Французские ракетоносцы в чем-то даже превосходят американские
Каждая страна, обладающая атомным подводным флотом, стремится к тому, чтобы в нем находились могучие стратегические ракетоносцы. Франция также не стала исключением. В настоящее время в состав ВМС этой страны входят пять ПЛАРБ, из которых два - последнего, четвертого поколения.КЛАСС подводных лодок с баллистическими ракетами на борту «Le Triomphant» («Торжествующий») является аналогом английского «Vanguard» и американского «Ohio», но вследствие своей относительной молодости имеет ряд технических преимуществ. Он относится к программе SNLE-NA («ПЛАРБ - нового поколения»), согласно которой шесть современных ракетоносцев должны были прийти на замену всем старым субмаринам такого же назначения, но по финансовым соображениям программа была сокращена до строительства всего трех.Закладка головного подводного крейсера прошла в июне 1989, и на его создание понадобилось целых четыре года. «Le Triomphant» обошелся в десять миллиардов франков и был принят в ряды французских ВМС только в марте 1997 года. Строительство второй лодки данного класса «Le Temeraire» («Отважный») заняло два года, а с декабря 1999 года она входит в состав действующего флота. В настоящее время третья ПЛАРБ «Le Vigilant» («Бдительный») находится на ходовых испытаниях. Заказ на четвертую подлодку «Le Terrible» («Ужасающий») поступил от военной комиссии Национальной Ассамблеи только 15 сентября 1999 года. Общая стоимость программы SNLE-NA оценивается в 88,4 миллиарда франков за все четыре корабля, к тому же цена последней субмарины возросла до 13 миллиардов.Проектированием ПЛАРБ класса «Le Triomphant», впрочем, как и других действующих субмарин, занималось государственное конструкторское бюро «Direction des Constructions Navales», а строительство происходило на судоверфи Cherbourg, расположенной в городе Брест. Франция - единственная из западных стран, в которой процесс создания подводной лодки полностью происходит под государственным контролем.Подводные лодки с баллистическими ракетами на борту всегда отличались довольно крупными размерами. Так и ПЛАРБ класса «Le Triomphant» - самые большие лодки во французском флоте. При длине 138 метров водоизмещение в погруженном состоянии составляет 14335 тонн. Согласно программе SNLE-NA планировалось, что длина пятой и шестой субмарины составит 170 метров, но, как уже отмечалось, заказа на них еще не поступало. Сердцем лодки является атомная турбоэлектрическая система, в основе которой находится реактор PWR Type К15, вырабатывающий 150 МВт энергии. Второй основной силовой установкой служит дизель-электрический двигатель мощностью 30,5 МВт. В качестве вспомогательных двигателей предназначены два электродизеля 8 PA4 V 200 SM (900 кВт) от компании «SEMT-Pielstick». Вся энергия передается на один водометный движитель. Таким образом, максимальная скорость на поверхности достигает двадцати узлов, а под водой - 25 узлов.Команда одной лодки состоит из двух экипажей по шестьдесят человек. Длительность одного похода может превышать два месяца.При создании лодок класса «Le Triomphant» особое внимание было уделено акустическим показателям лодок в соответствии с современными средствами обнаружения. По сравнению с ПЛАРБ третьего поколения «l»Inflexible» в новый проект было внесено более тысячи изменений в этой области. Были проведены исследования на предмет обнаружения внутри корабля источников звука и вибрации, начиная с пропульсивной системы и корпуса и кончая различными приборами в количестве 750 тысяч единиц и пятьюдесятью километрами труб, находящимися на борту.Много работы было сделано для улучшения гидродинамики, так как во время движения лодка может создавать шумный водяной поток. Так, например, ограждение рубки изготовлено из композитных материалов для предотвращения эффекта «поверхности барабана». Все испытания корпуса и надстройки проводились в специальном бассейне.Для уменьшения вибрации вращающегося оборудования шаровые подшипники, имеющие свойство «жужжать», были заменены плавными ступенями, которые хотя и труднее изготовить, но они менее шумны и более надежны в длительных походах.Для уменьшения степени акустического определения все системы, приборы и трубопроводы покрыты слоем изоляции. Известно, что чем больше глубина, тем ниже температура воды, а холодная вода обладает свойством удерживать звуки. Поэтому для корпусов ПЛАРБ класса «Le Triomphant» была использована высокопрочная сталь марки HY 130 (по американским стандартам), способная испытывать нагрузки до ста килограммов на квадратный миллиметр. Благодаря этому максимальная глубина погружения подводной лодки составляет более трехсот метров.АПЛ класса «Le Triomphant» имеют 16 вертикальных шахт для запуска баллистических ракет класса М45, поставляемых компанией «EADS Launch Vehicles». Такие трехступенчатые ракеты развивают гипер-звуковую скорость. Система инерциального управления имеет в своей основе цифровой компьютер «Sagittaire» от компании «Thales». Ракета может нести до шести независимых боеголовок, мощностью 150 килотонн каждая. Радиус действия составляет шесть тысяч километров. Управление осуществляется благодаря системе стратегических данных SAD. Ракеты нового улучшенного класса М51/TN75 должны появиться в 2008 году. На них может быть установлено уже двенадцать боеголовок, и дальность полета будет превышать десять тысяч километров.Торпедные шахты диаметром 533 миллиметра предназначены как для запуска торпед ECAN L5 Mod3, так и ракет класса поверхность - поверхность «Exocet SM 39». Эти ракеты и торпеды хорошо зарекомендовали себя на многоцелевых подлодках класса «Rubis-Amethyste». Система электронного обеспечения DR 3000U от компании «Thales» также позаимствована у этих ПЛАРБ. Для контроля и управления данными видами вооружения используется система DLA 4А, которая представляет собой усовершенствованную версию DLA 3, применяемую на «рубисах».В атомных ракетоносцах класса «Le Triomphant» используется система гидролокаторов DMUX 80, в которую входят носовые и боковые сонары, работающие в пассивном режиме. Низкочастотный буксируемый сонар, по утверждениям французских военных, имеет обширнейший радиус обзора, хотя точных данных они не предоставляют. Поисковый радар подлодки, работающий в диапазоне «I», предоставлен компанией «Thales».Имея в своем подводном флоте такое грозное оружие, как ПЛАРБ класса «Le Triomphant», Франция обладает надежным ядерным щитом, который, впрочем, ей не так уж и необходим. По прогнозам военных аналитиков, к 2020 году в состав ВМС этой страны будут входить всего десять подводных лодок, причем все атомные. Помимо четырех вышеописанных ПЛАРБ, военно-морской флот Франции пополнят многоцелевые подводные лодки класса «Barracuda», строительство которых планируется на 2005-2013 годы.
Андрей БОЯРЧУК.По материалам зарубежных источников
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!