Вооруженные африканцы держали под прицелом АКМ четверых архангельских рыбаков
Посольно-свежьевой траулер «Довск» Архангельской базы тралового флота стоял у причала норвежского порта Гесвер. К концу лета два его экипажа по очереди выбрали предназначенные судну квоты на облов донных пород, и теперь ПСТ определили в отстой. До новых квот или до какого-нибудь спецпромысла. Команда уехала домой, часть моряков ушли в отпуск или устроились (кому повезло) на короткие рейсы. На этом же траулере остались около десятка человек, на каждую вахту. Руководил ими капитан Юрий Анатольевич Прокудин.ОН ХОДИЛ в море уже тридцать шесть лет. Чуть меньше времени провел на капитанском мостике. Сколько рыбы выловили они в дальних и ближних морях - тоннами считай. Штормовых суток в Северо-Восточной Атлантике хватало, а уж тяжелый характер Баренцухи в зимние месяцы всем известен. Один рейс годом покажется. Отяжелел, поседел капитан, заматерел. На приколе в чужом порту он скучал. Одно слово - отстой. Хорошо, в каюте есть компьютер, и он мог, привычно стуча указательными пальцами, набивать текст расширенной радиограммы в управление флота или, что лучше, - воспоминания в рыбацкую газету. Там с удовольствием принимали его «факсы», еще бы: никто, кроме моряка, так подробно не опишет весь производственный процесс на судне во время промысла или ремонта. Чтобы написать, надо это видеть. А газетчикам выходить в море удавалось крайне редко. Потому так и ценились «сводки с мест». Прокудина все чаще тянуло на воспоминания: время позволяет, да и сам процесс сочинительства ему нравился. Сколько сюжетов, сколько судеб прошло перед его глазами за время плавания - не на один роман. Довелось и самому играть заметную роль в нестандартных ситуациях. Вот про это и писал. Как впервые в командирской должности принимал новенький БМРТ «Амбарчик», построенный в Николаеве, и вел его на промысел. Как традиционно отмечали праздник Нептуна при пересечении экватора, как спускался в своеобразном батискафе на порядочную глубину, чтобы определить, в каком именно месте порван трал судна. Вспоминал про авралы, про спасение человека за бортом...Строчки ровно ложились на бумагу, мысль обгоняла перестук клавишей, и подчас его, как и всякого литератора, чуть заносило. Факты были конкретные, но краски кое-где сгущены. Бывало, после выхода газеты со своими заметками он выслушивал резкую критику от коллег - за яркие описания, за излишнюю подробность сюжета. Мол, перегнул палку или ненужное сболтнул. Не понять вам, мужики, что это закон жанра! Толстой, может, и не догадывался вначале, какую шутку с ним Аня Каренина отчебучит. А правду про то, как рыба экипажу достается, почему 35-летним морякам клапан сердечный менять приходится, писать надо. «Руки на стену!»Просвистев в воздухе, «кошка» зацепилась одной металлической лапой за планширь фальшборта судна. Через секунду еще две такие «кошки» были заброшены на палубу в разных местах. Работавшие на погрузке рыбопродукции ухман, лебедчик, стропальщик и рубщик не успели опомниться, как на борт запрыгнули вооруженные люди в камуфляже и масках...Капитан транспорта находился в рубке. Он склонился над картой, как вдруг холодный ствол пистолета уперся ему в затылок.- Stay, hands by the wall! (Стоять, руки на стену) - раздался грозный голос за спиной.Капитан подчинился: страх пронзил все тело. Тревожные мысли проносились одна за другой: откуда пришла беда? Близко никакого судна не было, только что от радара отошел. Неужели кто-то из 12 членов экипажа пытается захватить транспорт? А ведь двоих новичков взял в Дакаре, по рекомендации фирмы. Может, они? Груз, конечно, весьма приманчивый. Полторы тысячи тонн свежемороженой ставриды высочайшего класса - с траулеров приняли. По самым скромным подсчетам, за судно и рыбу можно получить не меньше трех миллионов долларов. Хотя «пароходу» уже 20 лет...Зная, что иллюминатор на мостике открыт и его услышат русские матросы на палубе, капитан стал лихорадочно искать возможность сообщить о нападении. Почувствовав, что ствол с затылка убрали, он резко бросился к иллюминатору и закричал: «He-еlp!» (Помогите), но через мгновение, получив удар по голове, провалился в темноту.Он не успел увидеть, что четверо русских с траулера стояли под дулами автоматов трех африканцев в масках.- Могли бы маски и не надевать. Сейчас ночь, их морд и так не видно, - хмуро пошутил «майор» (старший мастер добычи. - Авт.) Иван Глазков, работавший до этого на лебедке. Услышав сдавленный крик капитана, парни бросились вперед, на помощь, но были остановлены выстрелами поверх голов. Гильзы с шипением падали в лужицы, оставшиеся на палубе после дождя.«Неужели убивать будут? - подумал второй помощник капитана Владимир Лапшенков, комкая в руке тальманскую расписку и не зная, куда ее деть. - Сейчас же мирное время, да и работаем без нарушений, хотя и в зоне Гвинеи. Но взять в острог могут. У них свои законы. Да и революции, кажется, здесь часто происходят. Вон один стармех рассказывал: несколько лет назад у африканского президента на официальном приеме в честь советских моряков прямо у стола без суда и следствия застрелили двух соотечественников. Правда, через месяц снова произошла революция, и того президента тоже ухлопали. Все может быть. Или посадят в яму со змеями и всякими козявками - сутки не проживешь. Или умрешь, или заболеешь. Надо как-то нашего капитана предупредить, он должен нас спасти. Неужели выстрелов не слышал?»Игорь Полунин, капитан СТМ «Флиппер-3», находясь в это время на мостике своего судна, стоявшего правым бортом у левого борта транспорта, инструктировал старший командный состав:- Вооруженных людей всего пятеро. «Флиппер» они не знают. На борт к нам попытаются проникнуть в лучшем случае двое. Оружия у нас нет, только ракетница, но и ею можно достать с близкого расстояния. Радисту - приготовить РДО в адрес всех судов мира и кораблей ВМС о нападении пиратов с указанием точных координат. Радиограмму приготовить, но не передавать, ждать моего сигнала, после того как я переговорю с напавшими. Если в меня выстрелят при разговоре - давать РДО немедленно, а экипажу вооружиться ножами, головорубами, ломами, цепями, пожарными шлангами под большим давлением - отстаивать судно до последнего. Максимум через 30-40 минут помощь прибудет. Недалеко от этого места, в ста милях, проходят учения НАТО, поэтому помогут. Нигде в море пиратов не признают, их всегда уничтожали, а в старину вешали. Все понятно? Тревоги играть нельзя: услышат - могут открыть стрельбу. Всех людей разбудить и скрытно рассредоточиться по правому борту. Никакой паники! Радисту забаррикадироваться в радиорубке (она пулене-пробиваемая), открывать дверь только по моему стуку - он знает. Старпому взять у меня из сейфа ракетницу (ключи знаешь где), и когда начнется штурм - стрелять. Только на поражение. Ты старый морской волк, служил в морпехоте.Помните, друзья мои, если мы не дадим отпор, то нас не спасут, не успеют. Да и у пиратов этих тоже головы на плечах есть, они тоже хотят жить, по-моему, еще больше нашего. Главное - они не знают, что мы имеем и на что способны. А неизвестность всегда настораживает. Все понятно? Вопросы? Тогда все по местам. Нас все же тридцать человек, и мы у себя дома. А наших надо как-то «вынимать».Переговоры«Может, все же не пираты? - мелькнула спасительная мысль. - Те бы дождались, пока транспорт останется один. Захватывать сразу два судна много сложнее. Да и к нам даже со специальными приспособлениями забраться с воды на ходу сложно - высокие борта. Транспорт же в данный момент сидит низко, не более 5 метров от воды. Нет, надо выходить на переговоры», - и Полунин вышел на крыльцо мостика.Увидев капитана, наши моряки на транспорте оживились и стали что-то кричать. Полунин жестом руки показал одному из захватчиков, чтобы тот подошел к борту. (Поясню, что между судами во время выгрузки в море находятся очень мощные резиновые кранцы - чтобы суда не бились друг о друга, особенно при плохой погоде. Расстояние при этом получается такое, что с борта на борт не перепрыгнуть даже самому крутому легкоатлету - разбежаться негде. А если упадешь в воду - попадешь между кранцами и погибнешь. Поэтому людей доставляют к соседям в специальной пассажирской корзине при помощи лебедок. А переговариваться через борт труда не составляет. - Авт.).Когда охранник подошел, Игорь попросил его позвать старшего. Африканец удалился в сторону надстройки и проговорил что-то по портативной радиостанции. Капитан мысленно прокрутил в голове тему и тон разговора. Только спокойно, - убеждал он себя, - может, от этого зависит жизнь всего экипажа и судна тоже.Через несколько минут к борту подошел высокий плотный человек с пистолетом в руке и вопросительно посмотрел на капитана.- Уберите оружие. Кто вы такой? - по-английски начал Полунин. - Почему вы стреляете в мирных людей? По какому праву задержаны члены моего экипажа? На каком основании вы нарушаете суверенитет России? Кто вам дал право нарушать Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море?- Stop talking, come here, come. I like told with you here (Прекратите разговоры, подходите сюда, я с вами хочу говорить здесь), - прервал капитана вооруженный человек. Полунин ответил, что в данной ситуации он не может покинуть судно и намерен продолжать разговор на том же месте. - Если вы не прекратите произвол и вооруженное нападение, - продолжал он, - то через 30 минут над нами будут боевые вертолеты, и вы все будете уничтожены. Я не блефую, у меня открыта связь с российским военным кораблем. Могу дать вам трубку телефона, на проводе командир, - и капитан указал на трубку своего спутникового телефона, где на связи, естественно, никого не было.Африканец, явственно представив невеселое недалекое будущее, снял маску и сказал:- Успокойтесь, кэп, я представитель власти Гвинеи-Конакри. Транспорт арестован за нарушение законов нашей страны, как не имеющий лицензии на погрузку рыбы в нашей экономической зоне. А вас я знаю, я был у вас в каюте, когда вместе с комиссией оформлял вам разрешение для работы и промысла в этой зоне. У меня только один вопрос: почему вы выгружаете рыбу на этот транспорт?Игорь и в самом деле узнал человека в камуфляже - месяц назад он назвался представителем погранслужбы и таможни. Фух, наконец-то все выяснилось, можно вздохнуть свободно.- Я сейчас вам передам письменное разрешение от руководства французской фирмы, - сказал капитан. И в ответ услышал:- Хорошо. Как только я получу этот документ и фамилии ваших людей на борту транспорта, то тут же их освобожу. А вам надлежит прекратить выгрузку, немедленно отойти от судна и продолжать промысел, - закончил, даже не извинившись, африканец.Полунин был в шоке. Фирма, что ли, их подставила? Или кто-то не успел как следует оформить документы, контракт? Через десять минут нужные бумаги были переданы пограничнику, а уже через пятнадцать экипаж обнимал четверку «заложников» на своей палубе.- По местам стоять, боцману на бак, приготовиться к отшвартовке, - скомандовал капитан.Когда «Флиппер-3» отошел от транспорта, он пригласил возбужденных моряков к себе в каюту, налил им по хорошему стакану представительской «Смирновской» водки, сам пригубил. Похвалил всех четверых за выдержку и самообладание и отправил отдыхать.А что произошло с капитаном транспорта, - это уже другая история от Прокудина.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!