40 лет назад первая атомная подлодка северодвинцев достигла географической точки Северного полюса
Подлодка эта на тот момент носила оперативно-тактический номер К-3. Название же «Ленинский комсомол» кораблю присвоили двумя месяцами позже, уже после его известного арктического рейда.Решение о походе К-3 к полюсу принималось еще в 1959-м, причем на самом высоком уровне. Многие сегодня, к сожалению, представляют те события как участие нашей страны в некоем состязании престижей между СССР и США, и только. Это не так. Американские подводники к июлю 1962 года уже пять раз (!) достигали полюса на своих атомных подлодках «Nautilus», «Scate», «Sargo», «Sea Dragon». Мы же - ни разу! Так что претендовать на чемпионство было уже поздновато. Главная цель заключалась в ином - плаванием к «макушке планеты» наш флот как бы наглядно демонстрировал американцам нашу готовность противостоять их планам в освоении Арктики своими подлодками-ракетоносцами, а в этом отношении США тогда действительно нас опережали.Ледовый рейд наших подводников готовили очень тщательно. Уже в 1959-м К-3 совершила непродолжительное плавание подо льдами на расстояние 260 миль. Затем, в 1961-м, другая северодвинская лодка, однотипная К-3, капитана 2 ранга В.Рыкова ходила подледными румбами.В августе 1961-го К-3 под командованием капитана 2 ранга Л.Жильцова поднялась до 82-й параллели. Ее подледную эстафету приняли атомоходы капитанов 2 ранга В.Чернавина и Ф.Митрофанова: моряки проверяли систему курсоуказания в широтах 70-81 градус, а также провели в ледовых разводьях несколько пробных всплытий.Поход К-3 готовили и моряки военной гидрографии, и летчики авиации Северного флота - они изучали ледовую обстановку по будущему курсу следования корабля, ведь лоции центральной части Северного Ледовитого океана тогда не существовало, и сведения о ледовой обстановке морякам могла дать только авиаразведка.В экипажи наших первых АПЛ зачисляли лучших - самых здоровых, знающих, умелых, надежных. А уж к полюсу 11 июля 1962-го на борту К-3, точно, вышли лучшие из лучших! Многие из них впоследствии стали гордостью нашей военной науки. Такие, как руководитель научной группы похода контр-адмирал А.Федоров, флагманский штурман соединения АПЛ капитан 2 ранга Д.Эрдман, блестящий знаток астронавигации капитан 3 ранга В.Монтелли, начинавший, кстати, инженер-лейтенантом в Северодвинске, еще на приемке эсминцев.И еще малоизвестный факт: лодку к походу на полюс готовили и гражданские северодвинцы. В конце июня в кольскую базу К-3 были откомандированы лучшие специалисты Севмаша и ЭМП (ныне СПО «Арктика»), чтобы еще и еще раз проверить, отладить гидроакустические, навигационные комплексы корабля...В день выхода на лодку прибыл главком ВМФ, который провел совещание офицеров подлодки и заслушал доклад командира корабля о готовности экипажа к походу. Лодка отчалила в полночь 11 июля, а еще через два дня в 11.30 вблизи точки рандеву в Гренландском море она всплыла для встречи с тральщиком, который передал подводникам последние данные о ледовой обстановке. Вместе с ними были получены данные о скорости распространения звука в воде в районе стоянки кораблей-излучателей НГС. После этого К-3 погрузилась и легла на курс 0 градусов. Через каждые шесть часов моряки прослушивали сигналы навигационной акустической системы.14 июля в 10.45 подлодка вошла под кромку льда на широте 79 градусов. В половине третьего часа дня К-3 пересекла параллель 80 градусов, и штурманы перевели курсоуказание в квазигеографические координаты. Перевод в эту систему существенно повышал точность работы гироазимутов и снимал ограничения в их использовании по географической широте. На подходе к широте 85 градусов подводники стали искать полынью для всплытия, и уже 15 июля в 17.40 подлодка всплыла в разводье размером 2.200 на 750 метров. Здесь был проведен сеанс связи с командованием, после чего АПЛ погрузилась под лед и двинулась дальше. 17 июля в 6.59 (по счислению штурманов) советская АПЛ впервые прошла подо льдами географическую точку полюса. Приборы показали глубину 4.115 метров, толщину льда - 4,5 метра. По предложению старшего на борту контр-адмирала А.Петелина, подлодка затем еще около часа шла, не меняя курса, а в 9.55 вторично вышла в наивысшую точку планеты. Всплыть здесь пытались не один раз, но так и не решились: наверху стоял сплошной лед. Наконец нашли разводье... В целом во льдах вблизи Северного полюса, а не в его точке, как зачастую писали и пишут, К-3 всплывала еще дважды - 18 и 19 июля. К слову, точно на вершине планеты впервые удалось всплыть другому атомному кораблю северодвинцев - под командованием капитана 2 ранга Ю.Сысоева. Но произошло это только 29 сентября 1963 года.Самое длительное для того времени подледное плавание советской подлодки составило 1294 мили. Это расстояние она преодолела за 178 часов.Поход К-3 завершился 22 июля в Западной Лице. Там же начались известные ныне торжества, потом были и высокие награды. Время не щадит и героев: уже нет с нами многих участников того арктического плавания. Но осталась история, которой можно гордиться и нам, северодвинцам, ведь это наши отцы создавали подводный атомный флот.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!