Реформирование российской экономики, как это теперь уже видно даже неспециалистам, все больше сворачивает с европейского на латиноамериканский путь
Это можно видеть и в создании олигархических структур в бизнесе и властных структурах, и в полуколониальной региональной политике государства, и в деградации социальной инфраструктуры на местах. Увы, но за последние десять лет, в создании социально-ориентированной рыночной экономики, мы так и не приблизились к Европе ни на шаг. Это в полной мере относится и к местному ее уровню.В НАЧАЛЕ 90-х годов экономисты очень часто приводили отечественным политикам в пример достижения Швеции. Тогда даже вошел в оборот такой термин как «шведский социализм». Действительно эта скандинавская страна достигла удивительных результатов как в формировании динамично развивающейся экономики, так и в социальном обеспечении своих граждан. Ее опыт перенимают многие восточноевропейские государства. Вот только для российских чиновников он показался почему-то малоинтересным. Система власти в шведском королевстве, как и в России, представлена тремя уровнями: государственным, региональным и местным. Поэтому вся Швеция разделена на 24 лена, 23 ландстинга (региональный уровень) и 288 коммун (местный уровень). Ландстинги, как правило, охватывают территорию соответствующих ленов. Численность населения страны составляет около 9 млн. человек. В среднем один ландстинг насчитывает 342 тыс. человек, а одна коммуна - приблизительно 30 тыс. человек. Экономика Швеции характеризуется высокой степенью государственного регулирования: на ее общественный сектор приходится примерно 64% расходов валового национального продукта, тогда как на частный - 36%. Высок показатель и бюджетной обеспеченности одного населения. В конце 90-х годов на одного жителя северного шведского города приходилось 6100 дол.1 расходов регионального и местного бюджетов не считая общегосударственных. Скажем, для северодвинца аналогичный показатель в 2000 году составил только 160 долларов: 70 из областного бюджета и 90 - из городского.В ведении центральных государственных органов Швеции находятся вопросы внешней политики и обороны, порядка и безопасности, правосудия, экономики страны в целом, высшего образования и научно-исследовательской деятельности, крупных транспортных коммуникаций, политики на рынке труда и занятости населения, жилищной политики, социального страхования и перераспределения доходов.На ландстингах, главным образом, лежит ответственность за организацию здравоохранения на своей территории. В их бюджетах на сферу здравоохранения выделяется около 70% всех расходов. Для сравнения, в бюджетах Архангельской области в 1999 и 2000 годах на эту сферу выделялось, в среднем, немногим более 30% (на управление 11%, на образование и сферу культуры 14%, на социальную политику 13%, на другие расходы 32% затратной части бюджетов).Системе медицинского обслуживания в Швеции традиционно уделяется огромное внимание. Она является трехуровневой. На местном уровне работают районные поликлиники и различные консультации. На уровне лена существует одна или несколько ленских больниц, предоставляющих как основную медицинскую помощь, так и некоторые ее специализированные виды. На окружном уровне (в плане здравоохранения территория страны разделена на шесть округов) функционируют крупные межрегиональные больницы, предоставляющие все виды медицинской помощи. Эти учреждения оснащены дорогостоящей специализированной аппаратурой, поэтому ориентированы на обслуживание населения из нескольких ленов, чтобы снизить средние расходы на медицинское обслуживание.В компетенцию ландстингов входят координация работы системы здравоохранения и подготовка медицинского персонала. К другим их функциям относятся социальная поддержка людей, лишенных возможности трудиться по причине болезни, поддержка малых и средних предприятий.В ведении коммун, то есть на местном уровне, находится обширный круг вопросов от помощи престарелым до охраны окружающей среды и технического сервиса в водо- и энергоснабжении. Другими словами именно здесь формируется та благоприятная социально-экономическая среда, где каждый человек может в полной мере реализовать свои возможности, и это хорошо понимают и государственные деятели, и бизнесмены, и местные чиновники.Социальное обеспечение охватывает в основном детские дошкольные учреждения, обеспечение ухода за престарелыми и инвалидами, а также заботу о семье и личности. Коммуны несут основную часть расходов по организации работы детских садов, домов для престарелых, домов и квартир с предоставлением сервиса для нуждающихся, оплате проезда стариков в общественном транспорте. Чтобы обеспечить приемлемый, по европейским меркам, уровень жизни малоимущим, коммуны выплачивают специальные адресные материальные пособия. В задачи шведских коммун входит планирование и надзор за использованием земель территории. Создавая муниципальные предприятия или фонды по строительству и эксплуатации жилья, они участвуют в обеспечении населения жилой площадью. Если говорить о коммунальном хозяйстве и техническом сервисе, то на коммунах лежит ответственность за обустройство и содержание улиц, парков, а также строительство и эксплуатацию сооружений водо-, тепло-, энергоснабжения и канализационной системы.Главным финансовым инструментом регулирования социально-экономического развития коммуны является бюджет. Муниципальный бюджет принимается на один год. На первом этапе составляется план финансирования необходимых затрат и дается оценка экономического положения коммуны. Эта часть бюджета включает подсчитанный итог расходов, баланс и анализ финансовых ресурсов. В качестве дополнения к годовому бюджету затрат обязательно прилагается план экономического развития коммуны на 3-летний период (что, к сожалению, не принято в российской практике). На основании затратной части и плана развития определяется величина муниципального налога и формируется доходная часть бюджета.В расходный части бюджетов коммун наибольший удельный вес занимают затраты по финансированию здравоохранения - 35% (см. диаграмму 1). Сюда же включаются и расходы на охрану окружающей природной среды. Несколько меньше - 23% - тратится на образование. На услуги, связанные с коммунальным хозяйством, приходится всего 6%. Структура бюджетных расходов на местном уровне в Швеции значительно отличается от российской. Наши муниципальные образования почти треть расходов направляют на финансирование сферы образования. Около 30% расходуется на содержание жилищно-коммунального хозяйства. На здравоохранение приходится немногим более 20%. Это относится не только к Северодвинску, но и к большинству других городов.Важной особенностью управления местной экономикой в Швеции является то, что власти постоянно держат в поле зрения уровень доходов и расходов граждан (домохозяйств). Объясняется это просто: муниципалитет берется за перераспределение части доходов жителей коммуны через бюджет по мере необходимости, если это действительно целесообразно. Там практически исключены «удушающие» налоги на бизнес, несмотря на большую роль государства в хозяйственной жизни страны. Высокий уровень денежных доходов шведов - порядка 12000 дол. в год на человека - позволяет им, к примеру, оплачивать жилье и затраты, связанные с ним, не прибегая к помощи государства или муниципалитетов. Поэтому в расходах средней шведской семьи на жилье приходится более 30% (см. диаграмму 2). Заметим, что западноевропейские жилищные условия значительно лучше наших российских, но и их поддержание обходится намного дороже. Характерной особенностью региональной экономической политики в Швеции является то, что финансирование здравоохранения здесь практически полностью приходится на бюджеты ландстингов и коммун. На самом деле такая практика имеет серьезное научное обоснование - лечебные и профилактические медицинские услуги плохо вписываются в рыночные экономические условия. Здоровье невозможно измерить денежными единицами, а, значит, адекватно его оценить, и рыночный механизм тут не работает. А в северных условиях фактор здоровья особенно важен. Сфера образования лучше адаптируется к условиям рынка, поэтому шведские муниципальные органы берут на себя прямое ее финансирование, но только по минимуму. Остальную часть расходов школ, гимназий оплачивают родители учащихся, всевозможные образовательные фонды. Здесь нужно помнить о хорошо развитой в Швеции системе социальных пособий гражданам, посредством которых бюджет косвенно финансирует образование, как, впрочем, и жилье.А вот жилищные и коммунальные услуги вполне соответствуют природе рынка, что и объясняет факт совсем незначительного их финансирования через бюджет. Такая картина, кстати, наблюдается во всей Европе. Как ни покажется на первый взгляд парадоксальным, но именно рыночная конкуренция заставляет компании по управлению недвижимостью, домовладельцев, коммунальные предприятия работать эффективно и с оптимальными затратами. Задачей муниципальной власти становится поддержание конкурентной среды нормативными методами.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!