Мэр Александр Беляев в предчувствии другой жизни
Глава администрации Северодвинска Александр Беляев принял участие в работе двенадцатой сессии Конгресса муниципальных образований. Москва вновь решила обсудить с регионами важнейшие вопросы российской жизни. На этот раз чисто перспективные.ПРЕДСТАВИТЕЛИ Комитета по местному самоуправлению Государственной думы, а так же заместитель главы администрации президента РФ Николай Козак рассказали главам муниципальных образований об ожидающихся изменениях в структурах региональной и городской властей. Скучно? Только на первый взгляд.По приезде домой Александр Беляев сказал журналистам: «Скоро наша жизнь станет совсем другой». Интересно, какой?- Александр Николаевич, по-моему, у нас жизнь и так, что ни день, то другая. Вы о какой жизни говорите?- Администрация президента выносит на обсуждение депутатов Госдумы новые законопроекты «Об основах местного самоуправления в Российской Федерации» и «О государственном устройстве субъектов Российской Федерации». На мой взгляд, они поменяют картину жизни российских регионов и, конечно, городов. Существенно.- Это принципиальные изменения? Что же нас ожидает?- Во-первых, органы местного самоуправления (муниципальные Советы) и администрации городов (мэрии) должны стать абсолютно автономными подразделениями в структуре местной власти. Мэру нельзя будет совмещать функции главы администрации и председателя муниципального Совета. Сейчас это так. Законопроектом «Об основах местного самоуправления» так же определяется минимальный состав МС, он зависит от численности жителей города. Для Северодвинска это не менее пятидесяти депутатов (сейчас их двадцать четыре - Н.К.), и только десять процентов из этого количества в будущем смогут работать на постоянной основе. То есть за плату.- Такой подход к организации местного самоуправления вас устраивает?- Скажем так мы, главы администраций, высказали свои мысли и доводы. Не всех устроило то, что предлагается Москвой по этому вопросу. Думаю, на местах видней, какая численность представительного органа будет оптимальной. Лично я думаю, что количество освобожденных депутатов должно быть больше, чем предлагается. Как правило, профессиональный уровень тех, кто работает на постоянной основе, гораздо выше. Нами внесены поправки к данной статье законопроекта, их судьбу решат депутаты Госдумы и члены Совете Федерации. И все же, Москва настроена решительно.- Александр Николаевич, людям, на ваш взгляд, что выгоднее? Если бы мэр избирался или назначался сверху?- Если поспрашивать людей, то подавляющее большинство ответит, что глава администрации должен избираться всем народом, в таком случае он должен отвечать перед народом, а не перед горсткой депутатов.- Александр Николаевич, полагаете, местному самоуправлению, в связи с новшествами, станет работать сложнее?- Наверное. Все ключевые вопросы будут решаться на уровне областной власти. Структуру органов местного самоуправления будет определять субъект федерации. Избираться ли мэру города общим голосованием жителей города, или он будет избран из числа депутатов муниципального Совета.Во-вторых, законопроектами предлагается ввести новое положение о создании временной финансовой администрации в том случае, если руководство муниципального образования устойчиво не выполняет своих обязательств. Вокруг этой статьи больших споров не разгорелось. Но, когда мы в кулуарах пообщались с администрацией города Курска, я понял, что действие оной может привести к серьезным последствиям для любого города.- В какой ситуации?- Вот наглядный пример. При формировании межбюджетных отношений на 2003 год городу Курску не было оставлено ни одного процента от подоходного налога с физических лиц. В итоге город с населением в более чем 400 тысяч человек получил в бюджет сумму чуть более четырехсот миллионов рублей. Для сравнения напоминаю, что дефицитный бюджет Северодвинска составляет миллиард триста рублей, при меньшем числе жителей. На сегодняшний день в Курске идут судебные процессы между городской и областной властью, там холодно, потому что бюджет не рассчитывается с энергетиками, в праздник освобождения города от фашистских захватчиков не ходили троллейбусы и трамваи, в момент торжественного собрания ветеранов по случаю этого святого праздника в драматическом театре отключили свет. Это практическая иллюстрация к тому, что в правах субъекта федерации создать для любого города условия, в которых он не сможет выполнить своих обязательств перед жителями.- Ну а глубинный смысл преобразований, он в чем состоит?- (Длительная пауза). Мы не смогли этого выяснить.- А на ваш взгляд?- Одна из главных задач, поставленных президентом перед администрацией полная управляемость регионов. Несмотря на то, что декларативно местное самоуправление выведено из системы органов государственной власти и является самостоятельным, задача управляемости все равно осталась. Пакет обсуждавшихся законов, по сути, должен привести к усилению влияния федерального центра на местах.- Уж не знаю, хорошо это или плохо. Скорее, плохо как все новое. Смогут ли жители Северодвинска, других городов реально поучаствовать в судьбе грядущих изменений?- Давайте оценим сущность происходящих событий. С февраля 2002 года на уровне власти происходили различные совещания, дискуссии по обсуждаемым вопросам. Что называется, начальники спорят. Верхняя часть управленческого звена принимает участие в дискуссиях, а у людей никто не спросил, нужны ли им реформы?По-моему, жителей муниципальных образований сегодня исключили не только из процесса обсуждения, но и из процесса принятия решений. Провести местный референдум - хотя бы о структуре органов местного самоуправления - практически невозможно. Не хватит времени на сбор подписей, на обращение в субъект федерации, на принятие решения субъектом федерации. Наступают события, которые этот референдум сделают бессмысленным.- Ну, это как всегда. Чему, собственно, удивляться. (И это тема для отдельного разговора Н.К.). Александр Николаевич, в данной ситуации, что призвано облегчить и привести хоть к какой-то логике будущую жизнь муниципальных образований, а, проще, городов в связи с принятием вышеперечисленных законов? Существуют ли такие факторы?- Безусловно. Многие главы администраций российских городов высказались за то, чтобы Государственная дума рассматривала законопроекты «Об основах местного самоуправления» и «О государственном устройстве субъектов РФ» одновременно с поправками к бюджетному и налоговому Кодексам. Очень важно, чтобы полномочия и ответственность местной и региональной властей не пересеклись. В первую очередь, в вопросах распределения финансов. Это закрепление регулирующих налогов, закрепление местных налогов, бюджетное устройство и межбюджетные отношения. Когда эти четыре закона не будут противоречить друг другу - выстроится законодательное поле, которое будет закрывать все пространство наших новых задач. Может быть, хуже будет, но зато дырок финансовых не останется и перехлестов не будет. Госдума: «За». Администрация президента, почему-то, категорически против .- Наверное, у администрации президента есть собственные мысли по этому поводу. Да и бог, как говорится, с ними. Александр Николаевич, вопрос для жителей города когда нам все это грозит и с чем все это отольется?- Законы - в том, что их примут, сомнений нет - вступят в силу с 1 января 2005 года. До этого времени должна осуществиться процедура переходного периода. Границы муниципального образования, структура органов власти. Переходный период подразумевает, что будут действовать два муниципальных Совета. Один доселе избранный будет заниматься обычными, производственными задачами. Другой - новый - разработкой нового устава.Пока это все. Но это пока не все, что можно было бы сказать о ситуации мы будем жить по-другому.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!