Подводный флот Великобритании начинает полное обновление
АПЛ класса «Swiftsure» и «Trafalgar», составляющие основу Королевского подводного флота, уже не могут отвечать требованиям современности. Еще в 1993 году военное правительство объявило конкурс на разработку проекта многоцелевой подлодки. Нешуточная борьба разыгралась между двумя крупнейшими судостроительными компаниями Англии: «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd» (VSEL) и «GEC Marconi».В декабре 1995 года было объявлено, что военные выбрали вторую компанию, представившую большее количество инноваций и предложений. Обсуждение нового проекта и переговоры продолжались в течение последующего года, и в марте 1997 года был подписан контракт. Нужно отметить, что в 1987 году VSEL уже представляла свой проект «Trafalgar-2», который был отклонен из-за слишком высокой стоимости постройки лодки. Уже поступил заказ на три подводных корабля нового класса, названного «Astute», что в переводе с английского означает «проницательный». А всего планируется построить пять единиц на судоверфи «Marine Barrow», принадлежащей компании «GEC Marconi», недавно переименованной в «BAE Systems». Закладка головной субмарины, названной так же, как и класс, произошла 31 января 2001 года, ровно столетие спустя после закладки первой британской подводной лодки «Holland-1». Спуск «Astute» произойдет в 2004 году. Выход в море следующих двух лодок - «Ambush» («засада») и «Artful» («искусный») - ожидается в 2007 и в 2009 году соответственно.Источником энергии будет служить атомный реактор «PWR 2» от компании «Rolls-Royce», которая подписала контракт с ВМС на сумму 360 миллионов фунтов стерлингов. Совместно с двумя турбинами мощностью 27500 лошадиных сил он передает свою энергию на один водометный движитель. Этот реактор хорошо зарекомендовал себя на АПЛ класса «Vanguard», по сравнению с которым у подлодок нового класса значительно возросла скорость. Главной причиной этого послужили малые размеры субмарины: длина составит примерно 92 метра, а водоизмещение в погруженном состоянии - 6800 тонн. Ожидается, что максимальная скорость под водой будет достигать тридцати двух узлов, а на поверхности - 28 узлов, что будет являться неоспоримым достижением в строительстве пропульсивных систем. Система контроля и управления лодкой была предоставлена компанией «CAE Electronics».Руководство Королевских ВМС продолжает традицию строительства небольших многоцелевых АПЛ, которые как нельзя лучше подходят к современной геополитической обстановке в мире. Малые размеры лодки позволяют неограниченно использовать ее в прибрежных операциях, не зря же на ней будут устанавливаться крылатые ракеты типа «Томагавк», предназначенные только для наземных целей. Помимо основной функции уничтожения вражеских подлодок и кораблей новейшие британские АПЛ получили более широкие возможности в разведке и «наблюдении», как добродушно сказано в пресс-релизе Королевских ВМС. Как и американцы, британские военные делают ставку на «невидимость». Однако используемые в этом случае композитные материалы легкого корпуса не позволяют лодке слишком большие погружения: рабочая глубина составит примерно 300 метров.Идея подлодки без перископа, впервые примененная на американской АПЛ класса «Virginia», не обошла и Британию. Компания «Thales Optronics» разработала выдвижное устройство СМ010, производством которого займется предприятие «McTaggart Scott». Оно включает в себя цветную камеру с высоким разрешением, высокочувствительную камеру и теплодатчики, передающие инфракрасное изображение, что позволяет использовать это устройство как днем, так и ночью. Устройство имеет и такую функцию, как «быстрый осмотр вокруг», которая позволяет за несколько секунд получить картинку, проанализировать все пространство до горизонта и погрузиться до своего обнаружения. Изображение передается на один из мониторов системы управления боем SMCS, предоставленной компанией BAeSEMA. Отказ от классических перископов и использование выдвижных камер являет собой технологический прорыв, предоставляющий лодке более широкие возможности в визуальном наблюдении.Как уже отмечалось, АПЛ класса «Astute» заменят только пять лодок типа «Swiftsure» и «Trafalgar», оставшиеся из которых будут модернизированы. Поэтому разница в вооружении будет мало заметна. Лодки нового класса будут оснащены шестью торпедными шахтами, которые предназначены для всех типов ракет и торпед, находящихся на борту. Крылатые ракеты «Томагавк» версии «Block 3», предназначенные для наземных целей, используют навигационную систему от компании «TERCOM». Ее суть заключается в том, что перед запуском в блок памяти ракеты вводятся параметры ее маршрута, а во время полета радар, находящийся на самой ракете, корректирует этот маршрут. «Block 3» отличается от своих предшественников улучшенным двигателем и наличием системы глобального определения местоположения GPS. Противокорабельные ракеты - «Гарпун» версии UGM-84 смогут атаковать цели на расстоянии до 70 километров. Торпеды «Spearfish» («рыба-меч») от компании «BAE Systems» имеют активную и/или пассивную головку наведения. Радиус действия составляет 65 километров на скорости 60 узлов.В ближайшем времени министерство обороны Великобритании должно утвердить место базирования новых лодок класса «Astute». Скорее всего, это будет Фаслейн на реке Клайд, что в Шотландии. Фаслейн также служит местом базирования подлодок класса «Swiftsure» и «Vanguard» и остро конкурирует с Девонпортом. ВМС Великобритании было принято решение свернуть строительство пристани в Девонпорте, ранее предназначавшейся для обслуживания АПЛ «Astute».
Андрей БОЯРЧУК По материалам зарубежных источников
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!