Паровая шхуна «Дункан» наконец-то поднята со дна, где она покоилась с 26 июля 2002 года после затопления в результате «спасательной операции», проведенной датской компанией «Switzer».
Конец полосы невезения для старейшего российского пароходаНА МОЙ взгляд, самой эффективной международной организацией современности следует признать Общество друзей «Дункана», организованное в ноябре прошлого года в датском портовом городе Калунборг. На подходах к нему при весьма странных обстоятельствах был затоплен российский столетний пароход. О деталях происшествия можно узнать, просмотрев статью «Чьей жертвой стал «Дункан»?» (журнал «Капитан-клуб», С.-Петербург, №1/2003, c. 86-89), или на сайте «Pravda.ru». А еще лучше из книги капитана «Дункана» Валентина Сыромятникова «Пираты Балтийского моря», недавно вышедшей в петербургском издательстве «Морская карта».А сейчас хочется еще раз подчеркнуть выдающиеся организаторские способности и энтузиазм председателя общества Эрика Микаельсена и его сподвижников, сумевших в кратчайший срок собрать значительные средства и организовать судоподъемные работы.Их самоотверженный труд подтвердил доброе имя датчан - в недалеком прошлом старейших союзников России в Европе. А ведь этой репутации пытались нанести удар и датские спасатели, отказавшиеся прийти на помощь из опасения, что их труд не будет оплачен, когда внезапно разразившийся шторм сорвал российскую шхуну с якоря. И не находящие объяснения действия компании «Switzer», представители которой, напротив, по собственной инициативе стащили многострадальное судно с мели, но, похоже, с единственной целью - тут же его затопить, причем на входном фарватере порта Калунборг.Впрочем, вина «Свитцера» не доказана, и компания ее, разумеется, отрицает. Место затопления вызвало дополнительные осложнения в отношениях властей с капитаном-судовладельцем, прозвучали даже угрозы взорвать судно, если оно не будет поднято немедленно. Недавно прозвучал и крайний срок - 27 апреля сего года. И вот спустя каких-то восемь месяцев после столь очевидной «гибели» наш старейший пароход, занесенный во все, какие только возможно, исторические анналы, вновь увидел божий свет. Слава доблестным друзьям «Дункана»!Доброе отношение к нашим соотечественникам в единой Европе не может не радовать, поскольку его проявления не так уж часты. Не будем касаться перманентной критики на сессиях Европарламента и откровенных проявлений двойного стандарта по отношению к России, вспомним, к примеру, катастрофу авиалайнера с башкирскими детьми по вине швейцарского диспетчера. Последний продолжает трудиться на прежнем рабочем месте как ни в чем не бывало. А германский адвокат в телеинтервью тонко замечает, что, разумеется, если бы речь шла об американцах, дело разворачивалось бы совершенно иначе. Поневоле вновь закрадывается пошлая мыслишка о восприятии русских как людей второго сорта. Тем более что и собственная власть порой стремится убедить нас в том же. Тем приятней, что капитану Сыромятникову на жизненном пути встретились по-настоящему добрые и порядочные люди. Для подъема «Дункана», водоизмещение которого почти 70 тонн, им пришлось нанять один из самых больших плавучих кранов Европы - «Самсон», грузоподъемностью 100 тонн, принадлежащий компании «Dansk Bjergning Bugsering». Этому предшествовала неутомимая работа общества по сбору средств как от предприятий, так и всех симпатизирующих проекту лиц.Росту симпатий немало способствовала и фотовыставка, развернутая с февраля текущего года в городской библиотеке Калунборга. Работы фотографа Йенса Нильсена отразили все этапы драматической судьбы «Дункана» в датских водах - от момента посадки на мель близ мыса Реснес до последующей буксировки, приведшей к гибели шхуны.Наконец необходимая сумма была собрана, о чем торжественно возвестила газета «Kalundborg Folkeblad» от 25 марта 2003 года, подкрепив уверенность в успехе заявлением о полной поддержке со стороны официальных властей Дании.Утром 9 апреля 2003 года были проведены необходимые подводные работы, заведены специальные тросы, и вскоре после полудня начался подъем судна. Он занял чуть больше 5 минут, после чего приступили к откачке воды из корпуса «Дункана». Предоставим описание эмоций присутствовавших многочисленным корреспондентам, среди которых находился и корреспондент ИТАР-ТАСС, отметим лишь личное присутствие бургомистра Калунборга Томми Динесена, говорящее о значимости события. И в этом еще одна заслуга Общества друзей «Дункана». Я вряд ли покривлю душой, сказав, что, даже когда из-под воды показались заржавленные мачты и поросший водорослями корпус шхуны, капитан Сыромятников еще долго не мог поверить в свершившееся чудо. За неделю до этого, прощаясь с ним в Питере, я понял, что Валентин приготовился к длительной борьбе за свое любимое детище, и тут вдруг такой подарок. На следующий день «Дункан» уже покоился на кильблоках в специально отведенном месте на бетонной стенке в порту Калунборг. Корпус был частично очищен от водорослей и ракушек, а капитан в сопровождении германских инженеров - членов общества, специально прибывших в Данию по случаю подъема судна, приступил к его обследованию. Несмотря на капитальный ремонт, проведенный тремя годами раньше в Турку, долгое пребывание под водой и набеги «мародеров» сделали свое черное дело. Но такие люди, как Сыромятников, не привыкли отчаиваться. Они спешат засучить рукава и вновь погрузиться в свою «каторжную», но такую благодарную работу. События последних дней вызвали форменное паломничество в порт. Многие предлагают помощь, но ее все еще недостаточно. На самом деле все обстоит далеко не так радужно, как может показаться с первого взгляда. Несмотря на то что владелец «Самсона» Ове Эриксен значительно снизил цену за спасательные работы, часть денег еще предстоит собрать. Пресс-секретарь общества Ирина Лайвсгар считает, что основная работа еще впереди и подъем судна был лишь ее преддверием. Деньги, по ее словам, поступали очень вяло, теперь же, когда национальные СМИ Дании широко осветили спасательную операцию, интерес к «Дункану» резко возрос и появилась надежда, что с долгами наконец-то можно будет рассчитаться. - Кстати, - поинтересовалась г-жа Лайвсгар, - а почему русские предприниматели не предлагают свою помощь?- Может быть, просто не в курсе проблем, - пытаюсь отшутиться я. А в самом деле, почему? Роли России не чувствуется совершенно. А пароход-то чей?Если рассуждать серьезно, то маловероятно, что восстановленный исключительно на средства датчан пароход сможет, помахав ручкой, отплыть как ни в чем не бывало в Россию. После всего проделанного активистами общества те вправе принимать самое активное участие в дальнейшей судьбе «Дункана». К тому же ими руководит вовсе не «чувство вины», столь часто упоминаемое российскими СМИ, а чувство несправедливости в сложившейся ситуации, и это достойно уважения.Уверен, что очень скоро старый пароход вновь будет радовать людей своими благородными формами, знатоков - ритмичной работой своей паровой машины и время от времени пугать профанов клубами чернейшего дыма из своей великолепной трубы. Не спешите звать пожарных, это «Дункан», он возвращается! Что же станет с обществом его друзей, когда будет окончательно выполнен основной пункт программы - спасение корабля? Укажу, что в программе имеется второй пункт, призывающий тех, кто скрепил документ своими подписями, создать на базе «Дункана» постоянно действующий международный проект, цель которого - укрепление связей между странами Балтийского региона. Однако сегодня шхуна как никогда нуждается в рабочих руках и помощи!
Сергей АПРЕЛЕВ, капитан 1 ранга, неизменный друг шхуны «Дункан»
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!