Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 21 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 29 сентября 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 29 сентября 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Атомное сердце «Ленина»

Версия для печатиОтправить статью другу
Дно Карского и Баренцева морей устлано ядерными отходами

В Севгидромете есть три морских судна, которые с весны до глубокой зимы бороздят просторы Арктики. Все они считаются научно-исследовательскими. И все же больше всего «чистой наукой» занимается НИС «Иван Петров». Именно на его борту чаще появляются экспедиции ученых.

Причем услугами экипажа зачастую пользуются зарубежные исследователи: много раз ходили к Новой Земле голландцы, не теряющие надежды найти могилу своего соотечественника Виллема Баренца, охотились за россыпями алмазов на дне Белого моря юаровцы из компании «Де Бирс», канадцы изучали с борта судна припайные льды, южнокорейцы – заросли планктона….

В последнем рейсе на «Иване Петрове» выходили специалисты Международного технического центра, которые намеревались отыскать место затопления аварийного ядерного реактора с атомного ледокола «Ленин».

Атомоход «Ленин» - первое в мире судно гражданского назначения с ядерной установкой. Основное предназначение - проводка транспортных судов по Северному морскому пути. Такие цифры: дизельный ледокол, если ему удавалось пробиться сквозь льды, проводил караван судов по этой арктической трассе, протяженность которой от Мурманска до бухты Провидения на Чукотке составляет более 6000 километров, в течение нескольких месяцев. Атомоход «Ленин» преодолевал этот же путь за 3-4 недели.

Строила уникальный корабль вся, без преувеличения, страна - более пятисот конструкторских бюро и заводов. Это был фантастический проект советских ученых и инженеров. Строительство атомохода «Ленин» и его успешная эксплуатация на протяжении почти 30 лет знаменовали собой прорыв не только в судостроении и освоении целого региона, но и определенный психологический перелом в общественном сознании целого поколения людей. Пришло понимание того, что атом может не только убивать (как в Хиросиме), но и созидать.

В 60-е годы телевидение, радио и газеты взахлеб описывали походы первого в мире атомного ледокола в Арктику. Но нигде в средствах массовой информации даже намеком не упоминались чрезвычайные происшествия, которые случались на ледоколе. О них стали говорить только сейчас. На недавней презентации доклада международной неправительственной организации «Беллуна» в Архангельске его авторы сообщили, что на «Ленине» за время эксплуатации произошли две аварии. Первая случилась в феврале 1965 года, когда атомоход был поставлен на плановый ремонт и перезарядку реакторов. Вторая - в 1967 году, когда была зафиксирована течь трубопроводов реакторного контура. Тогда было решено удалить весь реакторный отсек. Его упаковали в специальную капсулу, отбуксировали к архипелагу Новая Земля и утопили в бухте Цивольки. Вся операция была настолько засекречена, что и по сей день специалисты не знают точных координат захоронения.

- Экспедиция, - рассказывает капитан НИС «Иван Петров» Анатолий Иванов, - обследовала с помощью самых современных гидролокационных средств морское дно в окружности 10 миль от места предполагаемого затопления, но ничего не нашла. Говорят, что, когда открыли кингстоны понтона, то он затонул не сразу, а долго дрейфовал.

- Выходит, пустой рейс?

- Почему пустой? – не согласен капитан. - Поиск реактора – это для нас своего рода экзотика. Главное - контроль за радиационной обстановкой в северных морях: в них и помимо реактора ядерных отбросов уйма. В том же заливе Абросимова постоянно держим под прицелом 500 потенциально опасных объектов.

- Что это за объекты?

- Контейнеры с ядерными отходами, атомные реакторы с других судов, затопленные лихтеры, имеющие на борту «загрязненное атомом» оборудование …

Из доклада «Беллуны»: только Северный флот затопил в Карском и Баренцевом морях 17 судов и лихтеров, имеющих на борту твердые радиоактивные отходы, включая части реакторных установок и другое загрязненное оборудование разных уровней активности. Кроме того, были затоплены 155 крупных объектов, включая циркулярные насосы, генераторы и другие части ядерных установок. Согласно Белой книге, в Карском море «спрятано» 6508 контейнеров с ТРО.

- Анатолий Николаевич, сильно ли весь этот «хлам» отравляет моря?

- Как это ни удивительно, радиационная обстановка в Карском море пока лучше, чем в Архангельске. Впрочем, об этом больше может сказать Лебедев.

Андрей Лебедев – помощник капитана по науке, на «Иване Петрове» работает второй год, раньше служил в военной гидрографии.

- Андрей Анатольевич, так какова же ситуация с радиацией?

- Если речь о морях, то нормальная: защитные оболочки затопленных ядерных объектов пока надежны. По крайней мере, в Архангельске и Северодвинске радиационный фон выше, чем, скажем, в заливе Абросимова, а южные моря, скажем, Черное, Каспийское и другие, намного больше загрязнены тяжелыми металлами.

- Итог рейса по поиску реактора атомохода «Ленин» - нулевой. Что дальше?

- Думаю, что Международный центр найдет средства, чтобы продолжить поиск уже в других точках, ведь в рейсе проверялась лишь одна из гипотез: координаты, по которым работала экспедиция, были будто бы записаны в дневнике судового доктора, присутствовавшего при затоплении реактора. Версия не подтвердилась. Норвежцы, которые спонсировали экспедицию, хотят, чтобы все сброшенные в море ядерные отходы находились под контролем, наверно, попытаются довести дело до конца…

Кстати, после демонтажа аварийного реактора в 1967 году атомный ледокол «Ленин» был отбуксирован на «Звездочку», где проводились работы по модернизации и монтажу новой установки. Возможно, кто-то из северодвинцев добавит информацию о легендарном атомоходе, который решено не утилизировать, а поставить на вечную стоянку к причалу морвокзала в Мурманске и создать на нем музей.

Алексей Гундоров



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Читайте в печатном издании   Вместе со всеми Виталий Никитинский,  |
Спорт   Ленточка моя финишная...  |  «Северу» отвели роль локомотива  |
Культура   Клуб остается в памяти...  |
Политика   Владимиров Сергей Николаевич  |  Муниципальное образование «Северодвинск». Мэр  |  У всех на устах  |
Мир   На морских широтах  |  «Титаник» остался бесхозным  |
Северодвинск   Квадрат закрыт: у нас поход  |  Атомное сердце «Ленина»  |  «Киреев» ищет нефть  |  Ничто не проходит бесследно  |  Судьба «Горшкова» решится в ноябре  |  «В душе мы все лейтенанты»  |
Россия   Тайное корабельное кладбище  |  Из флотилии - в эскадру  |  Тамбовский волк морскому волку товарищ?  |  Поморские новости  |
Общество   На практику едем в Германию  |  Уха по-норвежски  |  Дети богатых добрее к бомжам  |  Поморские новости  |  Рабочая честь Седовина  |  Несостоявшееся интервью  |  Водолаз егоровского призыва  |  Из студии - в роддом  |  «Янтарь» осваивает Арктику  |  По международным стандартам  |  Мы в долгу перед вами  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Сентябрь 2002
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com