С 1 июля этого года нарушителям правил судовождения и эксплуатации маломерного флота грозят серьезные штрафы
Сегодня гость «Корабельной стороны» и наш собеседник - руководитель областной Государственной инспекции маломерных судов Виктор Владимирович ГРЕХОВ.Втор Владимирович, сегодня на реках и на море каких только «личных» судов и плавсредств не увидишь: карбасы, лодки, катера, яхты… Причем среди них есть суда серийной, заводской постройки, есть и некий «гибрид» - переделанные или усовершенствованные на свой лад, а также огромное количество тех, что от киля и до клотика построены своими руками. Что же следует понимать под «маломерным судном»?- Как ни покажется странным, но общего и однозначного понятия пока нет, оно не сформулировано. Скажу, как трактуют его наши нормативные документы: это самоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью менее 12 человек, с мощностью главного двигателя, если он стационарный, менее 75 л.с., а если двигатель подвесной, то без ограничения его мощности. В это число, правда, не входят военные и спортивные катера. К маломерным судам относятся также гребные лодки вместимостью менее 100 килограммов, байдарки вместимостью менее 150 килограммов, наконец, надувные лодки вместимостью менее 225 килограммов. Все суда или плавсредства, которые выходят за рамки упомянутых ограничений, подлежат учету уже в другой организации - Регистре.- А парусные суда, яхты?- Они тоже относятся к маломерным, а потому наши требования надлежит выполнять и их владельцам.- Как далеко распространяются границы подведомственной вам акватории?- Строго говоря, район, поднадзорный нашей инспекции, ограничен прибрежной зоной морей. Мотолодкам, катерам, которые зачастую не обладают должными мореходными качествами, плавание в открытом море запрещено. Но правда и то, что «Казанки», «Днепры», другие типы речных катеров зачастую можно встретить за Лапоминкой, а то и дальше, на Мудьюге. Фактически, все мы, жители Архангельска, Северодвинска, поселений Приморского района, как раз и находимся в «прибрежной зоне», а потому инспекция делает своего рода исключение и разрешает заходить судоводителям в район того же Мудьюга. В то же время мы требуем, чтобы их катера были обязательно оснащены вторым, то есть резервным, подвесным мотором.- С учетом масштабов нашей области, ее внешней и внутренней акватории получается, под вашим надзором огромный флот!- Архангельская область, если так можно сказать, «водоплавающий регион», и по нашим оценкам, маломерных судов сегодня в целом насчитывается 30 тысяч единиц.- По моим чисто зрительным наблюдениям, за последние десять лет количество катеров и моторных лодок на воде все-таки уменьшилось, раньше их было больше. Связано ли это со значительным подорожанием бензина либо у этого явления иные причины?- У меня несколько иное впечатление. Года два-три назад действительно было снижение количества маломерных судов, но причина этого прежде всего в том, что наша российская промышленность последние несколько лет практически не выпускала новых катеров и лодок, разве что только казанский завод, а многие из старых, в особенности «шитых», уже износились, отжили свой век. Сейчас положение постепенно выправляется: наша промышленность наладила выпуск катеров и лодок, к тому же стали появляться и маломерные суда зарубежной постройки. Конечно, далеко не всем они по карману, но все-таки они уже есть. Большой зависимости от роста цен на горючее я не усматриваю. Повторюсь: мы «водоплавающий регион», в котором катера и лодки большинству владельцев нужны не для развлечений и отдыха, а для повседневной жизни. Бензин, конечно, дорогой, но ведь и без лодки не прожить.- А как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние «деревянного» маломерного флота, ведь наше Усть-Двинье издревле славилось самобытными мастерами по шитью лодок, карбасов, ботов? Сегодня их все меньше и меньше…- В количественном отношении «шитый флот» пока остался на прежнем уровне, хотя, как я уже говорил, возраст многих катеров и лодок перевалил за критический. С тем, что мастеров-лодочников у нас остались единицы, я соглашусь. Более или менее крупные деревянные суда еще продолжают шить на соломбальской верфи. Это известные карбасы типа дори. Потребность в них по-прежнему есть, поскольку это рабочие, промысловые суда, удобные и надежные. Работящему помору без таких не обойтись. - Итак, есть огромное количество маломерных судов, которые должны быть не просто взяты на учет, а ежегодно проходить технический осмотр, есть большая армия владельцев-судоводителей, которая обязана строго следовать правилам содержания и эксплуатации судов, а велик ли штат вашей инспекции?- Два человека в Архангельске и еще пятнадцать на всю остальную область.- Всего-то? Совершенно очевидно, что этого мало!- Очень мало, во всяком случае, не по объему работы. Однако из-за проблем с финансированием инспекции мы сегодня не можем себе позволить ни расширить штат, ни решить другие свои злободневные задачи. Вообще, на сегодня финансирование - наша главная головная боль. Так получилось, что из-за организационных моментов, когда нашу инспекцию маломерных судов передавали в ведение Министерства природных ресурсов, вопрос, кто же будет содержать ее, что называется, завис в воздухе. В итоге наши люди уже пять месяцев не получают зарплаты. Есть также и целый ряд других нерешенных проблем, с которыми пришлось вступить в новую навигацию.- Виктор Владимирович, если не секрет, сколько в среднем получает инспектор?- Около 2.300-2.500 рублей в месяц. При этом замечу, человек этот в период навигации постоянно находится на открытой воде, то есть в работе его постоянно имеется доля риска, к тому же он «ходит под законом», как обычно говорят об ответственности специалистов, которые представляют государственную власть. Так что нам пока приходится уповать на скорейшее решение властей, а также изыскивать средства для работы инспекции. Хорошо, что находятся руководители, которые к нашим трудностям относится с пониманием, в их числе, к слову, и Александр Николаевич Беляев - мэр вашего города. - И все же, как я понимаю, оптимизм вас не покидает, вы строите серьезные планы…- Думаю, что вопрос о финансировании инспекции маломерного флота в конце-то концов будет решен положительно. Но нельзя сводить все наши трудности лишь к этой проблеме, на мой взгляд, где-то стоит пересмотреть и саму систему работы инспекторов. Например, сегодня по основной обязанности им приходится быть едиными сразу в нескольких лицах: инспектор, а еще и регистратор, и бухгалтер, и экономист. Не всегда это на пользу делу, особенно в период навигации. Возможно, более эффективным будет создание в инспекции двух отделов, назовем их так - оперативный и регистрационный. Упрощенно говоря, оперативный объединит усилия по надзору за тем, что происходит на акватории, причем с выездами, рейдами во все районы области, а регистрационный отдел возьмет на себя то, что принято называть «бумажной работой».- Дорожная инспекция, например, имеет свой служебный транспорт, а инспекция на воде?- Несколько лет назад с этим было крайне тяжело. Скажем, мне в течение шести лет пришлось выезжать в рейды на своем личном катере. В сходной ситуации оказались и многие мои товарищи. Некоторым из них и сейчас приходится прибегать к помощи судоводителей, имеющих катера. Но здесь положение стало меняться к лучшему. У нас уже появилась возможность приобретать сравнительно мощные подвесные моторы типа «Вихрь», может быть появятся и более солидные «Меркурии», так же, как и свои инспекторские «корпуса» - надежные и скоростные катера. - Если рассматривать все зарегистрированные инспекторами нарушения за последние годы, каких получается больше, каких меньше?- Самое большое количество нарушений связано, если так можно сказать, с «нерегистрацией». К сожалению, многие считают, что, приобретая катер, лодку или иное маломерное судно, можно обойтись и без регистрации в инспекции. Вторая беда - судоводители «забывают» проходить техосмотры, а ведь и регистрация, и техосмотры - это столь же обязательные процедуры, как и в автоинспекции для владельцев автотранспорта. Наконец, третья категория нарушений - управление маломерным судном без водительских прав, передача управления катером или лодкой другому лицу, нарушения правил вождения и навигации.- Ну а нетрезвые граждане «за рулем»? - Что греха таить, с этим тоже забот хватает, ведь большинство серьезных нарушений, и тем более смертельных случаев, на воде происходит как раз после употребления алкоголя участниками трагедий. Вот и в прошлом году произошло 12 аварий, которые повлекли за собой гибель 12 человек. Основные причины: неправильное размещение груза в лодке и управление катером в нетрезвом виде. Кстати, большинство случаев с приемом горячительного происходит, как правило, на рыбалке. Вообще хочу сказать, правила судовождения, обеспечения безопасности пассажиров, как, впрочем, и другие, связанные с эксплуатацией маломерного флота, лучше бы не нарушать. С 1 июля этого года вступает в силу Кодекс административных правонарушений Российской Федерации, там предусмотрены очень серьезные санкции. Например, управление незарегистрированным судном либо не прошедшим технический осмотр, либо имеющим неисправности наказывается штрафом от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Некоторые из нарушений правил плавания могут повлечь за собой такой же штраф или же лишение права управления судном на срок до года. Ну а судоводитель, который управляет катером или лодкой в нетрезвом виде, может быть оштрафован на сумму до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишиться прав на два года.Поэтому кое-кому следует подсчитать и подумать, стоит ли браться за рюмку.- Пьяному-то ведь и море по колено, как вы знаете. Если он не отреагирует на действия инспектора или же каким-то образом воспротивится его действиям…- Тогда ему грозит штраф от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда… Иными словами, мой настоятельный совет «рисковым судоводителям»: лучше правил не нарушать. К слову, эту простую истину начинают понимать все больше и больше владельцев маломерных судов. В моей практике, между прочим, было уже несколько случаев, когда достаточно обеспеченные граждане, из категории тех, кого обычно принято называть новыми русскими, обращаются с вопросами в инспекцию, как научиться хорошо водить катер, как лучше усвоить правила навигации, где получить права? Обучиться и получить права, к слову, можно на специальных полуторамесячных курсах. Так вот, все они, как правило, очень занятые люди, и когда предлагаешь им подготовиться к экзаменам экстерном, они отвечают: нет, экстерном не получится, мы хотим учиться не ради формального получения водительских прав, а всерьез.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!