Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 21 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 16 июля 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 16 июля 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Музейный караульщик

Версия для печатиОтправить статью другу
На «Красной кузнице» Лукин отработал 49 лет, и все в одном цехе

Специалистов с таким стажем в коллективе больше нет. Как нет на заводе человека, который бы сделал больше его, чтобы сохранить историю первой российской верфи.

Владимира Лукина при нашем с ним знакомстве представили как хранителя заводского музея завода «Красная кузница». Эту свою обязанность Владимир Яковлевич выполнял и выполняет на общественных началах. Следом же одна за другой выяснились удивительные вещи: хотя по основной специальности Лукин судосборщик, это не помешало ему сначала спасти, а затем привести в порядок едва не загубленный музей предприятия, собрать множество архивных материалов, наладить сотрудничество с известными краеведами, и в конце концов самому написать подробную историческую справку о «Красной кузнице». Ну не любопытно ли - человек всю жизнь отработал с металлом, и вдруг на седьмом десятке испытал такой искренний и, можно сказать, созидательный интерес к гуманитарной сфере - к истории?!

Идти по железному пути

В отрочестве он пытался стать спортсменом. Родился Володя на станции Шалакуша в Няндомском районе, здесь же окончил семилетку. Как и многие его сельские сверстники, он рос физически крепким, и знакомый парень присоветовал ему поступать в Архангельский физкультурный техникум. Оказывается, был и такой, на улице Садовой, 48.

Мать собрала в дорогу, дала денег на карманные расходы, и он поехал. Предстояли вступительные зачеты - бег, прыжки, другие упражнения, не в зале, на улице. Но зарядили дожди, и день зачетов стали переносить. День за днем: дождь идет - денежки тают, а соблазнов, вроде мороженого и лимонада, которых деревенские мальчишки отродясь не видывали, в Архангельске хватало. Ясной погоды Володя Лукин тогда не дождался, уехал обратно.

В пятнадцать лет он начал зарабатывать на хлеб. Хлеб был тяжелым: в той же Шалакуше Володя Лукин устроился путевым рабочим. С той поры на всю жизнь запомнились ему главные «нормативы», которым строго должен отвечать стальной путь: ширина - 1.524мм и «в ноле по уровню». И еще - нечетная колея - в Москву, четная - из Москвы. Наверное, тот год работы на железке все-таки сказался, о физкультурном техникуме он больше не вспоминал, и во второй приезд в Архангельск уже поступил в ремесленное училище № 2. Здесь учили на судосборщика - профессии нелегкой и тоже связанной с металлом. Учили так: день теория - день практика на заводе. Это на первом курсе. На втором прежнего разделения уже не существовало - одна практика.

Из ремесленного Лукин вышел с 4-м разрядом - очень высокий разряд по тому времени. На «Красной кузнице» его определили в бригаду Анатолия Васильевича Сидоровского, уже тогда известного в Архангельске труженика, будущего Героя Социалистического Труда. В его коллективе Владимир Яковлевич отработал два года.

Дважды за это время были командировки в Молотовск. Первый раз их отрядили в цех №42 будущего Севмаша, где они для бытовок собирали алюминиевые шкафчики, а кое-кому даже повезло - попали на настоящий крейсер. Правда, крейсер этот - «Архангельск» - уже не строили, а разбирали на металл. Второй раз их направили уже на «Звездочку», здесь вели стапельную сборку ППД - плавдока. Можно сказать, с этого «объекта» призывник Владимир Лукин ушел в армию.

Из радистов - в большие специалисты

Отслужил срочную на Севере, под Мурманском, на дивизионной радиостанции в полку Валентина Ивановича Варенникова - будущего генерала, 1-го заместителя начальника Генштаба. И так случилось, что демобилизовался он в не лучший для завода год. «Красная кузница» в 1959-м простаивала - судоремонтники сидели без заказов, не было и рабочих мест. Первый бригадир Лукина, Анатолий Васильевич Сидоровский, приютил его у себя, а он принялся искать работу. Искал не только в Архангельске, пришлось съездить и в Северодвинск, но безрезультатно. А порядки в ту пору были строгие: нет работы - нет и прописки, а нет прописки - через неделю жди в гости участкового.

Вернуться на «Красную кузницу» Владимиру Яковлевичу помог тогда райком партии. Молодого парня выслушали и не остались равнодушными. Правда, на завод его удалось оформить такелажником в водопроводный цех. Здесь дали ему... лошадку и подводу, чтобы возить трубы, иногда продукты для столовой. Но по «гужевой специальности» Лукин проработал недолго. Вскоре на завод из Германии доставили портальные краны, их нужно было срочно монтировать, а там поворотные механизмы, с которыми никто дела не имел. Вызвали молодого судосборщика Лукина к руководству для короткого и решительного разговора: назначаем тебя бригадиром в корпусной цех, поручаем собрать кран - тебе это дело знакомо... И хотя дело было вовсе не знакомо, Владимир Яковлевич за него взялся с бригадой из четырех человек, еще более несведущих в монтаже. Кран тот, между прочим, и сегодня в строю. Владимир Яковлевич его показал, когда мы шагали по главному причалу завода. Но с той поры и по день сегодняшний судосборщик Лукин так и работает в корпусном цехе «Красной кузницы», вот уже 49 лет! Был бригадиром на судоремонте, учился на вечернем отделении Архангельской мореходки, получив специальность техника-механика, работал мастером по станочному оборудованию, технологом-плановиком, старшим мастером по сварке. Когда же на «Красной кузнице» решили взяться за строительство небольших транспортов, плашкоутов, доков, его назначили начальником участка судостроения, и, наконец, однажды директор завода Сергей Дорофеевич Заголовский категорично определил, мол, будешь ты, Лукин, заместителем начальника корпусного цеха, и тут же подписал приказ о назначении. Когда же пришло время пенсии, Владимир Яковлевич уступил свое место более молодому и перспективному коллеге, сам же ушел в службу ОТК, но все в том же корпусном цехе, которому отдал без года полвека. Таких ветеранов, как Лукин, на «Красной кузнице» больше нет.

«История вас не простит...»

Музей соломбальских судоремонтников располагался в Доме культуры завода «Красная кузница». Хотя государственного статуса у него не было, но высокую репутацию среди историков он имел по праву. Основал музей Анатолий Николаевич Муратов, о котором сегодня Владимир Яковлевич Лукин говорит: «Этот человек для меня святой». После того как Муратов умер, его дело продолжил Александр Николаевич Макаров, тоже человек, увлеченный историей. И вот в разрушительные времена «перестройки» заводу пришлось отказаться от своего Дома культуры в пользу «приватизаторов». Перед музеем, который иные краеведы называли даже роскошным, замаячила перспектива оказаться без крыши над головой. Тогда-то его многочисленные экспонаты, стенды, архивы оказались в красном уголке корпусного цеха. Причем на переезд новые хозяева Дома культуры «чисто конкретно» дали музейщикам... трое суток. Как могли, они переехали, и, естественно, надеялись, что трудности будут временными. Но, как известно, нет в России ничего более постоянного, чем временные трудности. К тому же приключилась большая беда - ушел из жизни Александр Николаевич Макаров...

Ключи от красного уголка принесли Лукину - «покарауль музей, чтобы не разворовали». Оказалось, когда-то общественник Владимир Яковлевич Лукин к какой-то дате в жизни цеха составил историческую справку, вот и сочли, что «караулить музей» кроме него на заводе просто некому. И, к счастью, с выбором не ошиблись.

Образно говоря, история первой российской государственной верфи теперь лежала под замком, а ключ хранился у Лукина. В свободные минуты Владимир Яковлевич открывал этот замок и садился разбирать бумаги и фотографии, поначалу вроде как из простого любопытства. Потом мало-помалу у него появился интерес, который, собственно, и отличает неравнодушных людей. Он стал читать больше, попытался разложить материалы по отдельным папкам, которые распределял по времени событий и по тематике и, в конце концов, пристрастился к тому, что принято называть краеведческим поиском.

Меж тем наступили еще более скверные времена. Завод остановился. Людей частью уволили, частью распустили по домам. В цехах отключили тепло и свет. Лукин продолжал ходить в красный уголок, который напоминал теперь кладовую списанного реквизита, разбирался с документами и с каждым разом все больше понимал: музей нужно спасать. Наконец он решился, пришел на прием к директору Владимиру Борисовичу Шухобову и поставил вопрос ребром: «История вас не простит, если заводской музей погибнет...» Понятное дело, у директора тогда забот, кроме музея, хватало, но, видимо, те слова Лукина его, что называется, задели: «Тогда ищи любое свободное помещение на заводе, отдадим под музей». Нелегко было, но Владимир Яковлевич такое помещение все же нашел, а директор свое слово сдержал. Так уникальный музей «Красной кузницы» удалось спасти. Конечно, затем в его обустройстве участвовал не только Владимир Яковлевич, подключились и другие работники завода. Но вот ведь какая штука - вопрос о сохранении сотен экспонатов, архивных документов в тяжелейший для предприятия час поставил именно он. Выходит, у него душа болела больше, чем у других.

Три века на двух страничках

Сегодня экспозиции музея «Красной кузницы», по моим замерам «на глаз», занимают площадь примерно 14 на 14 метров. Роскошными условия, конечно, никак не назовешь, но все же - помещение светлое, отапливаемое, есть даже местечко, где можно поработать с рукописями и фотоснимками. Здесь Лукин в свободное время и работает.

Однажды на глаза Владимиру Яковлевичу попала историческая справка предприятия. Автор ее, без сомнения, «скакал галопом по Европам», и более чем трехвековая летопись «Красной кузницы» уместилась у него всего на двух страничках машинописного текста. Иными словами, возмутительный непорядок. И с этим непорядком Лукин попытался разобраться сам. Для начала он пошел в архив предприятия, но там почти ничего не нашел. Тогда вместе с заводским архивариусом Владимир Яковлевич обратился в государственные архивы, а еще озадачил своими вопросами производственный отдел «Красной кузницы» - там ведь можно отыскать немало документации по событиям недавнего прошлого. Материалы понемногу стекались, накапливались. Писать же свою справку Лукин принялся, когда завод снова оказался на простое. Он воспользовался этим и полностью погрузился в свое исследование.

Профессиональные историки, возможно, найдут в этом труде Владимира Яковлевича немало, с их точки зрения, недостатков, но тогда правомерно будет задать им вопросы. Отчего сами-то они не жалуют своим вниманием трехвековую историю первой корабельной верфи России? Почему авторство первого перечня «Памятных дат из истории завода «Красная кузница» принадлежит мастеру ОТК В.Я.Лукину, а не им? И кто, как не Владимир Яковлевич Лукин, отыскал и подготовил для дальнейшего исследования материалы о производственной деятельности завода, начиная с 1948 года и по наши дни?

Впрочем, об одном современном «исследовании» истории «Красной кузницы» нужно рассказать подробнее. Однажды Лукину позвонили из отдела кадров: «К нам пришел студент. Он защищает диплом по «Красной кузнице». Ему надо бы дать рецензию». - «А кто я такой, - спрашивает Лукин, - чтобы давать рецензию? Мастер ОТК». Пришел тот студент-историк. Владимир Яковлевич ему: «Что ж, пойдем знакомиться с заводом». Студент в ужасе: «Некогда! Завтра уже защита». - «Ты, молодой человек, на заводе хоть раз бывал?» - «Нет, не бывал. Мне руководитель диплома сказал, чтоб я только архивы использовал»...

Делать нечего. Прочитал Лукин его диплом, многое узнал, чего никогда и не знал, о чем даже не слышал. Но жалко было парня, написал он ему нужную рецензию и даже на защите поприсутствовал. Защитился студент. Теперь лежит, верно, его «исследование» в архиве института, и почему-то есть подозрение, пылится невостребованным.

О чем болит душа

Сегодня беспокойная душа Владимира Яковлевича болит о том, кто бы взялся написать полную историю «Красной кузницы», от петровских верфей и до лет нынешних. Вообще-то, за такое дело уже брались местные краеведы, но кому помешало безденежье, кому безвременная кончина. А еще Лукин признался: уже не столько судьба завода его тревожит, сколько музея. Завод сейчас «Красной кузницей» зовется, завтра его, возможно, будут звать иначе - и не такие заводы нынче разоряются, переходят из рук в руки, а то и вовсе исчезают, а вот музей...

Он не считает себя ни историком, ни краеведом, хотя многое из того, что удалось сделать ему, на мой взгляд, ценнее иных трудов профессиональных историков. Скромный Владимир Яковлевич Лукин однажды в шутку назвал себя «музейным караульщиком».

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Три очка везем от «Балтики»  |
Экономика   Дальняя дорога подорожала  |  Появятся ли волости?  |  Станционные смотрители  |  Муниципальный заказ города  |  Определен новый уровень прожиточного минимума  |
Мир   На морских широтах  |
Северодвинск   С кем съел я пуд соли  |  Швартовка к земной оси  |  Стоимость звездочек  |  Ветер в парусах  |  Северодвинцы идут в море с «медведем»  |
Россия   В космос из-под воды  |  Куроедов не «съел» Комоедова  |
Общество   Убит Евгений Панфилов  |  «Яшкин пуп» - пуп цивилизации  |  Кому экзотика, а кому – беда  |  Музейный караульщик  |  День рождения Нёноксы седой  |  Билеты без посредников – дешевле  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июль 2002
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com