии. Вот и эта, о «Летучем голландце», к слову, очень распространенная, имеет под собой историческую, если не сказать научную основу. Об этом наш разговор с бывшим капитаном дальнего плавания Иваном Семеновичем Киреевым, увлеченным исследованием морского эпоса.ИВАН СЕМЕНОВИЧ, я не единожды встречал версии морской легенды о «Летучем голландце». Общая канва у них по сути одна, но есть и то, в чем они разнятся. В частности имена капитанов: Ван Страатен, Ван дер Даккен, Бернард Фокке...- К ним можно добавить еще Сортебекера, Николаса Яара, Дитрихсена...- По-вашему, это реальные персонажи?- Реальные. Моим коллегам в Западной Европе даже удалось отыскать имена некоторых из них в документах, в том числе и в судовых ролях кораблей XVII - начала XVIII веков. Конечно, таких документов немного, уцелели они просто чудом, но они есть и служат лишним доказательством того, что легенда о «Летучем голландце» вовсе не сказка.- Доказательством? Быть может, это однофамильцы, разве их не могло быть?- Встречается слишком много совпадений, чтобы речь шла об однофамильцах. Скажем, Корнелиус Ван Страатен. Судите сами: сирота, начал ходить подростком на угольщике, проявив незаурядные способности, стал офицером военного корабля, затем капитаном одного из лучших голландских судов на европейско-азиатской линии... и таинственно, бесследно исчез в океане. Все, как по писанному в легенде. Хотя нужно признать: исторические корни «голландской» легенды берут начало еще в период норманнов. Первые случаи с кораблями, которые блуждают в море будто призраки, описываются еще в древнеисландских сагах. Это VIII век. Например, сообщается о призраках-даккарах, которые якобы управляются духами предков. Известна сага о викинге Стете, который за похищение волшебного кольца был приговорен морскими богами на вечное скитание в северных морях. Но «норманнские» случаи распространялись как слухи, предания, легенды по большей части на севере Европы и сейчас известны только специалистам. Ныне широко известный вариант легенды возник уже в момент повсеместного развития море-плавания, когда случаи с кораблями-призраками участились. К слову, Голландия в ту пору была достаточно сильной морской державой. - Можно привести множество примеров, когда не менее «красиво оформленные эпические произведения» со временем тускнеют, а то и вовсе исчезают. А здесь ведь не так...- Легенды если рождаются, так живут очень недолго, если не «подпитываются» некими подтверждениями. В случае с «Летучим голландцем» так оно и произошло. Я уже говорил, что корабли-призраки появлялись не один год, не десять или больше лет, а на протяжении нескольких веков, заставляя моряков, да и просто впечатлительных обывателей, раз за разом возвращаться к случаю с парусниками-призраками. В этом и надо искать объяснение особой живучести «Летучего голландца».Ну и потом в широком распространении именно этой легенды нужно признать большую роль людей из мира высокого искусства. Первым воспользовался популярной легендой как основой для собственного произведения основоположник исторического романа Вальтер Скотт, написавший в 1812 году поэму «Рокеби». Таким же образом в 1821 году поступил и знаменитый Генрих Гейне, а его соотечественник Рихард Вагнер в 1843 году написал оперу, которую так и озаглавил - «Летучий голландец».- Высокомерие и дерзость по отношению к Богу стало причиной вечных блужданий корабля - так ведь следует из легенды?- Это чисто эпический или образный момент, связанный с религиозными убеждениями людей, живших в прошлом. Некоторые исследователи даже видят здесь след великих португальских мореплавателей, искавших торговый путь в Индию. Как вы знаете, он пролегал вокруг южной оконечности Африки, которую португальцы поначалу окрестили Торментоза и которая сегодня носит название мыса Доброй Надежды. Место это издревле имело репутацию проклятого, потому что именно здесь чаще всего происходили кораблекрушения. Долгое время никому из мореплавателей не удавалось пройти Торментозу. И когда в 1487-м Бартоломео Диас первым одолел этот путь, родился слух, что сделал он это, только «поклявшись всеми дьяволами». Позднее, в 1498-м, его соотечественник Васко да Гама не только прошел тем же маршрутом, но даже высадился в Индии. Тогда же молва стала утверждать, что и тут дело не обошлось без союза с нечистой силой. Когда же в 1500 году корабль Бартоломео Диаса исчез в океане, суеверные моряки были просто убеждены, что это не что иное, как «исполнение воли Божьей»...Прошло еще несколько десятилетий, и мимо мыса Доброй Надежды к своим колониям на востоке Индийского океана устремились уже голландские корабли. Далеко не всем капитанам Нидерландской Ост-Индской компании удавалось одолеть стихию на пути к Суматре и Яве, некоторые тонули, погибали, исчезали у злополучного мыса. Вот тогда-то старинная «португальская фабула» как бы «спроецировалась» на ситуации, в которые попадали голландские мореплаватели. В итоге родилась популярная легенда о «Летучем голландце»: удачливый капитан Ван Страатен якобы заключил союз с дьяволом, чтобы пройти мимо мыса Бурь при встречном шторме. Да еще он, если помните, и в море-то вышел в Страстную пятницу. Кстати, в этом же состоял и грех британского капитана Бернарда Фокке - если так можно сказать, из английской вариации голландской темы. И в итоге Божий приговор - скитания до Страшного суда.Но вообще-то утверждение легенды о том, что вечное плавание моряка является наказанием за вызов, брошенный Богу, я готов рассматривать как компиляцию, не только из суеверий «португальского периода», но даже из древней мифологии. Вспомните Одиссея, за что боги обрекли его на странствия. В легендах, мифах, сказках такие заимствования не редкость.- Но мы-то с вами материалисты. Первое: что нам говорит статистика?- Статистика такова. По подсчетам авторитетных американских океанографов Рехнитцера и Терра, за всю историю мореплавания стихия Мирового океана поглотила не менее 1 миллиона кораблей. С 1902 года человечество теряло в среднем по 398 кораблей в год. При этом с 1900 по 1964 год в морях исчезли более 1200 судов и кораблей. Данные знаменитого страхового агентства Ллойда говорят, что с конца 80-х прошлого века ежегодно исчезали от 8 до 12 судов. В этом числе и те корабли, которые затем вдруг «появлялись» на огромном отдалении от места своей пропажи, но без единой живой души на палубе...- И в этой связи, как я понимаю, «Летучего голландца» вы готовы рассматривать не только как эпическое произведение, а как некое неразгаданное или неопознанное явление в океане?- Точно так. История мореплавания XIX и даже XX века насчитывает сотни случаев, когда штурманы кораблей заносили в вахтенные журналы и рейсовые донесения информацию о встречах с таинственными «летучими голландцами» - неопознанными кораблями. Причем такие записи делались и людьми не набожными, не суеверными.- Хотелось бы услышать ваше объяснение или версию.- Первое. Давайте рассмотрим случаи, когда в океане встречаются блуждающие суда, которые по неизвестным причинам были покинуты экипажем. Таких, к слову, и во времена парового флота было не так уж мало. Самая распространенная версия событий: экипаж неверно оценил угрозу гибели судна, то есть посчитал его обреченным, и высадился на шлюпки. Меж тем опасность для судна миновала, а вскоре начавшийся шторм погубил людей, опрометчиво искавших свое спасение в шлюпках. Однако бывает, что и после крупной, действительно серьезной аварии судно долгое время остается на плаву. А объяснение самое простое: в трюмах и на палубе размещен груз, который не позволяет судну утонуть, например дерево. Вот вам и еще одна причина появления «корабля-скитальца».Третий вариант развития событий был характерен для XVII-XVIII веков, когда корабль, на борту которого вспыхивала эпидемия (частое явление того времени), был просто обречен к странствиям, поскольку его не принимал ни один порт. Если, отчаявшись, моряки пытались все же пристать к берегу, такие корабли, их называли еще «чумными», вместе с командой безжалостно расстреливались из крепостных пушек прямо на рейде.И конечно, можно говорить еще и о малой изученности нашего мироздания. Между тем, по утверждению целого ряда уважаемых ученых, существует несколько так называемых параллельных пространств, куда время от времени «уходят» и откуда затем «появляются бесследно исчезнувшие» когда-то объекты: корабли, самолеты, люди наконец... Конечно, исчезают они не сами по себе, а под воздействием очень сильных внешних воздействий, которые человечеством еще слабо изучены. Это могут быть какие-то аномальные проявления гравитационного поля планеты, электромагнитные колебания, вызванные различного рода возмущениями в океане. Характерно, что происходят они далеко не на всей акватории, а чаще в определенных зонах, как, например, в небезызвестном Бермудском треугольнике. Вообще, на планете немного таких мест, но они есть, и мы только-только подбираемся к их разгадке.Что же касается способности покинутых судов к дрейфу в океане, она поистине фантастична: от нескольких месяцев до нескольких лет. Самая удивительная в этом смысле история произошла с английским парусником «Марлбороу». В 1890 году этот корабль исчез у мыса Горн. А через 25 лет (!) его снова увидели у берегов Огненной Земли. Он нес часть своих парусов и шел с попутным ветром. Рангоут, такелаж и парусина корабля покрывал зеленоватый налет плесени. При обследовании на палубе и в кают-компании были обнаружены девять человеческих скелетов. Вахтенный журнал корабля полностью изъела морская вода. Ну чем не «Летучий голландец»! Однако раскрыть тайну «Марлбороу» так и не удалось. - На подобные случаи, полагаю, тоже имеется статистика.- Конечно. Возьмем парусники конца XIX века. Пароходы на тот период их уже вытеснили с основных торговых путей. Судовладельцы, выжав из парусников последний фрахт, просто бросали их на произвол судьбы, точнее, на произвол моря. С 1891 по 1893 год Ллойд получил 1828 рапортов о встречах с беспризорными судами: барками, бригами, шхунами, клиперами. Все они, естественно, представляли опасность для судоходства. По этому поводу в США была созвана международная конференция.- И конференция решила...- Что «летучих голландцев» нужно топить. США, Англия, Франция, Германия и страны Скандинавии отрядили для этого силы своих военно-морских флотов. Тогда на просторах Мирового океана началась настоящая война. Паровые броненосцы и крейсера били по кораблям-призракам из своей артиллерии и даже таранили своими коваными форштевнями. Но флот капитана Ван Страатена оказался слишком велик. Только в 1930 году и только американские военные корабли уничтожили 267 «летучих голландцев»!- Иван Семенович, сами-то вы за тридцать два года мореходной практики встречались с кораблями-призраками? - «Летучего голландца» таким, каким его описывает легенда, я, конечно, не видел. Вообще, парусников-призраков встречать не доводилось. И слава Богу, иначе я, наверное, сейчас с вами не разговаривал бы: не забывайте, что встреча с «Летучим голландцем» - это верное предзнаменование кораблекрушения... Ну а если серьезно, в моей практике были четыре случая, когда мы встречали дрейфующие суда, покинутые моряками...- Вы убеждены, что и в будущем моряки обречены время от времени встречать на своем пути призрачных странников океана?- Лично у меня нет в этом никаких сомнений.«В особенно сильный шторм, когда, казалось, перемешались и воздух, и вода, когда дождь и брызги от волн мчат с воем, а свист ветра не позволяет слышать команду, когда все паруса убраны, но корабль все равно несется, кренясь и черпая бортом воду, бывает - впереди замелькают огни и возникнет белый, словно осыпанный снегом, парусник. Он промчится мимо, едва касаясь волн и роняя с верхушек мачт искры. На палубе его не видно ни души...»
Беседовал Олег ХИМАНЫЧ, Санкт-Петербург - Северодвинск
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!