За свою долгую историю Лайский Док породнился со всем Усть-Двиньем
В кают-компанию «Корабельной стороны» Зинаиду Петровну Сальникову мы пригласили не случайно. На этой неделе коллектив одного из старейших в Архангельской области предприятий - Лайского судоремонтного завода - отметит свое 95-летие, а Зинаида Петровна возглавляет работу по организации на предприятии небольшого музея. К тому же она родилась в поселке и проработала на заводе с первого своего трудового дня и по нынешний.-Зинаида Петровна, не по общественному поручению, а, как говорится, сам Бог велел именно вам рассказывать о людях Лайского Дока. А первый-то мой вопрос будет о вашей семье, об отце - Шишкине Петре Петровиче. Он ведь человек известный, один из первых электросварщиков в судоремонте в нашей области.- Вообще-то наша семья не местных корней, отец до войны жил в Кировской области. Его отец, мой дед, - из крестьян, из тех, кого называли середняками. Семья его попала под репрессии в самом начале тридцатых, когда шло массовое раскулачивание. И хотя отец в ту пору уже уехал в Архангельск, поступил на «Красную кузницу» подсобным рабочим и учился на электросварщика, его отдали под суд «за сокрытие социального происхождения», там приговорили к 5 годам, их он отбывал в Плесецком районе. После досрочного освобождения отец вернулся на «Красную кузницу».Похожая судьба и у мамы - она окончила курсы поваров при Северном пароходстве, ходила на судах, но вскоре «органы вычислили», что ее дядя держал лавку в деревне, и заграничную визу ей закрыли. Мои родители поженились в 1936-м.Отца, как редкого специалиста, часто командировали из Соломбалы в Лайский док. В конце концов он переехал сюда с семьей, здесь и остался на всю жизнь. Специалистом он был действительно редким, ведь на то время электросварку только-только начинали осваивать. Кстати, во время войны его звали работать на молотовский завод № 402, но он отказался. На пенсию отец ушел в 1961-м, будучи начальником корпусно-сварочного цеха.У отца была трудная работа, но он ее никогда не чурался. На завод приходил к семи утра, чтоб всё до начала смены обойти, осмотреть. С детства помню, как возвращался домой усталый, ложился прямо на пол. Полежит немного, отдохнет, и уж пора вставать, идти на огород, или же по хозяйству работа ждала. Без подсобного хозяйства в нашем поселке не проживешь.Но судьба нашей семьи в сравнении с историями других династий Лайского дока выглядит очень скромно. У семейств Телегиных, Семановых, Костиных, Дубровиных, Пустошных да и целого ряда других корни уходят очень глубоко. Там по три, а то и по четыре «колена» имеется. К тому же судьбы многих людей из разных династий за эти долгие годы много раз переплетались по жизни. Лишний раз убеждаешься в этом, когда работаешь с материалами для будущего музея.- Наверняка основной костяк коллектива, да и основное население поселка, составили местные жители.- Иначе не могло и быть. В самом начале прошлого века, когда еще только начинали рыть котлован будущего дока, людей набирали в ближайших деревнях и селах, например в Конецдворье, Шихарихе, Глинниках, Свинце, Рикасихе. Многие затем оставались жить «при заводе», и потому сегодня Лайский док связан родственными узами со всем Усть-Двиньем. Порой случается, что «родство» очень неожиданным образом обнаруживается. Вот и у Василия Николаевича Бойко, нашего директора, хотя сам он из Белоруссии, по линии его супруги есть дальние родственники из династии Скачковых, знаменитых корабельных плотников и столяров из деревни Прилук.- Фамилия корабельных плотников Скачковых мне известна, они участники строительства экспедиционного судна «Персей». Кстати, немногие знают, что своим появлением этот первенец советского научно-исследовательского флота обязан именно корабелам Лайского дока. Какие-то новые «следы» в истории с «Персеем» вам удалось отыскать?- Нет. С 1923 года, когда у нас «Персей» строился, прошло много времени, и, к сожалению, из поколения начала двадцатых в поселке уже никого не осталось, а потомки их, так уж случилось, разъехались по стране. Вообще, таких старожилов, которые бы застали довоенные события, в поселке, пожалуй, нет. В почтенном возрасте Августа Федоровна Кулак, она работала бухгалтером на заводе. Или вот Мария Никитична Дубровина, которая руководила профсоюзной организацией во время войны. Обе эти женщины, кстати, были первыми комсомолками в нашем коллективе. Из тружениц военных лет можно назвать еще Анфису Александровну Шелыгину, Ульяну Ивановну Кириллову, Лидию Андреевну Гмызину. Мужчин их поколения осталось меньше: Александр Васильевич Бугаев, Антон Сергеевич Боровиков, Герман Константинович Панфилов... Что тут скажешь, время берет свое, люди уходят.- А еще глубже докопаться не пытались, по документам? Я имею в виду то, что было в окрестностях Лайского дока до 1907 года?- Ничего не было, а точнее сказать - «бесплодная торфяная тундра», как характеризуется этот участок казенной земли в документе 1898 года. Вот его и выхлопотал в аренду для нужд Архангельской конторы товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства Петр Иванович Витт. Поначалу он замышлял устроить здесь зимовку судов Товарищества. Участок двинского берега в 40 тысяч квадратных саженей ему отдали на срок до 1915 года, а вскоре возникла идея построить здесь же эллинг для ремонта и док для осмотра подводной части судов. При этом Витту потребовались настойчивые усилия, чтобы убедить в экономической целесообразности нового предприятия и губернскую власть, и самого царя. Царь же 2 апреля 1899 года наконец «соизволил» передать в бесплатное пользование под устройство эллинга и дока участок земли сроком на 99 лет. Причем было оговорено, что по истечении этого времени все постройки и сооружения, возведенные здесь, будут переданы в казну, то есть государству, безо всякого вознаграждения за них Товариществу...- Не всякий рискнул бы начать дело на таких кабальных условиях, а Витт решился. Что это был за человек?- О нем известно немного: архангельский предприниматель, имевший собственный лесопильный завод в устье речки Шоля - это приток Лаи, один из руководителей Товарищества. Судя по всему, очень деятельный человек, в поисках подходящего места для будущего дока он лично изучил береговую линию в устье Северной Двины и остановил свой выбор на Лае. Он же и руководил его строительством. По тем временам это было крупное гидротехническое сооружение. К сожалению, это все, что нам известно о Витте.- Любопытно, сколько всего директоров было в Лайском доке за эти 95 лет?- Точно могу сказать - двенадцать. Первый из них - Петр Иванович Витт, о котором мы говорили, хотя правильно его должность называлась - директор-распорядитель. Дольше всего, двадцать два года, руководил предприятием Дмитрий Ильич Кокоянин, с 1935 по 1957 год.- Эта фамилия тоже на слуху, в определенном смысле легендарная личность...- Дмитрию Ильичу досталось, быть может, самое трудное время. Я имею в виду войну и последующий восстановительный период. В войну, к слову, на смену мужчинам, которые ушли на фронт, пришли женщины и подростки. Причем женщинам пришлось осваивать новые для себя профессии. Например, Л. В. Иванова стала кочегаром, а К. П. Баженова котельщиком. При заводе пришлось открыть ясли и детский садик, чтобы дать возможность женщинам уйти на производство. Всего же «промышленных рабочих, мужчин, женщин и подростков», как сказано в пояснительной записке директора Кокоянина к годовому отчету, на предприятии числилось 96 человек. И вот с таким коллективом док безостановочно выполнял ремонт судов и военных кораблей. Кстати, многие корабли приходили к нам из Молотовска, когда на заводе № 402 имелись проблемы с докованием.Ну а в памяти многих Дмитрий Ильич Кокоянин остался как толковый и доступный руководитель, очень простой человек. Род его из вологодских крестьян. Мне однажды отец рассказывал, как зимой они «ездили» с Кокояниным в Архангельск на совещания. Запрягут лошадку и едут по реке, а снег глубокий, Кокоянину по-крестьянски лошадь жалко, они вылезут из саней и дальше до самого города пешком идут, а лошадка с санями следом плетется...- Зинаида Петровна, четыре года назад я познакомился с краеведческим исследованием вашего коллеги Юрия Васильевича Быкова, как раз по истории Лайского дока. Это интересная, серьезная работа, и, к слову, единственная в своем роде. К сожалению, с Юрием Васильевичем мы не были знакомы, расскажите о нем.- Он пришел к нам, окончив отделение судоремонта Архангельского морского техникума, еще в пятидесятые, работал начальником технического отдела, а вот идеей написать историю предприятия загорелся уже в достаточно зрелом возрасте. Над рукописью он работал несколько лет, поднимал архивы здесь и в Архангельске. Последние годы сильно болел, но начатое дело не бросал. Вообще, Юрий Васильевич был активным общественником, и в свое время организовывал в коллективе спортивные секции. Благодаря ему у нас регулярно проводились соревнования, даже была своя команда по гребле на шлюпках. - Многим на зависть ваш небольшой коллектив действительно был известен своими спортивными достижениями. Помнится, в свое время меня поразил тот факт, что в Лайском доке имелась своя команда по... хоккею с шайбой, это когда не каждый крупный завод мог позволить себе такое.- Знаете, хоккейная команда у нас и сейчас есть, правда, выступает она уже не от завода, а от Приморского района. Хоккейная коробка, как и прежде, действует, и с детьми здесь работает штатный тренер, а дети, скажу вам, не только из Лайского Дока, но приезжают заниматься из других поселков. Тут с благодарностью надо сказать о Льве Третьякове, который работал на заводе прорабом и на общественных началах начинал строить наш стадион, создавать местную команду, о которой вы вспомнили...Вообще, я то время часто вспоминаю, и вспоминаю как лучшие годы. Люди в поселке жили будто одной и дружной семьей, ничего не делили, были терпимее, добрее относились друг к другу. После работы - все в клуб, там отдыхали, была художественная самодеятельность, на «Голубые огоньки» собирался весь поселок. Возможно, кому-то и покажется смешным, но мужики так говорили: трешник все равно без пользы пропьем, так лучше уж сходить в клуб. А какая у нас дружная комсомольская организация была! На субботники выходили все, никого не призывали, не подгоняли, хотя ведь у многих из нас уже были дети, у меня самой двое. Или вот - идет комсомольское собрание, в одной комнате - мы, а в соседней - наши дети, с ними по поручению собрания занимается кто-нибудь из взрослых. Мне кажется, наша молодость прошла интереснее, чем у наших детей. Сейчас у них одни проблемы: где найти работу? как заработать? А ведь что-то должно быть и для души... - Зинаида Петровна, меня заинтересовал докмейстерский журнал вашего завода. Я изучал его, очень интересный документ. Период, о котором вы вспоминали, действительно являлся «золотым временем» для вашего завода: от ледохода до ледостава корабли и суда становились в док один за другим.- Действительно, такой документ может о многом рассказать, и о том, как развивалось предприятие, в частности... В первую навигацию на Лае было «отдоковано» 11 судов, во вторую - 27, дальше - больше, а в пятидесятые годы и в начале шестидесятых к нам уже приходило по 60 судов за навигацию, у причалов завода «зимовало» по 19 кораблей. Мы ведь не только ремонтировали суда и плавсредства, у нас они проходили обязательные плановые освидетельствования Регистра. Поэтому, пока был в Архангельске и его окрестностях многочисленный флот, без работы мы не оставались. Сегодня же, как и многие предприятия отрасли, коллектив наш в новых экономических условиях борется «за свое место под солнцем».- Если верить докмейстерскому журналу, экспедиционное судно «Алексей Марышев», которое первым вошло в Лайский док в эту навигацию, в обобщенном списке за 95 лет стало 3676-м. До «круглого юбилея», конечно, далеко, но все же я пожелаю, чтобы цифры 4000 ваш коллектив достиг как можно скорее. Иными словами, чтобы док никогда не пустовал и у людей всегда была бы работа.- Спасибо.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!