Моральный кодекс строителей капитализма. В поисках новой идеиМоральный кодекс строителей капитализмаВ России новых собственников теперь пруд пруди. Но впечатление такое, что каждый из них думает лишь о себеНедавно мне довелось выслушать трагический рассказ о грузинском предпринимателе, очень преуспевшем в московском бизнесе. Стабильные доходы, большая квартира, иномарка, множество приятелей, успех у женщин...н буквально источал довольство жизнью и веру в разумное устройство мироздания! А потом... Потом из Тбилиси пришло сообщение - от передозировки героина умер старший сын. Спустя короткое время погиб и младший. Хозяин жизни на глазах превратился в человека с потухшим взором и трясущейся головой, для которого все на свете утратило смысл. А ценности типа счета в банке, «Форда» и любви красоток - в первую очередь...У народов СССР большой популярностью пользовались сказки про Иванушку-Дурачка, волшебную щуку или лампу Аладдина. И в самом деле - плохо ли? Прошептал заклинание, потер медяшку - и никаких забот: по щучьему велению вот тебе дворец и красавица, которая на фотомодель тянет! Не потому ли лозунг «сказку сделать былью» ласкал нам слух чуть ли не столетие? Идея социализма ввела в грех именно легкостью и простотой. Помните, что требовалось для утверждения всеобщей справедливости? «Отобрать все и поделить». И ничего больше!Лозунг реализовали не полностью. Отобрать отобрали, а насчет «поделить» замешкались.Свалили отобранное в общую кучу, где оно и догнивало семьдесят лет - лишь партийная верхушка из того «общенародного» изобилия отхватывала «по потребности». Лишь к началу девяностых наконец-то озарило россиян: ошибочка вышла! Не надо было отбирать и в кучу сваливать. Так что - кончай социализм строить, надо капитализм восстанавливать!Так вот и оказалась победно реализованной вторая часть исторического лозунга большевиков. Правда, с огромным разрывом во времени: отобрали-то в начале века, а разделить удалось только в конце, да и то на скорую руку. Ну а дальше что? Дальше, вроде, ничего и не надо. Зачем напрягаться, голову ломать, руки мозолить? Мировой опыт ведь доказал, что частная собственность - залог здоровой экономики, гарант демократии. Вот и пусть наша только что объявленная частная собственность сама ведет нас к всеобщему благосостоянию...Увы, довольно быстро выяснилось, что самотеком процветание не приходит. И развитые страны, на которые мы смотрим то с завистью, то с ненавистью, свое нынешнее благополучие выстрадали в тяжких трудах. Они-то свой капитализм чуть не полтысячи лет строили! И отнюдь не благостным был этот процесс. Рождался он (тут с Марксом не поспоришь), действительно, «источая кровь и грязь из всех своих пор». Но за пройденные с тех пор в заботах и исканиях столетия был накоплен бесценный опыт действительно рыночных и достаточно демократических отношений в обществе - найдены и опробованы формы, механизмы и правовые нормы государственного устройства, их обеспечивающие. Формы и правила общественных отношений, механизмы общественного контроля - тоже. Да и на собственной шкуре мы, вроде бы, уже успели убедиться, что частная собственность сама собой не создает ни конкурентного рынка, ни эффективных демократических институтов, она лишь позволяет обществу начать бороться за них.Пора бы нам наконец понять, что без объединения людей в профсоюзы (реальные, а не те фиктивные, что мы сегодня имеем), без создания партий (не клубов по продвижению карьеристов к власти, а настоящих - с серьезными программами и живыми связями в народе!), без прессы, свободной от чиновничьего и олигархического диктата, без выработки демократических традиций, без эффективного общественного мнения процветающую страну не построить!Нынешняя убежденность, что раз у нас появились богатые люди, значит, вслед за ними хлынут все блага демократического капитализма, ничуть не больше обоснованна, чем прежняя надежда, что, отобрав у мужиков землю и согнав их в колхозы, можно добиться всеобщей сытости «от Кронштадта до Владивостока».«Никто не даст нам избавленья» - ни Бог, ни Путин, ни Международный валютный фонд. И «освобожденья» своего от бесправия, нищеты, бандитизма и коррупции мы можем добиться исключительно собственной рукой. Как - это требует особого разговора, непростых споров и решений. Но надо твердо усвоить - дорогу указывать есть смысл лишь тому, кто ее ищет. Толковать же про ее тупики и извивы тем, кто, радостно убрав скульптуру Дзержинского с Лубянской площади, снова норовит завалиться на печь и размышлять там о горькой судьбе «многострадальной отчизны», извините, уже не интересно.Начал я этот разговор с трагической истории удачливого предпринимателя, потерявшего двоих сыновей. Корить человека за то, что он попал в беду, не гуманно. Но что обычно делает благополучный предприниматель на бескрайних просторах бывшего СССР до того, как попадает в беду? Пробует ли он соединить свои деньги, волю и организаторские таланты с деньгами, волею и талантами других представителей среднего класса? Класса, который при капитализме, - единственная сила, реально способная стать организатором и гарантом процветания, законности, порядка, культуры и всего общественного здоровья вообще. Кто иной должен взять судьбу страны в свои руки и не позволять бандитам и политическим шарлатанам бессовестно грабить наши народы, растлевать, а то и прямо убивать наших детей?В России новых собственников теперь пруд пруди. Но впечатление такое, что в большинстве каждый из них думает лишь о себе, о счете в банке, о том, как ему «оттянуться» по полной программе где-нибудь на Кипре, а не о том, как обустроить страну, как внедрить в общественное сознание необходимость честности в делах, справедливости в судах, неподкупности во всех государственных системах. Существует расхожее убеждение, что капитализм основывается на эгоизме и индивидуализме, когда каждый сам за себя. Дикий капитализм, «источающий кровь и грязь из всех своих пор» - безусловно. Но цивилизованное буржуазное общество при необходимости умеет сплачиваться во имя общих интересов, жертвовать личным ради общего, иметь сострадание к тем, кто в беде, делиться с теми, кто в нужде, защищать обиженных, давать отпор обнаглевшим уголовникам и чинушам...Когда-то разложившаяся партийная верхушка с обычной своей бездарностью пыталась внедрить в сознание молодежи «Моральный кодекс строителей коммунизма». Если так же бездарно отнестись сегодня к задачам «Морального кодекса строителей капитализма», то и результат может получиться аналогичный. Не дай-то Бог...
Андрей НУЙКИН
В поисках новой идеиГде-то в середине 90-х первый президент России потребовал срочно выработать национальную идею Все СМИ потешались месяца три, по традиции полагая, что всякое указание, спущенное сверху, ничем, кроме глупости, быть не может. Мне, однако, кажется, что осмеянная и забытая мысль была не столь уж анекдотична.едь глобальная идея время от времени возникает не только у каждой страны, но и у каждой деревни - скажем, соорудить мостик через ручей или вырыть новый общественный колодец. Возникает она и у каждой семьи: определить сына в институт, выдать замуж дочку, построить гараж, купить новый холодильник. Ради воплощения такой идеи люди идут на жертвы - копят деньги, подрабатывают вечерами.Ну а у огромной России такая идея есть?Сегодня, пожалуй, нет.Национальная идея, если говорить о ней не в возвышенно-мистическом, а в сугубо практическом ракурсе, - всего-навсего перспективный план на обозримое будущее. Скажем, в средние века была идея избавиться от ордынского ига, потом - выйти к незамерзающим морям, потом - овладеть европейской культурой, потом - освободить крестьян. К сожалению, все это делалось либо с большим опозданием, либо через спину, в результате чего империя и рухнула в октябре семнадцатого. Краткое время спустя возникла следующая идея - освободиться от нового ига, на этот раз большевистского, что и случилось в девяносто первом году.Сегодня в России решается, порой успешно, множество локальных задач. А вот главная, объединяющая, не сформулирована и, боюсь, даже не намечена. Создать новую, благополучную, процветающую Россию? Кто откажется?! Но можно ли строить дом по десяти противоречащим друг другу проектам? А у нас как раз и происходит нечто подобное - даже в Думе без конца дискутируют, что именно надо созидать: капитализм с человеческим лицом, социализм со звериным или что-либо еще.Какая же из сегодняшних задач представляется мне самой существенной?Чтобы Россия была свободной, процветающей и уж тем более великой, она должна, как минимум, сохраниться. Не распасться на составные, как в семнадцатом и в девяносто первом. Реальна ли сегодня угроза распада? Остерегусь сказать твердое «нет». Ведь и развал СССР за какой-нибудь месяц до путча выглядел утопично.В семнадцатом распалась империя. В девяносто первом - опять-таки империя. Но ведь и нынешняя Россия тоже империя, хоть и уменьшившаяся на треть. И тоже от бед не заговорена.Слово «империя», по традиции совковых учебников, до сих пор звучит как ругательство. Между тем, это всего лишь многоплеменная страна, исторически сложившаяся из разных государственных образований. За века совместной жизни все эти территории сплавились, проросли множеством общих систем: промышленными и торговыми связями, железными и шоссейными дорогами, трубопроводами, водными и воздушными маршрутами. Любой разрыв этих кровеносных сосудов обходится очень дорого - недаром обломки английской, французской или португальской империй, освободившись от ненавистных колонизаторов, лет на тридцать рухнули в нищету. Да и нам распад Союза, даже бескровный, обошелся очень недешево...Так, может, имеет смысл перекреститься, не дожидаясь грома, - хотя бы вспомнить, что конкретно дважды за один век привело державу к катастрофе.Внешне все выглядело просто: разом отваливались так называемые «национальные окраины». Да, взрыв смотрелся именно так. Но что послужило запалом? Кто бросил спичку в пороховой склад?Если бы не в нашем доме пожар, можно было бы даже усмехнуться: оба раза взрывателем послужили маргинальные группки, созданные спецслужбами для локальных целей, малочисленные и неавторитетные. В начале века это были черносотенцы, в конце - так называемое общество «Память». Сами по себе они реальной опасности для огромного государства не представляли. Но реакция на их появление была мощной и разрушительной: национальные движения во всех концах страны обрели не только массовость, не только силу, но и непримиримость. Те, кто прежде вел речь только о культурной автономии, после первых шумных акций маргиналов заняли самую жесткую позицию: только отделение! Самое любопытное, что и в начале, и в конце века группировки, спровоцировавшие развал страны, называли себя национально-патриотическими...Что же это такое - патриотизм? Почему он обладает и сплачивающей, и разрушительной силой?Во всем цивилизованном мире слово «нация» тождественно слову «гражданство». Приезжая за границу, в любую страну, где надо заполнять декларации, мы в графе «нация» пишем - «Россия». Когда американский президент выступает с обращением к нации, он имеет в виду не англосаксов, славян или негров - он напрямую обращается к американской нации. Когда на чемпионате мира чернокожая девушка первой пробегает стометровку, ее называют француженкой, потому что она и есть француженка, то есть гражданка Франции. Одно время к нам часто приходила в гости София, иностранная студентка, два семестра практиковавшаяся в русском. Черные волосы, смуглая кожа, раскосые глаза... Двадцать лет назад шведская семья удочерила маленькую кореянку, и она стала шведкой со всеми правами и без всяких комплексов.У нас же...Недавно я прочел в популярной газете, что в России живет сто девяносто наций - не этносов, не народностей, а именно наций. Не стану винить незнакомого газетчика в малограмотности: ведь это не он так считает, это миллионы людей привыкли так считать. Задайте хотя бы в МГУ сотне студентов один и тот же «национальный» вопрос, и услышите: якут, бурят, русский, татарин, армянин. Так нас учили десятилетиями. Так, к сожалению, приучили. Не случайно в ряде автономных республик возникла некая напряженка в связи с новыми российскими, без графы «национальность», паспортами...Надо отдавать себе отчет: даже в нынешнее, относительно стабильное время мы живем на минном поле. Пока взрывается редко. Но где гарантия на будущее? Ведь сто девяносто патриотизмов способны в клочья разнести и более благополучную страну, чем Россия.Так что же нам делать? И - при чем тут национальная идея?Мне кажется, на ближайшие десятилетия нашей национальной идеей как раз и должно стать осознание себя единой нацией, с общими целями, общей родиной и одним на всех патриотизмом. Это не вопрос идеологии, это вопрос выживания страны.Вроде бы, уже решили: экономика страны должна быть рыночной. Но всегда найдется в Думе дебил, который регулярно бредит национализацией заводов и банков. Куда идти - на Запад или на Восток?
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!