Поэтому эти теплоходы смело возили грузы по северным морям
Необходимость в универсальном транспортном судне, которое бы могло доставлять разноплановые грузы в малонаселенные точки побережья, северяне испытывали давно. И не случайно, ведь в большинстве районов Белого моря и Арктики на подходах к берегу отмечаются малые глубины, а причалов и вовсе нет. Поэтому крупные суда вынуждены производить выгрузку на рейде, а это, как правило, и дорого, и очень хлопотно из-за частой смены погоды. В семидесятых годах корабелы «Красной кузницы» по проекту Ленинградского ЦПКБ предложили морякам свой вариант универсального транспорта.Ленинградцы спроектировали судно двухпалубным, двухвинтовым, с минимальной высотой борта. Машины и служебные помещения расположили в корме. У теплохода предусмотрели подъемный нос, носовую аппарель. Судну надлежало доставлять грузы без перевалки на рейде и перегружать их на необорудованный берег собственными механизмами грузоподъемностью 12 тонн, грейфером и выдвижным ленточным транспортером длиной 26 метров. Передвижная техника должна была перегружаться через подъемный нос и складную аппарель, которую рассчитали на проезд автомобилей с нагрузкой на ось 20 тонн и гусеничной технической массой 500 тонн. Для перекачки наливных грузов предусмотрели насосы и специальные шланги длиной 800 метров. На транспорте спроектировали и станцию электропитания с берега.Старшим строителем первого универсального судна на стапелях «Красной кузницы» назначили опытного корабела - Павла Александровича Дроздова. В водную купель оно сошло в 1978 году. При этом «крестная мать» судна, бывший главный экономист завода Н. В. Попова, во время торжественной церемонии спуска произнесла: «В честь старинного русского села - родины северного судостроения нарекаю тебя именем «Вавчуга…»Первым капитаном судна стал Дмитрий Иванович Астанин. Еще во время постройки по его рекомендациям строители внесли ряд усовершенствований. В должности капитана «Вавчуги» Дмитрий Иванович проработал шесть лет, а когда соломбальцы построили второй аналогичный транспорт, то принял под свое командование и его. Общий стаж плаваний на универсальных судах у Астанина составил 20 лет. Своим теплоходам он дал очень высокую оценку. За весь длительный период его капитанства на судах не было ни одной серьезной аварии или поломки.В первых же рейсах новый теплоход продемонстрировал свои лучшие качества. Плоскодонное судно без опаски заходило на мелководье, ждало отлива и затем благополучно «обсыхало» и садилось на грунт. До прилива автомашины и тракторы с волокушами подъезжали к нему и становились под погрузку. Там же, где «обсохнуть» не было возможности, «Вавчуга» действовала подобно военному десантному кораблю: подходила к берегу, выбрасывала аппарель, «выгружала» и принимала автомашины, тягачи, тракторы и даже… танки.Теплоход очень ждали в Мезенском районе и Ненецком национальном округе, где наиболее сильные приливы и отливы. Но, возможно, больше, чем в других поморских селениях, радовались новому судну в Койде, куда морские суда вообще не заходили. В первый же рейс сюда «Вавчуга» доставила 600 тонн грузов.Навигация для теплоходов «Вавчуга» и «Варандей» (такое наименование получило второе судно) начиналась в мае, сразу же после ледохода. Суда сначала возили грузы в населенные пункты Белого моря, потом переключались на обслуживание мурманского направления в Баренцевом море и уже после начинали ходить в Карское море. В обратной последовательности теплоходы и завершали навигацию.Порой случались и экстремальные ситуации. Не раз теплоходы попадали в жестокие шторма и тогда их корпуса держали экзамен на прочность. Однажды во время «обсушки» вода вымыла под днищем судна грунт так, что теплоход стоял, «опираясь» на нос и корму, но корпус его все-таки выдержал.Иными словами, это были действительно универсальные и во многом незаменимые суда, оправдавшие надежды поморов. Однако с ухудшением дел в экономике государства снизился и грузооборот «северного завоза», теплоходы стали простаивать без работы, и Северное пароходство передало их на Балтику. Здесь до 1996 года они и работали, ходили за рубеж, в Германию, Бельгию, Голландию и Англию.А потом «Варандей» и «Вавчугу» продали на Дальний Восток, несмотря на коллективные обращения, просьбы и требования жителей многих поморских поселений восстановить морское сообщение с помощью этих теплоходов. Соломбальские суда ушли через Суэцкий канал на Тихий океан. Говорят, здесь моряки внесли в конструкцию универсальных судов свое «рацпредложение» - носовую аппарель намертво заварили, поскольку необходимость в ней отпала: в местных морях подходы к суше глубокие и пользоваться этим откидным «транспортным мостиком» уже не было необходимости.А последнее известие о них и вовсе оказалось трагическим: один из двух теплоходов «Красной кузницы» уже затонул.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!