Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 21 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 16 сентября 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 16 сентября 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Посольство за четыре моря

Версия для печатиОтправить статью другу
Северодвинские яхтсмены вновь открыли для шотландцев порт Святого Николая

Господин случай и незаурядные личности, по воле провидения оказавшиеся в ситуациях для себя не предсказуемых, совершили для мира немало исторических открытий. Когда главный кормчий ее величества королевы Великобритании Ричард Ченслер, мечтавший открыть путь из Англии в Индию и Китай, потерял во время шторма у берегов Норвегии связь с двумя другими галеонами и приплыл к Корельскому Двинскому устью, мог ли он на что-то рассчитывать? И лишь благодаря воле и изобретательному уму мореплаватель смог прославить свое имя на века. Преодолев с обозом более тысячи верст до Москвы, Ченслер встретился с Иваном Грозным, заинтересовавшимся перспективой открытия торгового пути из России в Европу.

Так без году 450 лет назад на месте нынешнего Северодвинска появился первый торговый морской порт Российского государства, действовавший до конца ХVI века. До «рождения» Архангельска. Строго говоря, юбилейная дата открытия порта Святого Николая падает на 2003 год, когда судостроительный Северодвинск отметит 65 лет своей истории.

Так получилось, что первыми отметили эти исторические события ...яхтсмены. Опять случай? Капитан крейсерской яхты «Агиней» Виктор Кузнецов, экипаж которого за 65 дней преодолел почти 5 тысяч миль, посетив на севере Шотландии город Абердин, так не считает. В минувший четверг отважная пятерка путешественников в редакции «Вечернего Северодвинска» отвечала на вопросы журналистов и читателей газеты по «прямому проводу».

Где ж погиб Ченслер?

- Алло, Юлия Николаевна беспокоит, ваш постоянный читатель. У меня вопрос к капитану: каким образом родилась столь замечательная идея - пройти на яхте по пути Ченслера. И почему именно до Абердина?

- Начну с «идеи». Авторство ее принадлежит известному краеведу, память о котором я бережно храню - Леониду Георгиевичу Шмигельскому. И моему учителю, известному строителю атомоходов Генриху Ивановичу Птицыну. (Сам Виктор Кузнецов как ответственный сдатчик прошлогодней осенью во время передачи Севмашем ВМФ России АПЛ «Гепард» встречался внутри лодки с президентом Владимиром Путиным - ред.).

А еще раньше «завел» меня Виктор Сорокин, с кем мы строили последнюю подлодку из «звериной» серии. Это было уже после того, как в 1998-м, в десятую годовщину гибели АПЛ «Комсомолец», мы сходили на «Агинее» в Норвежское море. На то место, где затонула лодка.

Как-то он бросил фразу: «Взяли бы да куда подальше сходили, хотя бы в ту же Англию...»

А почему до Абердина? Именно у берегов этого шотландского городка в 1556 году на пути из Московии корабль Ченслера потерпел крушение. Сам капитан со своим сыном погибли, а вот русских послов во главе с Осипом Непеей, которые следовали на борту, удалось спасти.

- Любопытно, а сами шотландцы так же чтят память об «открытии» Англией севморпути?

- По крайней мере, в Абердине об этом историческом факте если и знали, то единицы. Мы познакомились с профессором местного университета Полом Дьюксом, который буквально перед встречей с нами заинтересовался обстоятельствами гибели Ченслера. По его версии, трагедия случилась километрах в ста от Абердина.

Впрочем, такое «разночтение» исторических страниц не помешало нам стать добрыми друзьями. Этой осенью Пол намерен посетить Архангельск, чтобы встретиться с коллегой, который преподает в Поморском гос-университете.

- А Северодвинск?.. И кстати, как встречали русскую яхту в самом Абердине?

- Конечно же, Пол Дьюкс мечтает побывать на месте, где 450 лет назад вступила нога первого англичанина. Он знает, что на Яграх установлен памятный камень, посвященный Ченслеру. А еще Пол хотел бы побывать в краеведческом музее Северодвинска, где, как я считаю, собрана хорошая экспозиция, дающая представление о зарождении порта Святого Николая.

Как встречали... Признаться, на столь высокий уровень приема не рассчитывали. Мечтали о стоянке, где можно причалить да душ принять. Получилось же, что в Абердине мы простояли пять незабываемых дней. Был обед с лорд-мэром города госпожой Маргарет Смит. Жили мы в номерах четырехзвездочной гостиницы. Кроме официальных встреч запомнились поездки по северо-востоку Шотландии, в частности, на Лох-Несское озеро.

- Интересно, что у шотландцев считается деликатесом?

- Отваренная в мундире картошка.

Главное в море - держать удар

- Меня зовут Аней, хотела бы спросить у Андрея Ивченко, в команде он был заявлен стюартом, а картошку приходилось чистить капитану, почему?

- А кто вам об этом сказал (Андрей смеется)?

- Я встречала «Агиней» в яхт-клубе...

- Понятно. Вообще-то, в таких походах яхтсмены живут вахтенным методом. Им приходится делать все: и вахту стоять, и на камбузе готовить, и, если потреплет шторм, паруса чинить...

Когда был мой черед, то готовил обеды с удовольствием.

- А штормы часто преследовали?

- Скучать не давали, - подключился к беседе помощник капитана Валентин Безсонов. - У берегов Норвегии дунуло так, что парус не выдержал, его словно ножом разрезало. Тогда мы вынуждены были прятаться от восьмибалльного шторма, зайдя в Шип-фиорд. Штормило и в Северном море, и на Балтике, и запомнился жесточайший шторм на Онежском озере.

- Алло, Виктор Иванович, беспокоит Валерий, работник 42-го цеха Севмаша. Мы внимательно следили за походом «Агинея», скажу от себя, что подобные крейсерские плавания вселяют чувство гордости за родной Северодвинск.

- Спасибо, Валера. Поверьте, что такая поддержка северодвинцев для нас многое значила. И в Абердине, скажу без преувеличения, нас принимали как послов Северодвинска. Когда шотландцы увидели нашу яхту, они поражались, как это, мол, русские решились преодолеть северными морями почти три тысячи миль.

- А что, в Англии яхтинг не в моде?

- Отчего же, как раз наоборот, в странах Европы, и в Англии в том числе, отдыхать на парусниках предпочитают многие. Причем это семейные традиции, мы встречали яхты, экипаж которых представляли муж и жена. Другое дело, что для них преодолеть расстояние в сто миль в Северном море - уже событие. А чтобы совершить поход высшей категории сложности...

- Что же тогда поражало иностранцев?

- Знаете, многие отказывались верить, когда мы говорили, что построили «Агиней» своими руками. Это сбивало с губ ироничные усмешки. Когда, уже на обратном пути, мы зашли в порт Гельголанд, считающийся Меккой яхтсменов, я смог понять, что «поражало». Надо видеть, каких высот достигла индустрия, занимающаяся строительством парусников. Нас приглашали на борт суперяхт, внутри которых есть все для отдыха, которые буквально напичканы приборами для безопасного плавания.

А у нас? Расскажу юморной случай. После стоянки в том же Гельголанде, надо было отходить на дизеле. Вот включаю я двигатель и прячу голову, чтобы никто меня не увидел. Мы такой шлейф копоти пустили, хорошо, экологической полиции рядом не было.

- Выходит, вы сильно рисковали?

- Да нет же. На «Агинее» я ходил и в Польшу, и к месту гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежское море. Бывало, что налетали на подводные каменные гряды, рвался крепеж мачты. И не тонули! У нас иная технология строительства яхты. На «фирменных» обычно корпус создается с помощью напыления. Мы же - формуем. К примеру, нижняя часть яхты имеет 26 слоев стеклоткани, способных выдержать самый сокрушительный удар.

И, безусловно, в такое плавание нельзя отправляться, если ты сомневаешься в команде.

О встречах и о водке «Партком»

- Виктор Иванович, если узнали, из музея Попович дозвонилась...

- Надежда Николаевна, рады вас слышать.

- Во-первых, хочу выразить благодарность вашему мужественному экипажу, вам удалось не только покорить штормовые моря, что само по себе достойно восхищения. Важно и то, что вы подали хороший патриотический пример. 2003 год для Северодвинска особенный, мы будем отмечать и 450-летие исторического открытия северного морского пути из Московии в Англию Р. Ченслером, и 65 лет рождения города как судостроительного центра России.

В связи с этим у меня предложение к вам - организовать в музее встречи яхтсменов с горожанами.

- Спасибо, принимается. Наверное, неплохо было бы показать фильм, но его обещают смонтировать к ноябрю-декабрю. А вот фотографий много, так что ждем приглашения.

- Юрий Викторович беспокоит, мне интересно узнать, а каких денег стоит подобная «кругосветка», наверняка «удовольствие» дорогое?

- Дорогое, Юрий Викторович. Благодарен вам, что вы об этом спросили. Точной цифры не назову, но речь идет о десятках и десятках тысяч рублей.

Удивительно, но с самого начала идея пройти на яхте по маршруту парусника «Эдуард Бонавентура», которым командовал королевский кормчий Ричард Ченслер, получила поддержку среди руководителей наших крупнейших судоверфей, частных компаний. Генеральным спонсором выступил Севмаш, с помощью которого мы смогли купить оборудование, был создан оргкомитет в администрации Северодвинска, координирующий весь процесс сборов экспедиции.

- То есть во время плавания благодаря спонсорам яхтсмены не бедствовали...

- Знаете, мы даже привезли в Северодвинск хлеб родного комбината. Через 65 суток! Когда мы его получали, директор Северодвинского хлебокомбината Валерий Мостович инструктировал, как употреблять хлеб в вакуумной упаковке. Он специально печется для подводников, чтобы долго хранился, подвергается спиртовой обработке и, когда вскрывается пакет, хлеб необходимо выдержать в течение двух часов. Мы его ели сразу же, вкусно. И главное - не хмелели.

Раз заговорил о спиртном, скажу и о водке «Партком», которая в качестве презентов воспринималась на «ура». Так, на острове Самборо в обмен на 250 граммов «парткомовской» яхту заправили водой и соляркой! Если отбросить шутки, конечно, мы очень благодарны всем, кто поддержал нас. В том числе и газете «Вечерний Северодвинск», журналисты которой обеспечили информационную поддержку проекта.

Отчет подготовил Василий РАШЕВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Спектакль по имени футбол  |
Экономика   Уголь левого берега  |  Жизнь предъявляет новые требования  |
Мир   Информация с верфей  |  Россия и Китай строят батискаф  |  Проницание «Astute»  |  В эллинге уже стоит «Синдугош»  |
Северодвинск   Северодвинская панорама  |  Севмаш передаст «незавершенку»  |
Россия   На морских широтах  |  К одной загадке добавим другую?  |  Ледоколы готовь летом  |
Общество   Соединяет берега  |  Деревенька, что век стояла...  |  Поморские новости  |  Семь футов, «Капитан»!  |  Колечко с голубым камешком  |  Посольство за четыре моря  |  Не вешать нос, гардемарины!  |  Летопись корабельного доктора  |  Для мансардного этажа  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Сентябрь 2002
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com